Светофорный ГОСТ в Салехарде: в поисках здравого смысла | «Красный Север»
0°C

Новости

Светофорный ГОСТ в Салехарде: в поисках здравого смысла

Жизнь ямальской столицы разделилась на «до» и «после» – благодаря новому режиму работы автоматических регулировщиков.


«До», еще в начале ноября, на перекрестках было всё понятно, водители и пешеходы успевали каждый в своем направлении. После внедрения ГОСТовских условий улицы маленького уютного городка затопили негативные эмоции – светофоры на каждом шагу, те, кто идут – мерзнут, те, кто едут, отчаялись поймать зеленую волну. И все хором проклинают перемены… Как с этим жить и почему новый ГОСТ не панацея от смертности в ДТП – разбиралась корреспондент «Красного Севера».

Начнем с того, что изменения в ГОСТ, внесенные (аж!!!) в 2014 году, действительно требуют разделения пешеходных и транспортных потоков во времени. Пункт 7.1.2 был дополнен словами «Не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования». И именно эта фраза обязала авторегулировщиков моргать иначе. 

Практически везде новшество, даже если внедрялось частично, то сопровождалось возмущениями и даже скандалами. Однако стандарт должны выполнить все: закон так предписывает, не делая разграничения между малыми и большими городами. Для Москвы и городов-миллионников эта поправка действительно была нужна как воздух: широченные магистрали, много машин, много пешеходов, аварии с наездами – явление обыденное. 

В Тюмени перед внедрением нового ГОСТа в 2015 году проанализировали и выявили десять особо опасных перекрестков, где произошло не менее 10 аварий с наездом на пешеходов за год. Там и ввели третью фазу. И статистика показывает, что правильно сделали. По словам начальника отдела пропаганды ГИБДД по Тюменской области Анжелы Борисовой, смертность пешеходов в ДТП на перекрестках, где светофоры стали работать по-новому ГОСТу, уменьшается с каждым годом. А вместе с этим – и недовольства горожан.

– По моим наблюдениям, в прошлом году у нас закончились возмущения. Люди привыкли, оценили удобство. Иногда еще случается критика, но когда говоришь о том, что у нас третий год подряд, благодаря введению нового ГОСТа, гибнет всё меньше и меньше людей, нас понимают и соглашаются с новыми правилами, – отмечает Анжела Борисова.

Анжела Борисова отмечает, что в Тюмени ГОСТ уже прижился, но на тех перекрестках, где он был реально нужен
Анжела Борисова отмечает, что в Тюмени ГОСТ уже прижился, но на тех перекрестках, где он был реально нужен

Анжела Борисова отмечает, что в Тюмени ГОСТ уже прижился, но на тех перекрестках, где он был реально нужен

А что говорит статистика по Ямалу? По информации ГИБДД по ЯНАО, в 2018 году было совершено11 ДТП с наездом на пешехода, погиб один человек. В прошлом году – 9 таких ДТП и ни одного погибшего, в 2016 году – 12 ДТП и один погибший. И это цифры не отдельно по Салехарду, а по всему автономному округу!

Окружная столица – единственный город на Ямале, где перенастроили светофоры по ГОСТу. Что из этого вышло, знает каждый, кому довелось прогуляться по Салехарду: пешком или на машине – не важно. В ожидании разрешительного сигнала стоят все! А светофоры на местных узких улочках установлены, где надо и где хочется – чуть ли не через каждые 200 метров. В часы пик затор на всех центральных улицах. Срывают график маршрутные автобусы, дольше едет по вызовам карета скорой помощи…

Что в итоге?

ГОСТ не имеет обратной силы. Но если новые правила вводились для снижения смертности пешеходов, какими итогами будет хвастаться Салехард?..

Потребительский эффект у новшества очень сильный, это и нервотрепка, и худеющие кошельки. Туда, куда водители раньше успевали за 10 минут, с трудом успевают за 25–30. Двигатели молотят впустую, жгут топливо – теперь чаще приходится ездить на заправку. У тех, кто пользуется такси, выросли расходы, поездки стали дольше из-за трафика и длинных «красных» пауз. А если из-за всего этого скорая однажды опоздает к пациенту, кто виноват будет?

