ПОЛИТИКАНовый формат: о чем разговорились законодатели трех дум и молодежный актив СПОРТЯмальские спортсменки участвуют во Всемирных военных играх в Китае ОБЩЕСТВОПоисковики пригласили губернатора Ямала в новую экспедицию ОБЩЕСТВОУвидел, как реагируют жители. Губернатор – об обновленном городском парке в Ноябрьске ЭКОНОМИКАНа Ямале финансирование дорожных работ увеличат в два раза НОВОСТИДмитрий Артюхов рассказал, что на самом деле станет с «Озерным» ОБЩЕСТВОЗа ямальскими зимниками усилят контроль ЖИЛЬЁВ Аксарке для переселенцев из авариек возводят три дома НОВОСТИИх уже тысяча! Рекордное скопление моржей наблюдают на Ямале ПОЛИТИКАВыборы главы Ноябрьска: как это было НОВОСТИГубернаторская LADA XRAY досталась многодетной маме из Ноябрьска ОБЩЕСТВОЖителям Тазовского со дня на день запретят выходить на воду НОВОСТИ«Зима еще не наступила, а у нас уже аншлаг». В Тазовском районе спасли 30 рыбаков ПОЛИТИКАГубернатор дал старт подготовке Ямала к 75-летию Победы ОБЩЕСТВОЖители Зеленого Яра смогут ездить на воздушной подушке по выходным НОВОСТИВ Надыме дорожники наносили разметку на снег ПОЛИТИКАДмитрий Артюхов пообещал поддержку новым главам. Спрос тоже будет особый НОВОСТИНа Ямале строителей подозревают в картельном сговоре ОБРАЗОВАНИЕШколу-долгострой в Губкинском сдадут с тиром и студией монтажа ПРОИСШЕСТВИЯЗа кальянщиками из Нового Уренгоя отправили правоохранителей СПОРТСпортсменка из Губкинского поборется на первенстве Европы по скалолазанию КУЛЬТУРАСалехардская художница решилась показать десять лет личного Севера ЭКОНОМИКАБанковские гарантии от Запсибкомбанка – верное решение для участников торгов! ОБЩЕСТВО«Пакет нужен?» Российским покупателям могут предложить альтернативу одноразовой упаковке НОВОСТИВ ямальском СПИД-Центре на учете состоит 12 детей

-4...-6°C

Конкурс Живем на севере
16+
  • От Нового Уренгоя до Анадыря: на «Бурлаках» по соленому снегу

    28.04.2019 18:27:00

    От Нового Уренгоя до Анадыря: на «Бурлаках» по соленому снегу Фото предоставлено Евгением Сказкой
    Предприниматель Евгений Сказка из Лабытнанги проехал от Нового Уренгоя до Анадыря, чтобы убедиться: купленный им вездеход идеально подходит для работы в условиях Арктики. 

    Экспедиция  «Север рядом» планировалась для проверки возможностей новой техники. За месяц пути экстремалы намеревались отмахать по льдам и сугробам 6500 километров, побывать в населенных пунктах, наглухо отрезанных от цивилизации. 

    Инициаторами поездки стали Алексей Макаров, главный конструктор компании «Вездеходы Макарова», и Максим Белоногов, основатель сервиса заказа такси «Максим». 

    Техника компании «Вездеходы Макарова» не раз испытывалась на Ямале и в других регионах со сложными климатическими условиями. Один из «Макаров» (первый вездеход фирмы) сейчас трудится в Лабытнанги на предприятии Евгения Сказки: таскает грузы, развозит туристов по маршрутам. Техника хорошо себя зарекомендовала, а с ее создателем наш земляк познакомился еще во время предыдущих испытаний на Ямале.

    ydbJsH-6W0M.jpg

    — Когда узнал, что планируется крупная экспедиция, да еще на новых моделях «Бурлака», позвонил руководителю, сказал, что был бы рад тоже поучаствовать, — вспоминает Евгений. В итоге он вошел в число водителей экспедиции. 

    Туда, где «Макар» не гонял…

    6 марта три снегоболотохода «Бурлак» (два грузовых и один пассажирский) выехали из Коротчаево, взяв курс на север. Всего в экспедиции участвовали 13 человек, часть команды сменилась в Тикси. Общий маршрут пролег по Ямалу, Красноярскому краю, Якутии, Чукотке, побережью Северного Ледовитого океана, включил 13 контрольных точек. Участники побывали в 15 населенных пунктах: от крошечных сёл и метеостанций, где службу несут по двое, до промышленных городов.  Часть пути шла даже не по зимникам — по абсолютному бездорожью, лесу и льду. На ходу смотрели и за поведением «Бурлаков», подмечая слабые места техники. 

    Одним из первых испытаний стала дорога к Тухарду, поселку в Красноярском крае, одной из контрольных точек путешествия. Бездорожье действительно оказалось «hard», но не слишком — «Бурлаки» прошли. Очень тепло встретили путешественников в Волочанке — маленьком национальном поселке Красноярского края. 

