Шедших под кайтом из Яр-Сале в Нарьян-Мар спортсменок не остановил даже волк-убийца | «Красный Север»
0°C

Новости

Шедших под кайтом из Яр-Сале в Нарьян-Мар спортсменок не остановил даже волк-убийца

Дуэт из сибирячки Милы Поляковой и волжанки Евгении Котляровой пришел к мировому рекорду в сноукайте. Девушки стартовали в ямальском селе Яр-Сале и пользуясь попутным ветром преодолели 750 километров по арктическим снегам, а финишировали неподалеку от озера Ватьярты, что в глуши Ненецкого автономного округа.


На маршруте они, на свой страх и риск, пересекли Байдарацкую губу, повстречались с волком-убийцей и были вынуждены уходить от преследования агрессивных снегоходчиков.

«Красный Север» узнал из первых уст подробности их путешествия.

Отметили День оленевода и «улетели» в тундру

Канун Дня космонавтики. В Большеземельской тундре на горизонте появляются Мила Полякова из Новосибирска и Евгения Котлярова из Тольятти. У них есть лыжи и волокуши, и полторы сотни килограммов груза на двоих. Они уже восемь дней движутся в Нарьян-Мар. Ночуют в палатке. До города еще 243 километра, но путь вперед отрезан. Ранняя весна слизала с тундры снега и затопила реки талой водой. Мила и Евгения закачивают путешествие в неожиданном месте. К счастью, неподалеку есть база нефтяников Хасыри-4.

Фото из личного архива Милы Поляковой
Фото из личного архива Милы Поляковой

– Было очень интересно, волшебно и здорово. Местами трудно. В итоге, тундра растаяла, и нам удалось пройти всего 750 километров. Неплохой результат, – подводит итоги, вернувшись в Новосибирск, Мила Полякова.

Даже не достигнув Нарьян-Мара, девушки добились мирового рекорда в сноукайте. Они первые из спортсменок преодолели 750 километров сразу по трем регионам Арктики. До этого такие длинные маршруты совершали только мужские экипажи.

И старт этого отважного маршрута был на Ямале.

Экипаж Милы Поляковой и Евгении Котляровой давно выступает на российских и норвежских чемпионатах по снежному кайту (воздушному змею).

– Мы с Женей долго соперничали, выступая в индивидуальных зачетах по сноукайтингу и летнему кайтингу на воде. А потом сдружились, – рассказывает Мила. Идея преодолеть 1000 километров между Яр-Сале и Нарьян-Маром сформировалась у Евгении. Она позвонила своей сибирской подруге, которая на несколько лет выпала из соревнований, тренируя детей и взрослых в спортивной школе.

– Я решила с себя стряхнуть пыль, – согласилась Мила.

Так девушки оказались в Яр-Сале. Впрочем, для Милы Поляковой Ямало-Ненецкий округ не экзотика.

– Родители моего мужа живут в Ноябрьске. С Севером я знакома, – уточняет собеседница. Однако, то, что сибирячка увидела, для нее оказалось в диковинку.

– Я побывала на празднике оленеводов в Яр-Сале. Весь день проходили гуляния, выступления, битвы, и забеги на оленях. Хороший праздник, – отмечает Полякова.

Оценив также проходящий в те дни в селе «Ямал-Кайт-2021» и Обскую губу, 4 апреля девушки поймали попутный ветер и умчались на лыжах в белое безмолвие.

Ямал скрывает хмурая погода

В тундре девушкам было не впервой – их кайты ловили попутный ветер в Лапландии и в Норвегии. Каков был их вояж в нашей глуши?

– Изначально мы планировали пройти часть маршрута по побережью Карского моря, посмотреть, что представляет собой Обская губа. Но не смогли – реки (впадающие в губу. – Прим. автора) стали покрывать водой. И это не очень удобно, когда ты к берегу подходишь, – вспоминает старт Полякова.

Путешественницы двинулись вглубь полуострова Ямал. Он радовал их отличными снегами. Потеряв из виду Яр-Сале, экипаж преодолел 65 километров до наступления ночи.

