Новости
Между Салехардом и Надымом обещают отремонтировать аварийные участки к маю
Раннее тепло и солнечная погода радуют жителей Ямала. Однако на дороге между Салехардом и Надымом настроения депрессивные: перепачканные грязью водители сражаются за автомобили, проваливающиеся в месиво. Некоторые застревают надолго – их спасает только трактор, который курсирует на самом сложном участке ближе к Надыму.
Корреспондент «Красного Севера» увидел, что происходит на трассе, и узнал, когда это закончится.
Проедут только с трактором
В соцсетях есть видеоролики и фотографий с главной дорожной магистрали ЯНАО. Сюжет похож: автомобили медленно ползут по грандиозному месиву.
Проезд между Салехардом и Надымом открыли в декабре, обеспечив западной части региона долгожданную связь с Большой землей. Во время морозов проезд действовал без перебоев, в ямальской столице успели обосноваться два федеральных сетевика. Но в первой половине апреля приключилась оттепель, а с ней начались неприятные сюрпризы…
Вчера микроавтобус с журналистами «Ямал-Медиа» рано утром отправился на проблемную трассу. Сначала под колесами попадались трещины и ямы, транспорт потряхивало. Пока только 165 из 344 километров пути покрывает асфальт. Все остальное – щебень, уложенный поверх отсыпки; дорожники называют это переходным типом покрытия.
Когда асфальт закончился, скорость движения резко упала до 40 километров в час, из-под колес полетела жидкая грязь. Но это «лирика». Дальше – хуже.
Дорожный знак 160-километр. Колея становится большой, жижа со щебенкой. Мужики называют ее «няша», ноги засасывает, если выйти из автомобиля. Местами образовалось полноценная трясина, появляются застрявшие машины. Пришлось лавировать между ними и рытвинами, наш водитель Григорий сбавил скорость до пяти километров. Микроавтобус проваливался и терся днищем о насыпь – суровое испытание для импортного «железного коня»…
Еще недавно, когда стояли морозы, ничего подобного не было.
– Зимой три раза ездил в Салехард из Сургута. Нормально было, – рассказал старый дальнобойщик, которого мы встретили одним из первых. Ветеран северных трасс спешил доставить в груз в магазин окружной столицы, сумел прорваться. А вот его коллега засел в грязь намертво. На подмогу пришел трактор, курсирующий на этом участке от обслуживающей дорогу организации.
Тракторист Александр – из Надыма, с самого утра он превратился в спасателя. Больше тут рассчитывать не на кого. Связь на проезде не устойчивая, ловит ближе к городам.
Снимаем, как тяжелую технику тянут из раскисшего тракта. Трактор надрывно рычит, раз за разом дергает толстой цепью грузовик с тралом, где возвышается огромный эскалатор.
– Отойдите! Цепь может разорваться и убить! – кричит участник перегона, отгоняя нас подальше.
Многие мужчины настолько раздражены, что просят не донимать расспросами. Разговорчивым оказался представившийся Артуром: «Мы из Сочи едем. Такого даже не ожидали».
Ехали из Сургута, остались без колеса
Другим северный маршрут преподнес не только мокрую неожиданность. Внедорожник из Ханты-Мансийского округа примостился на обочине – без колеса.
– Срочно выехали по работе из Сургута в Лабытнанги. И пробили камнем переднее колесо, – объяснили перемазанные грязью мужики. Сетуют, что за колесо придется платить из своего кармана. И не скрывают раздражения: – Нормальные дороги остались в Хантах. У нас их делают проезжими даже на месторождения.
Трассы ЯНАО и Югры давно сравнивают не в пользу первых. Даже Росстат однажды назвал дороги в ХМАО лучшими за пределами Москвы, а ямальские отнес к середнячкам.
Местные эксперты сдержаннее в оценках: путь из Салехарда в Надым торят среди заболоченных почв, с потеплением в некоторых местах он собирает слишком много воды. В этот раз неожиданная оттепель затянулась, мелкие речушки и ручьи обзавелись промоинами. Открытые пространства лесотундры почернели открывшимися из-под растаявшего снега растениями и кочками. Местами даже зеленела трава.
– Происходит чрезмерное переувлажнение грунта водами, – так объяснил просевшие участки заместитель директора ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» Александр Симонов.
Полотно, по наблюдениям корреспондента «Красного Севера», сильно раскисло на трех участках. Александр Симонов сообщил, что общая протяженность проблемных сегментов составляет 18 км. По его словам, нечто подобное прогнозировалось, но не в апреле, а в мае: «Мы ожидали, что с переходным типом покрытия будут какие-то дефекты, но неожиданно теплая погода внесла коррективы, плюс повлиял тяжеловесный транспорт».
В дальнейшем разговоре к «виновникам» добавились недостатки в уплотнении щебеночной смеси, усиленные нагрузкой автопотока – из-за чего камни пробивают шины.
Разбираться с этим в дорожной дирекции собираются так:
– У нас контракт с подрядной организацией для устранения дефектов из-за паводковых вод, заранее заготовлены материалы для работ. Будем исправлять, – заверил Александр Симонов.
Снизить «давление» чрезмерного увлажнения на проезд от Салехарда до Надыма дорожники обязались к маю. Задействуют четыре грейдера и два трактора К-700. После этого для транспорта с запредельной нагрузкой введут ограничение. Оно будет временным – со 2 мая по 31 мая. При этом весовые ограничения не будут распространяться, например, на пассажирские автобусные перевозки, перевозки пищевых продуктов, питьевой воды, животных, лекарственных препаратов, топлива, почты и других грузов. Также ограничение не будет действовать для транспорта и техники, которые используются в содержании дорог.
Когда мороз в облегчение, а на Аляске нет асфальта
Уже сегодня ночью на помощь главной дороге пришла погода. «Морозец скрепит грязь. Проваливаться не будем», – надеются водители, которые были в ужасе от перспективы отправиться в обратный путь. Из Салехарда грузовики чаще идут пустыми, что усложняет езду по просевшим участкам.
– В ночное время постараемся разровнять проезжую часть, чтобы она после этого подморозилась. Проезд будет легче в этот период, – отметил Александр Симонов.
У пользователей главной магистрали округа тоже есть подсказки на перспективу: например, лучше укатывать щебенку. Еще они надеются, что летом солнце осушит участки, превратившиеся в труднопроходимое месиво, и дорога перестанет преподносить сюрпризы.
Кстати, надо ли асфальтировать в этих широтах – вопрос дискуссионный. Например, на трассе Колыма, за редким исключением, оставили переходный тип покрытия. Обходятся без асфальта и в полярной части Аляски.
– В Канаде и в Америке на этой широте дороги в переходном типе покрытия. Такая практика и в России, например, в Якутии. Но, я думаю, что людям комфортнее ехать из Салехарда по асфальту, – поделился мнением Александр Симонов.
Сейчас вдоль важнейшей трассы ЯНАО стоят горы щебня, который заранее был заготовлен для укрепительных работ.