    — В единственной школе селения отменили уроки, — рассказывает Евгений. — Все кинулись нас встречать, всем хотелось пообщаться. Нам было очень интересно познакомиться с жителями: там живут две национальности, нганасаны и долганы. Очень берегут свою культуру, языки. Помню, большое впечатление на наших московских участников произвела картина: приехали почти ночью, мороз – минус 30, на весь поселок горит один фонарь на столбе и под ним все местные дети играют в футбол. Какой интернет, что вы! Хорошие воспоминания оставила Волочанка, светлые… 

    Экстремалы побывали в Дудинке, Норильске, с севера обошли плато Путорана. В Хатанге пограничники попросили подвезти местную бабушку до села Новорыбная. Познакомились с молодой семьей метеорологов на станции в Анабарском заливе.

    — Они кинулись нас рыбой угощать, — улыбается собеседник. — Огромная, вкусная корюшка. Мы с ними тоже гостинцами поделились. 

    IMG_7485.jpg

    «Кока-кола» по 600 рублей

    Участников экспедиции везде встречали очень радушно. Всё-таки на Севере везде так, вне зависимости от региона. По возможности в каждом населенном пункте экстремалы старались пообщаться с жителями, познакомиться. 

    Дальше путь лежал по побережью моря Лаптевых. Доехали и до поселка Усть-Оленёк, где покоятся легендарные супруги Прончищевы, исследователи Русского Севера. 

    Очень запомнился лед Лены: местами вылизанный ветром до блеска, по нему вездеходы шли как по асфальту… В Тикси часть команды отправилась домой, присоединились новые участники. Дальше – до Певека – экстремалов ждал самый долгий участок, 1600 километров, без связи. Местами шли по морскому льду: иногда торосы «отжимали» вездеходы вглубь моря, не давая приблизиться к берегу.

    Добрались даже до тонких льдов и там ремонтировали один из вездеходов: прямо на льду работали сварочным аппаратом. Там же, у побережья, встретили древний слой льда: настолько старый, что на нем образовался плодородный слой почвы с растительностью. 

    Погода на протяжении поездки была самая разная: от морозов до молочного тумана, пурги, слепящего солнца. Чукотка порадовала солнцем: оказалось, в году у них примерно 300 солнечных дней! Но кроме климата, поразили и цены в Билибино: если овощами по 400–500 рублей за килограмм ямальцев не удивить, то стоимость бутылки «Кока-колы» стала открытием — 600 рублей. 

    Медведь понравился, китовое сало — нет

    Во льдах Восточно-Сибирского моря экспедиция встретила белого медведя. До этого попадались лишь его следы, да еще песцов, которые бежали по следам хищника. Мишка подпустил к себе машины на несколько десятков метров, а завидев квадрокоптер, и вовсе развеселился: дурачился перед камерой, вставал на задние лапы, валялся в снегу и даже умывался.  

    В Рыркайпий, национальном чукотском селе на побережье Северного Ледовитого океана, гостей угощали китовым салом. Евгений смеется: не очень понравилось. Оно более вязкое, чем привычное свиное, и пахнет рыбой.

    4 апреля экспедиция финишировала в Анадыре. Там уже работают три аналогичных модели «Бурлака», доставляют людей и грузы в отдаленные точки Чукотки. 

    — Я очень благодарен за приглашение в экспедицию, — говорит Евгений Сказка. — Мало кому удавалось за одну поездку побывать сразу в нескольких легендарных местах: Тикси, Певеке, Хатанге, Анабаре. Это места, овеянные славой наших предков. Только задумайтесь: города построены там, куда и добраться-то непросто. И это не захудалые селения, это настоящие очаги цивилизации, в которых работают электростанции — как атомная в Билибино. Безумно поразил масштаб расстояний: едешь и едешь, наша страна просто бесконечна… 

    ПОДРОБНОСТИ 

    Весь путь на одной дозаправке

    Экспедиция увенчалась необычным рекордом: вездеходы  прошли почти 6500 километров с одной-единственной дозаправкой.

    В начале пути машины приняли по 700 литров горючки, еще три тонны взяли с собой на прицепе. Этого хватило с запасом до Тикси, где дозаправились на остаток пути. 

    — Всего ушло около восьми тонн топлива, — говорит Сказка. — Я считаю, что это совсем немного. Расход был примерно от 30 до 50 литров на сто километров пути, в зависимости от сложности трассы. 
    Обеспечил «Бурлак» и приемлемые бытовые условия. В передней части грузовых моделей по три спальных места, в пассажирской модели весь задний отсек можно превратить в место для сна. В каждой машине стол, газовая плитка с баллоном и даже снегоплавильня – загружаешь снег в специальный бак, и за счет жара двигателя через час-полтора снег превращается в 15 литров горячей воды. Первое время путешественники собирали снег с морского льда. Оказалось, он просаливается и им пришлось пить соленый чай. Потом брали только свежевыпавший. 

    Как отметил собеседник, ремонт в пути требовался только мелким комплектующим, крупных поломок не было, основные системы не подвели. 

    — Сейчас я не могу назвать какую-то другую технику, включая зарубежную, которая лучше справилась бы с подобной задачей, — резюмирует Евгений. — Я был бы рад, если бы на Ямале таких вездеходов становилось все больше, нашему региону они подходят как нельзя кстати. 

    Видео предоставлено Евгением Сказкой, монтаж Владислава Мояка
    Анна Чернова
    Анна Чернова

    Автор
    sobkor_lbt@rambler.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...