Была ли массовая гибель рыбы в Тазовском районе | «Красный Север»
0°C

Новости

Была ли массовая гибель рыбы в Тазовском районе

В Тазовском районе анализируют странный видеоролик. Одно из электронных изданий Уральского региона сообщило, будто в протоке реки Щучья, что впадает в Обскую губу, массово гибнут мальки ряпушки.


В качестве доказательства журналисты представили короткий любительский видеоролик, снятый на телефон. В кадре несколько квадратных метров берега и пара десятков мертвых мальков. Также приводятся слова анонимных старожилов, которые сетуют на то, что «подобных явлений на этой реке раньше не фиксировали». Развивая тему, уральские журналисты ссылаются на безымянных ученых, которые «не исключают воздействия токсических выбросов» с расположенного в 30 километрах Пякяхинского месторождения.

«Красный Север» попытался разобраться, что же произошло на самом деле.

А был ли замор?

Напомним, когда в позапрошлом году в Обской губе произошел настоящий замор, останки разлагающейся рыбы на несколько недель покрыли все побережье. На этот раз вдоль берегов чисто. Об этом сообщают рыбаки, ведущие промысел на фактории 5-6 Пески, находящейся на реке Щучья.

– Автору видеоролика (им оказался один из местных жителей, – прим. «КС») нужно было не только мёртвых мальков снимать, но и заморозить несколько штук для экспертизы,– говорит руководитель компании «Тазагрорыбпром» Сергей Саньков. – А он что сделал? Запечатлел группку плавающих вверх брюшком мальков, поднял шум, а факты то где? Неясно и то, в каком месте велась съемка, ведь в кадре только вода и клочок берега. Позднее уже ни он, ни другие рыбаки не видели в воде мертвой ряпушки. И о какой массовой гибели может идти речь? Все чисто и рыбалка идет, – подытожил глава хозяйства.

Промысловики считают, что попавшая в кадр молодь оказалась в тех краях случайно. Съемка велась сразу после ледохода, когда прибыла вода. Очевидно, задохнувшихся рыбок течение подхватило из какого-то озера. Такие ситуации – обычное явление при позднем ледоходе.

И где снималось видео?

Отметим, что Щучья, как и все реки в округе, находится в федеральной собственности. Поэтому охраной обитающего в ней живца занимается территориальный отдел Федерального агентства по рыболовству.

По словам начальника окружного отдела Росрыболовства Андрея Кокшарова, источники информации по замору «слишком недостоверные».

– На видео нет точной привязки к местности. А главное в нынешнем году загара (он же замор, – прим.ред.) не было, – отметил он. – Есть еще версия отравления. Опять-таки очень спорная. Нам показали кусочек ролика, где плавает с десяток мальков вверх брюшком. Но при массовом отравлении пострадали бы и взрослые рыбы, причем разных видов. Там же кроме ряпушки круглый год обитают щука, язь, карась и так далее… Добавлю, что никаких обращений от местных жителей или органов местного самоуправления в отдел не поступало. Обычно, в подобных случаях, люди начинают, что называется, бить в набат. Мы всегда реагируем, и на место выезжает специальная комиссия. Здесь же, кроме звонка из редакции, никаких заявлений.

Предположений много, доказательств – ноль

Тем временем, в Госрыбцентре считают, что если «сколько-то» рыбы и погибло в реке, впадающей в Тазовскую губу, то вряд ли из-за нехватки кислорода.

– Река Щучья считается хорошей по уровню содержания кислорода. Сама по себе она уникальная. Туда каждый год поднимается на нерест ряпушка, – рассказал заведующий отделом эколого-сырьевых исследований Андрей Матковский. – Раньше мы регулярно проводили там зимние исследования. Нерестилища в Щучьей находятся в нижнем и среднем участках реки, а в верхнем, которое как раз и впадает в Тазовскую губу – вообще, по нашим сведениям, все замечательно с насыщением воды кислородом. И гибель рыбы от замора слишком маловероятна…

На взгляд ученого, единственное, что, теоретически, может вызвать гибель ряпушки – промышленное загрязнение.

– Там сейчас в разработке Мессояхинское месторождение, ради которого в свое время даже потеснили часть природоохранной территории. Возможно, при проведении бурения или поисковых работ могла загрязниться часть водоема. Да, это могло повлечь нехватку кислорода. Но, замечу, это только предположение, и сейчас Госрыбцентр об этом ничего не знает.

Как добавил собеседник, каких-либо сигналов о происшествии на Щучьей к ним не поступало. Иначе, по его словам, специалисты немедленно отправились бы с комиссией на Гыданский полуостров.

– Сейчас есть различные виды связи, тот же интернет. Если что-то случилось, информацию о происшествии можно передать очень быстро. Но она должна быть достоверной, – подчеркнул он.

ОФИЦИАЛЬНО

Сегодня, 22 июня, представители администрации Тазовского района и рыбодобывающего предприятия прибыли на место происшествия. Был сделан забор воды, которая отправлена в лабораторию. 

– По словам очевидцев, мальки находились на побережье еще во время льда, что больше склоняет к мысли о заморе при кислородном голодании, нежели о техногенной катастрофе. Между тем, только лабораторные анализы воды могут частично пролить свет на причины проблемы или, как минимум, они помогут определиться в дальнейших действиях, – цитирует специалиста департамента имущественных и земельных отношений администрации Тазовского района Дмитрия Плешкова «Студия Факт».


0

0

0

0

0

0



Темы