#ЯНеХотелаУмирать. Ямальские жертвы домашних тиранов решились на откровенность | «Красный Север»
0°C

Новости

#ЯНеХотелаУмирать. Ямальские жертвы домашних тиранов решились на откровенность

«После удара кулаком в лицо я упала на пол. И он с криком: «Признавайся, где была, шлюха?» начал бить меня ногами. Наш шестимесячный малыш проснулся и заплакал. Тогда муж так треснул по детской кроватке, что сломалась перекладина. Я очень испугалась за ребенка. Именно это заставило меня бежать…»  


О семейном насилии, с которым ей пришлось столкнуться, рассказала жительница Нового Уренгоя. 

…Мужчину своей мечты она встретила в другом городе, куда уехала учиться. Была пышная свадьба, море цветов и подарков. А потом начались будни. Муж оказался настоящим тираном. Очень ревновал красавицу-жену и по любому поводу «воспитывал» ее кулаками.  Причиной могла стать задержка на работе, чей-то взгляд в ее сторону, прозрачная кофточка. 

В тот раз девушка пошла в магазин за детским питанием, по пути встретила подругу и полчаса проболтала с ней в соседнем парке на скамейке. Когда вошла в дом, муж с порога начал ее избивать. 

На следующий день, когда супруг ушел на работу, она быстро собрала в сумку детские вещи, положила сменный комплект одежды для себя, взяла документы и с ребенком уехала. По дороге заложила в ломбард обручальное кольцо, купила за эти деньги билет до Нового Уренгоя и отправилась к родителям. Он приезжал, просил прощения, но она не простила. 

Теперь у женщины новая семья, любящий муж, оформивший отцовство на ребенка. Поскольку родной папаша, обидевшись на сбежавшую супругу, отказался платить алименты, это не составило особого труда. 

Эта история про бытовую тиранию закончилась хорошо, но часто концовка получается трагической…

Я не хотела умирать

В Сети набирает обороты флешмоб в поддержку закона о домашнем насилии, организованный активистками Алёной Поповой и Александрой Митрошиной. Они опубликовали в «Инстаграме» фотографии с макияжем, имитирующим синяки и кровь, и отметили хештегом #ЯНеХотелаУмирать.

Идея родилась после огласки дела сестер Хачатурян. Активистки считают: если придать процессу максимальную огласку, есть вероятность, что закон о домашнем насилии рассмотрят осенью. 

Рост семейного насилия девушки связывают с декриминализацией побоев в 2017 году. Те же выводы сделаны в докладе правозащитников, касавшемся проблемы домашнего насилия и реакции на нее со стороны государства.

Флешмоб поддержали известные блогеры. За несколько дней к акции присоединились тысячи людей, многие жертвы «домашних боксеров» решились на откровенность.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Взбунтовавшись против закона, который перевел побои в отношении близких родственников из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения, женщины устроили флешмоб с имитацией травм. Фото из открытых источников

«Самооценка была на нуле, я была совершенно подавлена… Он стал меня бить всё чаще, однажды окунул головой в унитаз.  Когда пришли майские праздники, он запер квартиру и очень спокойно сказал: «Сейчас я выбью из тебя правду». Я к тому времени дома постоянно надевала махровый халат, чтобы удары были не так ощутимы.

Он ударил меня табуреткой по голове, хлестал ремнем. Потом схватил нож и стал засовывать его мне под ногти», – рассказ 33-летней женщины из Пскова ужасает, но есть еще страшнее...

Женщин услышали в Госдуме. Депутат Оксана Пушкина провела заседание рабочей группы по этому закону о домашнем насилии, почти все парламентарии согласились: он необходим. Рассматривают предложение активисток ввести «охранный ордер», который бы запрещал агрессору приближаться к жертве. Подобный механизм есть во многих странах.

Вмешиваться в семью нужно осторожно

Темой домашнего насилия активно занимаются и в Совете Федерации. По данным ВЦИОМ, эта проблема волнует более половины респондентов.

– Вопрос осложняется тем, что реальной статистики обращения женщин в правоохранительные органы очень мало, – отметила сенатор от Ямала Елена Зленко. – Эти данные не систематизируются, не обобщаются, соответственно, делать выводы о глубине проблемы достаточно сложно. В основном мы опираемся на экспертные оценки общественных организаций и самих женщин. 

Парламентарии поставили задачу – обобщить имеющуюся в России правовую практику и оценить предпосылки для законодательного усиления ответственности за насилие в семье. Речь идет об определенных штрафах, если это произошло впервые, и ужесточении наказания при последующих случаях. 

– Пока это только наметки, которые еще не обсуждались широко в обществе и не подкреплены анализом юридической практики, – подчеркивает Елена Геннадьевна. – Полагаю, что к концу осенней сессии будут подготовлены обоснованные предложения. 