Против третьей фазы как инструмента снижения смертности может быть аргументом только другая… смерть, возникающая при использовании этого инструмента. Пешеходы, конечно, вряд ли замерзнут на светофоре за полторы минуты. Но в отчаянии вполне могут рвануть по диагонали на последних секундах и попасть под колеса… 

По мнению главы регионального «народного фронта» Дмитрия Заякина, во главе угла должна стоять не борьба с негативной статистикой, а целесообразность принимаемых решений в каждом конкретном случае: «Не нужно доводить исполнение ГОСТа до абсурда. Если мы говорим о том, что перекрестки мало загружены, то какой смысл внедрять на них пешеходную фазу?!» 

Чтобы найти выход из этого тупика, «фронтовики» вчера собирали круглый стол. Результат довольно жаркой встречи с чиновниками: создание рабочей группы, которая подготовит обращение в Минтранс с просьбой внести корректировки в ГОСТ для арктических регионов.

ДЕТАЛИ

Почему в Европе не считают ДТП

Сколько времени тратят на светофорах пешеходы за границей, как там обстоят дела с ДТП на регулируемых светофорах и какова смертность? 

– По Европе вы скорее всего не найдете статистику смертности пешеходов в случаях ДТП на регулируемых перекрестках, последние данные обсуждались пять лет назад. Ведь подобные ситуации там нонсенс, – говорит заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта Тюменского индустриального университета Дмитрий Захаров.

В той самой статистике пятилетней давности и впрямь фигурировали жестокие цифры: в России в 2013 году на каждые 100 тысяч жителей гибло в ДТП 18,9 человек, а в той же Швеции этот показатель был ниже в 7 раз. Почему? Потому что там совершенно другие подходы к организации системы автомобильного движения. Собственно, там ни в больших, ни в малых городах не разгонишься. 

Особенно показательна в этом плане близкая ЯНАО по климату Норвегия. Там в ДТП гибнет 3,8 жителей на 100 тысяч жителей. По словам блогера-урбаниста Ильи Варламова, низкие показатели смертности – исключительная заслуга концепции нулевой терпимости к смертям, принятой в Норвегии. Что это значит? 

– После каждой аварии с пострадавшими там проводится расследование, а первостепенную ответственность несет государство. Даже если всё сделано по стандартам, то всё равно можно лишиться должности или свободы: ты специалист, поэтому должен был предвидеть опасные участки и обезопасить их. Стандарты задают рамки допустимого, но конкретное решение всегда принимает разработчик, – описывает систему Илья Варламов.

Желание «вдавить тапок в пол» у местных водителей выветривается очень просто: прямых улиц для разгона просто нет. Хочешь скорости – «велком» на платную скоростную трассу. В городах же редко кто поднимает планку выше 40 км/час, тротуары и пешеходные переходы мешают.

– Мы привыкли к делению улицы на тротуар и проезжую часть – такое зонирование часто усыпляет внимание водителей. Поэтому приподнятые до уровня тротуара переходы или целые перекрестки хорошо успокаивают трафик: водители чувствуют себя не так комфортно и ездят более аккуратно, – поделился блогер наблюдениями на своей странице.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Никто не любит ждать, но нужно время

Дмитрий Захаров, заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта Тюменского индустриального университета:

– Оценивать введение ГОСТа нужно в зависимости от постановки задачи. Если изначально отталкивались от того, чтобы снизить количество ДТП с участием пешеходов и их смертность, приходится жертвовать пропускной способностью перекрестков. 

Последнее в некоторых случаях решается увеличением количества полос без реконструкции проезжей части. Согласно отчетам, по Тюмени таких ДТП, как «наезд на пешехода» на регулируемых перекрестках с новыми фазами, разделяющими движение транспорта и пешеходов, стало меньше.

Но есть другой момент: увеличились ДТП с участием пешеходов на других участках. Можно допустить, что люди стали чаще нарушать и перебегать дорогу вне регулируемого перекрестка, чтобы не ждать. 

Чтобы привыкли и автомобилисты, и пешеходы, нужно время. И не только в виде дополнительных секунд на светофорном циферблате.


0

0

0

0

0

0



Темы