Новости
«Убийственные» сроки стали еще ближе к пьяным за рулем
Госдума на днях приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий наказания за аварии, совершенные под воздействием спиртного. Инициативу поддержали единогласно.
Проект предусматривает в том числе поправки в статью 264 УК РФ – она наказывает за нарушения ПДД или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть. Законодатели планируют переписать вторую, четвертую и шестую части статьи, применяемые в тех случаях, когда виновник ДТП был пьян – или, в соответствии с последними изменениями, скрылся после аварии. Напомним, в конце апреля президент подписал закон, уравнивающий ответственность водителей, уехавших с места происшествия, и пьяных. В итоге наказание для первых может стать еще жестче, если законопроект будет принят в нынешнем виде.
Так, за аварию, в результате которой был причинен тяжкий вред здоровью человека, виновнику будет грозить от трех до семи лет лишения свободы (сейчас – до четырех). Если происшествие унесет человеческую жизнь, наказание составит от пяти до 12 лет (в действующей редакции – от двух до семи). При двух и более жертвах хмельной водитель должен будет провести за решеткой от восьми до 15 лет (сейчас – от четырех до девяти).
...Три месяца назад в Новом Уренгое осудили горожанина, который в пьяном виде сбил на пешеходном переходе 15-летнюю школьницу, скрылся и попытался замести следы аварии… Потом, несмотря на чистосердечное признание и сотрудничество со следствием, мужчина получил по четвертой части статьи 264 пять с половиной лет в колонии. По нынешней норме – близко к максимуму. После принятия инициативы депутатов назначенный ямальцу срок считался бы минимальным.
Вдобавок, поскольку максимальное наказание за происшествия со смертельным исходом в обоих случаях будет превышать десять лет лишения свободы, подсудимые больше не смогут рассчитывать на рассмотрение дела в особом порядке и таким образом смягчить возможный приговор.
ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
Сестра погибшей: «У нас приговор был справедливым»
Летним вечером 2013-го молодая девушка ехала с друзьями на речку, когда в их машину сзади врезался водитель на «Жигулях»…
Оказалось, автомобилист после ссоры с женой и большого количества выпитого алкоголя сел за руль и помчался «развеяться». От удара (он пришелся как раз в бок, где на заднем сиденье ехала девушка) машину отбросило на припаркованные на обочине авто. Горожанка скончалась в больнице, без мамы остался маленький сын…
Как рассказала жительница Лабытнанги Анна, родная сестра погибшей, после долгих судов виновнику дали шесть лет колонии общего режима, обязав выплатить материальный ущерб.
– Сравнивая с другими подобными ситуациями, я бы сказала, что это адекватное наказание, – говорит Анна. – Не секрет, что за такое преступление, бывало, отделывались и условным сроком, и колонией-поселением. В нашем случае было всё справедливо. И, конечно, я только за, чтобы наказание за езду в пьяном виде ужесточили. До двенадцати лет заключения – это справедливо.
Восемь аварий, два погибших
C начала года по середину мая на Ямале задержали 571 водителя подшофе.
Как рассказали «КС» в региональном управлении ГИБДД, к ответственности по статье 264.1 УК РФ (повторное вождение в нетрезвом виде) были привлечены 76 человек. По вине пьяных автомобилистов в автономии произошло восемь аварий, в которых погибли два человека, еще восемь получили травмы.
По сравнению с тем же периодом прошлого года в 2019-м на ямальских дорогах реже попадались хмельные автомобилисты. Заметно меньше стало и ДТП с их участием (как и аварий в целом). А вот количество «повторников» почти не изменилось.
ДЕТАЛИ
Владельцев моторок тоже касается!
В СМИ обсуждаются главным образом поправки, касающиеся автомобилистов. Но тот же самый законопроект вводит аналогичные нормы и в статью 263 УК РФ, карающую за нарушения с тяжкими последствиями на всех прочих видах транспорта, включая водный.
Сейчас в ней не предусмотрено более жесткого наказания для пьяных. В случае принятия закона все сроки будут полностью аналогичны таковым для автомобилистов. Изменения затронут и владельцев моторок.