Фото из личного архива Милы Поляковой
Фото из личного архива Милы Поляковой

– В среднем, у нас выходило около 100 километров в день, – описывает динамику движения Мила. Периодически у спортсменок получалось пройти и 120-140 километров. Легко ли давалась тундра?

– Иллюзий, что тундра ровная, не было. В ней много оврагов. Например, после Воркуты нам понадобилось обойти одну реку. Пришлось долго идти вдоль русла, искать место, где берег станет пологим, – обозначает сложности сибирячка, – Еще некоторые участки на географических картах оказались белыми. Мы не знали, какой там рельеф.

Ямал нам особенно рассмотреть не удалось. Шли в «молоке». Только на третий день пошла видимость». И подходя к Байдарацкой губе, спортсменки залюбовались на живописные тундры. И затем увидели фантастическое зрелище.Нас впечатлила Байдарацкая губа, – делится Мила Полякова.

А затем «Белка и Стрелка» вновь корректируют нитку маршрута. Буксироваться на кайтах по материку, вдоль Байдарацкой губы, из-за направления ветра стало нереально. Евгения Котлярова и Мила Полякова отважно двинулись прямо в Карское море. Мила говорит:

– Это ощущение экстрима. Мы были осведомлены и о белых медведях, и о промоинах, и о торосах. И шли предельно острожными. Не слишком быстро ехали, чтобы иметь возможность затормозить и объехать промоины. Все сложилось благополучно.

Кстати, по мнению собеседницы «Красного Севера», даже отправиться далеко во льды Ледовитого океана на снежном кайте – это реально: единственное, что беспокоит – белые медведи, зверье там господствует.

– Перейдя Байдарацкую губу мы увидели, что снеговая обстановка дальше у берега не очень хорошая, и свернули на Полярный Урал, – продолжает повествование Мила Полякова. – Но и дальше снега оказалось мало. И все кочки, овражки в тундре оказались сильно выражены. Но Полярный Урал и Воркута – это красивые места!

А как, спросит читатель, обстояли дела с морозами? Уроженку сурового Новосибирска Милу Полякову ими точно не напугать. Да и апрель в этом году не терзал стужей.

– Самая холодная ночевка у нас проходила в –16 градусов. Бывало минус 5. По ночам, до –9-10. Все остальное время температура была достаточно комфортная. Днем от ноля до минус одного. Морозы нас, не то что не впечатлили. Мы надеялись, что сильных морозов не будет. Хотя экипировка позволяла ночевать при минус 30-35 градусах, – объясняет она.

Экспедицию ждали испытания другого вида.

Люди в глуши – первая помощь и агрессия

День за днем Мила и Евгения преодолевали грандиозную тундру Крайнего Севера. Арктические регионы сменялись один за другим: ЯНАО, Коми и Архангельская область. Люди им виделись совсем редко.

– Первые три дня нам никто не встречался, кроме северных оленей, зайчиков и куропаток. Когда мы переходили техническую Бованенковскую дорогу, то видели вдали пару грузовиков, везущих трубы; видимо ехали нефтяники, – отмечает Мила Полякова.

Как-то на горизонте промелькнуло стойбище оленеводов. Неподалеку от Воркуты девушки пересеклись с рыбаками. В сам город пришлось заглянуть по воле случая: у обеих произошла поломка саней. Сани починили, при этом не взяв ни рубля с девушек. Но авария оказалось не единожды.

Фото из личного архива Милы Поляковой
Фото из личного архива Милы Поляковой

– На пятый день, на реке Сейда, у меня сломались сани. Пришлось обраться к проезжающим мимо людям. Снегоходчики помогли, подварили санки, – рассказывает сибирячка.

Но вот другая встреча с человеком в тундре наоборот пугала.