Говоря об инициативе ввести «охранный  ордер», Елена Зленко отметила, что «объем вмешательства государства в семью должен быть дозированным». 

– Грани взаимоотношений между мужем и женой очень тонкие. Сегодня женщина написала заявление, а завтра откажется от него, сказав, что это ее любимый человек. Насколько можно вмешиваться в семью? В России еще очень мало этого опыта.

Вместе с тем, если в судебном порядке доказано, что есть жертва и насильник, тогда, наверное, надо включать подобные охранные механизмы, – считает парламентарий. – Но все эти меры должны поддерживаться обществом. Ни один навязанный закон не будет работать. 

За год – всего два уголовных дела

В Салехарде полицейские выезжают на семейные разборки до десяти раз в месяц. Как рассказал начальник участковых городского отдела полиции майор Алексей Халхинов, в основном конфликты происходят в состоянии алкогольного опьянения. Но бывают побои и в благополучных, на первый взгляд, семьях – чаще всего на почве ревности. 

Когда мужья регулярно колотят жен, а последние теряют терпение, применяется статья 117 «Истязание» – систематическое нанесение физических и моральных страданий. За год в окружной столице возбуждено всего два таких уголовных дела, причем оба «кухонных боксера» получили реальный срок лишения свободы.

В большинстве случаев женщины, над которыми измываются, вообще не обращаются в правоохранительные органы. На этом парадоксе построен ставший популярным сериал «Большая маленькая ложь» с Николь Кидман в главной роли. Там все раскрылось лишь после трагической смерти тирана. 

В полицию Салехарда информация об избиении тоже поступает не из семьи: либо из травмпункта, куда жертвы приходят за медицинской помощью, либо от соседей, ставших свидетелями скандала. При этом почти все потерпевшие отказываются писать заявление на мужа. А те немногие, что решились на это, на следующий день отказываются от претензий, мол, помирились... 

Сложно сказать, почему так происходит. Возможно, женщины верят, что однажды всё изменится, или боятся остаться в одиночестве… А может, не хотят, чтобы мужа оштрафовали, ведь тем самым денег лишится семейный бюджет.

Сумма не копеечная – на первый раз административное наказание для дебошира составляет от 5 до 30 тысяч рублей. Если он повторно поднял руку, его накажут по 116-й статье Уголовного кодекса РФ. За побои предусмотрен штраф, исправительные работы, максимум – до двух лет лишения свободы. Но прежде пострадавшая должна подать заявление в суд. В ста процентах случаев женщины отказываются это делать.

ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

«Он был моим главным врагом и единственным близким человеком»

В этого парня невозможно было не влюбиться: из хорошей семьи, лингвист, историк, знает пять языков, всегда внимательный и нежный. И у 18-летней студентки, приехавшей в Екатеринбург, закружилась голова от счастья…

Через несколько месяцев молодой человек начал патологически ревновать. Доходило до абсурда: запрещал вечером выносить мусор, не говоря о том, чтобы прогуляться с подругами. Начались частые громкие ссоры, побои, синяки. Потом он плакал, просил прощения. Она прощала. Потом опять ругались, дрались до крови…

– Я не могла с этим мириться, часто вступала в спор, делала по-своему, – рассказала девушка. – Например, мы с ребятами любили собираться во дворе и петь под гитару. В один из таких «гитарных» вечеров я собралась к друзьям, но он меня не пускал. Я не понимала, что плохого в моем увлечении, и настаивала на своем. Во время ссоры он сильно ударил меня по лицу, но я всё равно убежала…  

Я не знала, как поступать, к кому обратиться – все мои родные были в другом городе, за меня некому было заступиться. Получалось, что из близких людей рядом был только он, поэтому, успокоившись, я опять возвращалась к нему за поддержкой… 

Сейчас жительница Салехарда счастлива, что им удалось расстаться без трагических последствий. После очередного скандала она решила написать заявление в полицию. Парень остыл, пришел с букетом, извинился и уехал навсегда. 

НЮАНСЫ

Заповедано любить жену, как самого себя

Испокон веков воспитывали жен кулаком, заявил один знакомый и привел цитату из Священного писания: «Жена да убоится мужа своего». Как понять эти слова?

Ответ на этот вопрос я нашла на портале православие.ру. Священник Афанасий Гумеров пояснял, что слово «убоится» появилось при переводе с греческого на славянский язык Послания святого апостола Павла. У него несколько смыслов, в том числе – чтить, уважать, заботиться. Славянский глагол «боятися» также содержит эти значения. 

В этом легко убедиться, если прочитать стих полностью: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа». 

Священник предлагает внимательно прочесть всю пятую главу и предшествующие стихи: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». 


0

0

0

0

0

0



Темы