обновлено: 18:00, 06 ноября 2022
Новости
Озеру Ханто в Ноябрьске дали шанс на восстановление
– Я помню первый год, когда на Ханто намыли песчаный берег. — рассказывает житель Ноябрьска Андрей Джус. — Там яблоку негде было упасть, в жаркие дни и не очень весь город был на пляже. Мы любили там отдыхать, но потом что-то произошло. Врачи санэпидстанции вынесли заключение: купание в Ханто стало опасным… Горожане лишились единственного пляжа в пешей доступности.
– Мы побывали на Ханто, видели много людей, прогуливающихся рядом. Дмитрий Андреевич сказал, что наслышан о проблеме, спросил, какие решения возможны, – отметил горожанин.
Речь шла о двух вариантах. Построить дорогу к озеру Светлому или бросить все силы на восстановление Ханто. И выбор горожан очевиден: Ханто ближе, к нему проложены асфальтовая дорога и тротуар, прошлой осенью проведено освещение. Светлое же чистое, но холодное, и ехать до него километров 15-20 по бездорожью.
Почему все так сложно
Городские экоактивисты, переживающие за любимое озеро, регулярно очищают берег от бытового мусора и ищут источники загрязнения акватории, обращаются к муниципальным властям, подключают ученых. Но почему водоем «заболел», так и неясно.
Одни считают, что озеро погубил проведенный в восьмидесятых годах гидронамыв – это облагородило пляж, но нарушило хрупкую экосистему. Другие упрекают безответственных автовладельцев, которые моют машины прямо в озере или ручье, который впадает в него. А также собственников гаражей и СТО – недалеко расположено два гаражных комплекса и станции техобслуживания автомобилей. Кто-то уверен, что ручьи приносят отходы очистных сооружений и стоки ливневок.
Что говорят ученые
Несколько лет за состоянием Ханто наблюдают ученые Центра изучения Арктики. Последний раз они наведывались сюда в июле, когда очередной раз тревогу забили жители Ноябрьска и активисты отделения Русского географического общества в ЯНАО. По берегам озера проступил яркий сине-зеленый осадок, по воде поплыла пена и радужные разводы.
– По моим ощущениям, состояние озера ухудшилось, – отметил тогда старший научный сотрудник Центра изучения Арктики Александр Красненко. – Могу сказать, что сине-зеленая корка по берегам – высохшие водоросли. В идеале они должны быть зеленовато-бурыми. Вероятно, такими их сделало взаимодействие с какими-то химическими веществами. Пена в заводях – однозначно следы моющих средств. Но окончательные выводы делать рано, надо дождаться результата анализов. К тому же стоит учесть, что мы приехали в самый жаркий период, когда цветение наиболее активно.
При первичном осмотре ученые зафиксировали захламление окрестностей бытовыми отходами, следы горюче-смазочных материалов на песке и в воде, мертвую рыбу вблизи заросших берегов и выраженный органический запах.
– Это показатель большого количества органического вещества в воде и причина распространения, как инфекционных заболеваний человека, так и летнего замора рыбы, – комментирует ученый.
Впадающий в озеро ручей выглядел еще хуже. В сине-зеленую, местами пенящуюся воду, вкраплялись яркие пятна малахитового цвета. Все это месиво источало сильный химический запах, а в донных отложениях эксперты отметили резкий аммиачный запах – попросту мочу.
На сегодняшний день анализ проб еще не завершен, пока известны только результаты по содержанию нефтепродуктов в воде. Из письма директора Научного центра изучения Арктики Дмитрия Фролова руководителю Отделения РГО в ЯНАО Игорю Знаменскому следует, что предельно допустимая концентрация нефтепродуктов на момент взятия проб была превышена в 12,5 раз.
Выход есть
Как улучшить экологическое состояние водоема, научные сотрудники ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» говорили еще в 2017 году.
Для начала – ликвидировать несанкционированные свалки вдоль рассредоточенных водотоков, впадающих в Ханто. Чтобы остановить загрязнение химическими и горюче-смазочными веществами, ученые предложили выкопать несколько прудов-отстойников, аккумулирующих городские, в том числе гаражные стоки. Скопившаяся в них жидкость подлежит очистке – наука владеет проверенными технологиями и средствами.
Дно водоема необходимо избавить от иловых отложений. Кстати, этот ил можно использовать для рекультивации земель в качестве органического удобрения. С одной оговоркой: если содержание химических веществ не превысит предельно допустимую концентрацию.
Также ученые рекомендовали метров на пять углубить дно, создав таким образом условия для восстановления донных сообществ и планктона, а значит и для зарыбления. Регулировать уровень воды помогут дамбы и сеть шлюзов в районе протоки, выходящей из озера.
От слов – к делу
Проекта экологической реабилитации Ханто разрабатывают специалисты из Самары, выигравшие тендер.
– Разрабатываем меры для приведения водоема в экологически устойчивое состояние, – объяснил главный инженер ООО «ЕГП Групп» Анатолий Смывалов. – Мы взяли все необходимые пробы, заканчиваем камеральные работы, чтобы представить комплекс инженерных изысканий на государственную экспертизу. Когда получим положительное заключение, начнем поиск проектных решений.
Предварительно самарцы согласны с ямальскими учеными в том, что касается очистки дна от ила и углубления.
– Озеро слишком мелкое, – говорит собеседник. – Поэтому там растут водоросли, гибнет от замора рыба. Изъятие ила и углубление дна избавит водоем от лишней растительности и насытит воду кислородом, появятся зимовальные ямы для рыб. Второй момент – надо исключить попадание загрязняющих веществ через поверхностные водотоки. Наши изыскания не подтвердили данные по содержанию нефтепродуктов в воде: превышение есть, но не такое катастрофичное. Вероятно, бывают какие-то залповые сбросы, такие моменты следует предотвращать. Все, что стекает в озеро со стороны города, должно подвергаться очистке. Возможное решение – локальные очистные сооружения. Это большие резервуары с несколькими отсеками и разными фильтрами: одни задерживают взвесь, другие – нефтепродукты, химию, железо и так далее.
Проектные решения от «ЕГП Групп» должны появиться к следующему лету, потом дело встанет за реализацией. Но уже ясно одно: озеру дали шанс.