– Как-то в субботу вечером, к нам подъехали на снегоходах и стали кричать: «Стой! Стой!». Преследовали минут 40, гоняли по тундре – до тех пор, пока мы не убежали через глубокий каньон с рекой. Было неприятно, – делится эмоциями Мила Полякова. – Может они ездили поддатые? Или мы ехали в священные места, а они не были настроены враждебно? Но останавливаться мне тогда не очень хотелось.

Больше экипаж в тундре никто не тревожил.

Без кофемолки в тундру – никогда

Дуэт шел без стоп-пауз на обед.

– Парковать кайт – это отдельная история, – объясняет Полякова. Если положить воздушного змея на снег, ради перекуса, то потребуется время, чтобы распутать стропы и поймать ветер в летательный аппарат. Девушки поступили так:

– Спасалась конфетами. В каждом кармане у нас было по несколько батончиков. Я питалась «барбарисками». Еще делали редкие перерывы на чай.

Выходили на маршрут часов в 7-8 утра. Ходовой день продолжался 10-12 часов. Разложив палатку и поужинав Евгения и Мила засыпали, чтобы проснуться между 5 и 6 часами. Однако, как уточняет собеседница: «У нас была не гонка. Мы шли по своим силам».

А что по снаряжению для путешествия? На двоих его вышло 143 кг – кайты, лыжи, палатки, одежда и еда. Бивуачное ехало в санях; в каждую волокушу помещалось по 40 килограммов. И у каждой рюкзачок на спине, со всем необходимым – вода, пуховка, фотоаппарат-зеркалка, за спиной.

Ночевала команда в штурмовой альпинистской палатке отечественной фирмы «Баск».

– Она мега-удобная: сразу ставится – и тент, и внутренник. Просто цепляем их крючками к дугам. Еще у нее есть юбка, чтобы присыпать ее снегом от сильного ветра, – живописует походный домик сибирячка. – Аналоги подобных палаток есть у американцев в фирме MSR. Но эта фирма так себе. В их палатке скапливается конденсат. С нашей палаткой мы ходим много лет и ей хоть бы хны.

В туристическом мире пуховые и синтетические спальники – предмет дискуссии. Так, первые – легче, но быстрее отсыревают, а подсушиться в тундре, с ее карликовыми лесами, целая эпопея. Предохранялись от холода спортсменки по-разному. Мила: «У нас разные «религии». Спальник у меня пуховый, а у Жени – синтетический. Вроде не мёрзну ни я, ни она».

Фото из личного архива Милы Поляковой
Фото из личного архива Милы Поляковой

Приходили в себя после долгого дня «Белка и Стрелка», не только вскрывая полуфабрикаты.

– Мы даже кофе мололи и варили! – признается Мила Полякова, – Я очень его люблю. Женя – тоже. В Норвегии мы увидели пакетики (бумажные, внутри – фольгированные), на одну порцию, с молотым кофе. Заливаешь в пакетик кипяток – и кофе, как из чайника. И мы это дело прочухали. Сделали по-своему. У меня есть USB-кофемолка. Молола она не быстро. Но кофеек выпили – и живы. Когда ты на маршруте много дней, то хочется чего-то вкусненького. На одних сухарях и тушенке далеко не уйдешь. Надо себя радовать. Помимо красивых видов, должно быть что-то вкусненькое.

Волк-убийца и мечта увидеть росомаху

«Белка и Стрелка» продвигались по арктическим широтам, в которых малолюдье сочетается с заметным присутствием зверья: волков, росомах и косолапых. Все чаще на полуостров Ямал и на Большеземельскую тундру в поисках пропитания приходят белые медведи. А человек входит в рацион питания всех перечисленных, кроме росомахи.

– Мне было любопытно встретить росомаху. Но когда мы увидели ее свежие следы и помет, то подумали, что все-таки не стоит с ней встречаться в этой жизни, – смеется Мила Полякова. Впрочем, это были эмоции. Сибирячка знала, что прожорливый зверь не трогает человека: – Наш знакомый в одиночку ездил по тундре, и видел росомаху. Она на него посмотрела и пошла своей дорогой.

Бурых медведей, хотя в Большеземельской тундре и «прописано» три сотни косолапых, экипаж не повидал. Однако девушки столкнулись с реальностью дикой природы.