Впрочем, как рассказали в центре ГИМС ямальского управления МЧС, в нашем регионе регистрируют не так много административных нарушений, связанных с выпивкой за штурвалом. К примеру, прошлый год инспекторы закрыли с нулевой статистикой.
Но нужно учитывать, что на реках выявлять нарушителей куда сложнее, чем на дорогах. Чаще о них узнают постфактум: прошлым летом на фоне употребления алкоголя четыре ямальца утонули, выпав из маломерных судов. Всего на открытой воде зарегистрировано 15 происшествий, в которых погибли 14 человек.
НЮАНСЫ
Накажут суровее, чем за убийство
Сейчас водители подшофе чаще отделываются «легким испугом», уверены законодатели.
Но не перегибают ли палку новые сроки?
– Нельзя сказать, что наказания за совершение ДТП в пьяном виде сейчас чрезмерно мягкие, – считают в салехардской прокуратуре. – Суд ведь должен учитывать и мнение потерпевших, смягчающие обстоятельства, нормы УК, предусматривающие дальнейшее снижение наказания.
Нововведение же, по сути, стирает грань между двумя разными категориями преступлений – совершенными по неосторожности, к каким относятся и ДТП с тяжкими последствиями, и умышленными особо тяжкими деяниями. На тот же самый момент обратили внимание в правительстве страны – и потребовали дополнительно обосновать ужесточение санкций.
По размеру наказания смертельные аварии окажутся сопоставимы с убийством без отягчающих обстоятельств (6–15 лет лишения свободы), констатирует в отзыве на законопроект заместитель председателя правительства Константин Чуйченко. За происшествие, окончившееся гибелью более чем одного человека, покарают даже суровее: нижняя планка там выше.
Для сравнения: год и десять месяцев ограничения свободы получил в апреле ноябрянин Вадим Христоев, признанный виновным в причинении смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ). В деле тоже фигурировали авто и алкоголь. В результате действий нетрезвого молодого человека припаркованная машина, в которой находились он сам и 19-летняя девушка, скатилась в заполненный водой карьер. Пассажирка погибла. А автомобилисту в самом худшем случае могло грозить всего до двух лет колонии.
Из материалов, собранных думцами, следует, что российские суды обыкновенно не добираются до верхних пределов санкций при пьяных авариях, а часто вообще назначают наказание ниже нижнего предела – этим правом наделяет судей 64-я статья УК. Но уже сама эта практика говорит об отношении к действующим нормам как к «избыточно репрессивным», подчеркивает Константин Чуйченко. Заметим, что у Верховного Суда РФ, где тоже подготовили отзыв на законопроект, к тексту не нашлось никаких замечаний.
КОММЕНТАРИЙ
«Начинать нужно с воспитания культуры»
Александр Займидорога, адвокат, Салехард:
– Как трезвенник с многолетним стажем, лично я отношусь крайне негативно к нетрезвым водителям. И, исходя из моей практики, примерно так же к ним относятся и суды – естественно, в рамках правовых установок. На моей памяти виновники «пьяных» ДТП неоднократно получали реальные сроки. Если же кажется, что наказания стали мягче, необходимо работать с судьями, разбираться в причинах с материалами конкретных уголовных дел.
К тому же с каким рефреном эта инициатива подается в нашем законодательном органе – по крайней мере, если верить публикациям? Законодатель желает уравнять в наказании и идеологии уголовного права неумышленную вину, неумышленное преступление – с умышленным. Ведь человек, попавший в аварию, делает это без прямого умысла. Депутаты же говорят, что наказание за такое должно быть приравнено к убийству. Это в корне неправильно, на мой взгляд. Конечно, садясь за руль, нетрезвый водитель может чисто теоретически допускать, что кого-то лишит жизни, но желания такого у него точно нет.
А ключевой момент – я считаю, что никакое ужесточение наказания не приведет к улучшению поведения на дорогах. Это вопрос развития культуры и законопослушания. В последнее время этого мало как в общем, так и в правовом плане. Так что сосредоточиться нужно не на санкциях, а на работе с водителями и с населением в целом.