Новости
«Все сбережения закончились…» Ямальский путешественник третий месяц живёт на яхте за границей
Сергей Голованов из Лабытнанги еще в середине марта отправился на парусной яхте по маршруту Турция – Греция – Хорватия. В команде четыре россиянина, житель Казахстана и капитан из Белоруссии. Вскоре все они оказались заложниками пандемии и до сих пор вынуждены жить на судне.
Коренной ямалец уже на пенсии, любит путешествовать. Корреспонденту «Красного Севера» Сергей Геннадьевич рассказал, как пришлось в шторм срочно возвращаться из Афин в Хорватию, когда внезапно начали закрываться границы, как преодолевали путь без воды и еды и о других трудностях, с которыми пришлось столкнуться.
– Я дипломированный яхтенный шкипер. В этом году мне подвернулся интересный поход на парусной яхте «Слайт». Когда вылетал в Турцию, никаких проблем не было. В Москве я спокойно получил шенгенскую визу в греческом консульстве и отправился без всяких ограничений. 15 марта мы вышли из порта Мармарис, полагая, что поход продлится две недели. Но по прибытии в Грецию мы узнали, что Турция закрывает свои морские границы из-за распространения коронавируса. Следом появилась информация, что Греция прекращает международное сообщение, а мы уже находились на их территории. Нам пришлось пересмотреть свои планы, отложить запланированные экскурсии, и срочно выбираться, потому что понимали, что следующим шагом будет закрытие территориальных вод и мы окажемся в непростой ситуации, – рассказал по телефону ямалец.
Путешественники решили как можно быстрее добираться до домашней гавани – в Хорватию. Приближался шторм, пришлось рисковать. Но в открытом море яхту все-таки накрыла стихия… То, как команда больше суток боролась с волной, собеседник называет «техническими моментами». Судно получило несколько повреждений, пришлось заходить в ближайший порт, чтобы устранить поломки и заправиться.
В МОРЕ БЕЗ ВОДЫ И ЕДЫ
Когда добрались до Афин, оказалось, что Греция уже ограничила передвижение по своей территории. Гостей отказались заправлять топливом в порту, пришлось им на такси ехать в город, на автозаправку, покупать там 150 литров солярки и продукты. Так и не починив яхту, отправились дальше. Под хорватским флагом удалось уйти через Адриатику в сторону «домашнего» порта.
– Пока добирались до своей гавани, нас не пускали ни в одну марину, негде было пополнить запасы топлива и провизии. По пути заходили на некоторые острова, а там пусто – ни одной яхты, кафе и магазины закрыты! – рассказывает ямалец. – У нас не было возможности сходить в магазин, чтобы элементарно купить продуктов. Приходилось растягивать запасы, купленные в Афинах. Иногда удавалось добыть у рыбаков рыбы или еще какой-то еды.
В Хорватию пришли 26 марта, но там тоже все оказалось непросто. Поначалу их не пускали в порт, но яхта-то хорватская, после долгих мытарств дали разрешение. Измученных трудным путешествием моряков целый день продержали на границе – проверяли документы, куда-то звонили, не позволяли сойти на берег, чтобы купить воды и еды…
Только к ночи команде разрешили отправиться в город, но с условием, что они арендуют квартиру и 14 дней будут там находиться на карантине. Благодаря представителю фирмы, в которой туристы арендовали яхту, им удалось устроиться. Девушка уступила им съемную квартиру, а сама перебралась к знакомым. Полицейский патруль сопроводил путешественников до самой двери.
Каждый день компанию проверяли стражи порядка либо волонтеры. В закрытом городе работал только один магазин. Договорились с местным жителем, чтобы он приносил пакеты с продуктами и оставлял под дверь, оплату переводили на карту.
Когда карантин закончился, пришлось выложить хозяину квартиры приличную сумму. Деньги были на исходе, поэтому моряки попросили разрешения вернуться на яхту, где платили только за воду и электричество.
ВИЗА ЗАКОНЧИЛАСЬ, РЕЙСОВ НА МОСКВУ НЕТ
Парень из Казахстана улетел домой 29 мая. С ним постоянно связывались из консульства и организовали выезд по сложному маршруту через Амстердам.
– Мы, четверо россиян, все ждем, – говорит ямалец. – Зарегистрировались на сайте Госуслуг, неоднократно звонили в российское консульство в Загребе. На прошлой неделе у нас запросили контактные данные. Тут постепенно начали работать аэропорты, но мы не можем улететь, потому что Москва не принимает самолеты. Вылететь можно только вывозным рейсом. Уехать наземным транспортом тоже невозможно – у меня давно закончилась виза.
Дважды приходили представители миграционной службы, поставили меня на учет, но я ничего не могу сделать. Ребята из Москвы ежедневно получают материальную помощь, которую по постановлению правительства России выделяют тем, у кого пропали проездные билеты из-за ограничений, связанных с пандемией. Я же до сих пор не получил ни копейки. А, отправляясь в путешествие на две недели, я не рассчитывал жить за рубежом 2,5 месяца…
Конечно, за это время все сбережения у меня закончились. Живу на пенсию, которая, к счастью, поступает мне на карточку. Но по хорватским меркам это копейки... На днях в телеграм-канале выложили список рейсов до 6 июня, которыми будут вывозить туристов. Но Хорватии в этом списке нет, – переживает житель Лабытнанги.
С 10 апреля мужчины живут на лодке, ловят рыбу, покупают хлеб и кое-какие продукты, как-то перебиваются. И когда доберутся домой, неизвестно…
КОММЕНТАРИЙ
Ямал пытается вызволить земляка через МИД
Недавно лабытнангец обратился за помощью в департамент внешних связей ЯНАО. Замдиректора международного ведомства Евгения Барышникова сразу же позвонила в МИД, чтобы прояснить ситуацию.
– Нам сообщили, что никаких проблем по выплате материальной помощи Сергею Голованову нет, деньги он должен получить. Но, вероятно, была какая-то ошибка в заявлении, заполнил не все графы или неверно указал номер счета. Сотрудники МИДа внесут изменения в его заявление в ручном режиме, после чего социальная помощь будет перечислена на банковскую карту ямальца. Учитывая, что в ведомство поступило около девяти тысяч подобных заявок, видимо, на это требуется какое-то время, – пояснила представитель департамента.
И рассказала еще об одной проблеме, с которой может столкнуться ямальский путешественник:
– Обратный билет у него приобретен на «Победу». Если будет назначен выездной рейс другой авиакомпанией, у которой нет договоренности с «Победой», мужчине потребуется заплатить за билет около трехсот евро. У него просто нет этих денег. Мы связываемся со специалистами МИДа, пытаемся решить этот вопрос.
Если рейс будет назначен, мы напишем ходатайство с просьбой включить в него жителя Ямала. Если самолет полетит в Москву, Санкт-Петербург или другой регион, мы также свяжемся с их представителями и попросим обеспечить для нашего человека обсервацию. По существующим порядкам, невозможно организовать полет напрямую до Ямала. В регионе прилета он должен обязательно пройти 14-дневный карантин. Потом ему нужно сдать тест – если он окажется отрицательным, на Ямале для него не будет никаких ограничений, – отметила Евгения Владимировна.
По данным департамента внешних связей ЯНАО, на момент закрытия границ за рубежом оказалось более 250 ямальцев, не имеющих возможности вернуться домой из-за прекращения международного авиасообщения. Из них 131 человек уже прибыл в Россию, с остальными работа продолжается.