– На Урале мы увидели полярного волка. Он перебежал реку и встал на пригорочке. И наблюдал за нами. Я подумала – почему волк не уходит? А затем мы нашли тушу оленя. И рванули оттуда подальше. Уже вечерело, и нужно было искать место для ночлега, – вспоминает сибирячка Полякова. И заключает: – Но мне было любопытно.

Нефтяники спасают экипаж

На апрель приходится значительная часть путешествий на кайтах по арктической тундре. Наст укрепляет снега, а совсем уж суровые морозы – редкость. Однако в этом году природа в Большеземельской тундре испытала климатическое расстройство.

– На Ямале со снегом было нормально. Зимой всю Россию засыпало снегом. И Новосибирск, и Тольятти. А после прохождения Полярного Урала оказалось, что снега становится все меньше и меньше. И при первой оттепели он почти сошел, – констатирует Мила Полякова. Увы, но, зима пошла на завершение на месяц раньше северного календаря. И ударил дождь.

– Последние 30 километров мы ехали по мху, – продолжает спортсменка. При этом ноги девушек адски болели из-за постоянных стычек лыж с кочками и с кустарником. А на горизонте простирались голые мхи и залитые водой болота, озера и реки. От снежных полей остались ошметки. Это был вынужденный финиш. До Нарьян-Мара экипаж не дошел 243 километра.

Сложив кайты у ближайшего технологического зимника, Евгения и Мила принялись коротать время в ожидании попутки. В нескольких десятках километров от них лежало озеро Ватьярты. Там, как они знали, находились люди – в итоге их подвезли на машине.

В поселке Хасыри-4 нефтяники приютили путешественниц. Накрыли стол.

– Мы их повеселили. Накануне Дня космонавтики выловить девчонок в тундре! – смеется Мила. Из поселка «Белка и Стрелка» выбрались с оказией в Усинск, что в Коми. На базе как раз менялись врачи. Их увозили на «Треколе». Другие машины уже не пробивались.

– Когда нас вывозили за Хасырейское месторождение в Усинск, там уже не было зимника. Мы видели брошенные машины – они не могли ехать, все раскисло, – отмечает Мила.

Большие планы на Арктику

Еще ни один женский экипаж не покушался преодолеть 750 километров по тундре. Да и среди мужчин такие трипы – редкость. Например, Трансарктическая кайт-экспедиция потратила пять лет, чтобы совершить задуманное.

Фото из личного архива Милы Поляковой
Фото из личного архива Милы Поляковой

– Среди девчонок у нас самое длинное путешествие, – скромно говорит мировая рекордсменка Мила Полякова.

Для «Белки и Стрелки» это не первый рекорд.

– До нашего объединения с Женей еще ни одна женская команда не доходила до финиша в экспедиционной гонке Vake (Varanger Arctic Kite Enduro) в Норвегии. И нам это удалось! Но не с первого раза. Еще мы выигрывали вместе различные соревнования. Завоевали в 2016 году Кубок мира по эндуро кайтингу, – перечисляет героиня из Новосибирска.

Маршрут Яр-Сале – окрестности озера Ватьярты попал в историю спорта. И остался в прошлом. В приятных воспоминаниях. Мила сейчас ностальгирует:

– Только позитивные эмоции. Места потрясающе красивые. Приветливые и добрые люди.

Чемпионки думают побить свой собственный рекорд. И не ограничивая себя во времени, как нынешнем году.

– Хотелось бы вернуться и пройти более тысячи километров. Не торопиться и полностью насладиться маршрутом, – планирует Мила Полякова. – Точкой старта будет Яр-Сале, потому что «Ямал-Кайт» там будет ежегодным. И по берегу Карского моря идти до Усть-Кары, а оттуда по речке Кара до озера Ватьярты и финишировать в Нарьян-Маре. Идеальный маршрут мечты. Если пустит тундра.


0

0

0

0

0

0



Темы

Поселок Яр-Сале