Что выбирать для будущего первоклассника: программу или учителя? | «Красный Север»
0°C

Образование

Что выбирать для будущего первоклассника: программу или учителя?

В ямальских школах начали принимать заявления в первый класс. Тысячи семей решают важный вопрос: куда определить ребенка, на что именно ориентироваться – на учителя или образовательную программу?..


«Красный Север» провел опрос в одном из родительских чатов Ноябрьска. Выяснилось, что 48% респондентов считают, что главное – личность первого педагога, 11 – уверены, что важнее образовательная программа, остальные ищут золотую середину.

Учебники пишут по одним стандартам

Больше всего родительских споров возникает по поводу программ. Вспоминают Занкова, Эльконин-Давыдова и Петерсон – это фамилии авторов, пособия которых не так давно считали очень прогрессивными. Детей тогда тоже делили: способным рекомендовали так называемые развивающие программы, остальные шли в «традиционку».

Как заверили «КС» в департаменте образования ЯНАО, развивающие программы, как и деление детей на сильных и слабых, остались в прошлом. 

– Учебники по развивающему обучению больше не входят в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию, – пояснила заместитель начальника управления, руководитель отдела общего и среднего образования Наталья Завоюра. 

Сейчас среди специалистов даже термин «развивающее обучение» считается некорректным.

– Это как масло масляное, ведь любое обучение развивает, – говорит педагог-психолог, кандидат психологических наук Ирина Седова.

В школах Ноябрьска реализуется три программы: «Школа России», «Перспектива», «Начальная школа 21 века», у которых нет принципиальных различий. 

– Все они – традиционные, соответствуют единым федеральным стандартам, просто составлены разными авторскими коллективами, – рассказала главный специалист сектора общего образования департамента образования Ноябрьска Ольга Андрусова. – Это раньше программы отличались направленностью, сложностью – теперь такого нет. «Школа России» и «21 век» в нашем городе реализуются давно. По «Перспективе» ожидается первый выпуск в этом году. Кстати, учебники для этой программы написаны теми же авторами, что и для «Школы России». Контрольные срезы показывают одинаковые результаты у детей, поэтому говорить, что какая-то программа сложнее, какая-то проще – нет оснований.

Чувствовать ребёнка, узнать учителя

У родителей преобладают два мнения. Одни нацелены учиться, учиться и учиться, причем по усложненной программе и с привлечением репетиторов. Другие не хотят зацикливаться на уроках, считая, что детство должно быть наполнено разнообразными приятными событиями.

Наталия Каткова – многодетная мама, «поступала» в школу пять раз. Ее старшим детям уже 27–28 лет, младший – семиклассник. Реформы образования, разные программы и учителя – всё это она знает из собственного опыта. 

– Сейчас родителям и детям дана большая свобода выбора: по какой программе учиться, к какому учителю идти, – считает собеседница. – И, по моему мнению, в начальной школе главное, чтобы ребенок учился с удовольствием, а не надрывался ради родительских амбиций, в погоне за более успешными одноклассниками. 

От педагога, бесспорно, многое зависит. И я убеждена, что дипломы и категории просто так не дают, каждый преподаватель знает свое дело. 

Что касается программ, вообще не вижу смысла в их разнообразии. После четвертого класса все дети учатся по одной. Некоторым мамам и папам кажется, что какая-нибудь супер-пуперская программа гарантирует их чаду непревзойденные результаты в математике или знание нескольких языков. И если в четыре года он умеет складывать и вычитать – дорога в математический класс предопределена… 

В гимназии, где учились и учатся мои дети, очень высокая планка. Преподают хорошо, требуют много. Казалось бы, база серьезная. Но недавно сын меня, мягко говоря, очень удивил. Среди его сокурсников в институте прокуратуры – два парня из глубинки. Общее среднее образование получили в маленькой сельской школе, в классе из семи человек, не думаю, что там большой выбор был… Но даже гимназисты им в подметки, считает сын, не годятся… 

В семье Анастасии Махотиной трое детей, старший осенью пойдет в первый класс.

– Мы начали готовиться заранее. Пошли на курсы в «Школу первоклассника» – ему не понравилось, отказался. Перешли в другую – теперь он доволен, всё получается и результаты впечатляющие. Я знаю, что мой сын долго присматривается к людям. Поэтому, выбирая класс, я прежде всего постараюсь как можно лучше узнать учителя. Не вижу смысла перегружать ребенка. Все свои интересы он сможет реализовать в кружках и факультативах.

Добавим, что заявление в первый класс можно подать  через портал образовательных услуг, в МФЦ или в самой школе. Вначале чаще всего разбирают места в классах, которым присвоена литера «А». Если же ни «буква», ни учитель принципиального значения не имеют, то смысла суетиться нет. При наличии свободных мест ребенка возьмут даже не по месту проживания. Второй этап приемной кампании завершится не позднее 5 сентября.

КОММЕНТАРИЙ

Три момента, на которые советует обратить внимание психолог

Ирина Седова, педагог-психолог Центра детского творчества, кандидат психологических наук из Ноябрьска, предложила родителям первоклассников учитывать несколько важных нюансов.

– Первое. Ребенок 6–7 лет переходит на новую ступень развития. Игры дошкольников сменяет учебная деятельность. На ближайшие годы она станет главным содержанием его жизни. Ему это интересно, важно и необходимо. В учебной деятельности ребенок обретает новые знания, и, что особенно важно, только в ней развивается как личность.

Второе. Учитель становится самым значимым взрослым для младшего школьника. Он – непререкаемый авторитет, образец для подражания, проводник, наставник и судья. Ребенок смотрит на мир, события, на поступки окружающих и собственные глазами учителя – калибрует и оценивает. Ни родители, ни друзья в этом возрасте не имеют такого значения, как педагог. Никогда прежде и никто в будущем не будет оказывать на созревающую личность настолько сильного влияния, как первый учитель. 

Третье. В «цифровую эпоху» наша жизнь уже немыслима без телефонов, планшетов, компьютеров. И если в руках у ребенка нет гаджета, он становится неусидчивыми, ему трудно даются волевые усилия над собой, внимание часто переключается с одного объекта на другой. Появился даже такой термин – мультипликационное мышление: объекты внимания меняются быстро, как в мультфильме. Специалисты в начальной школе всё чаще сталкиваются с гиперактивностью детей.

Надо принимать во внимание и условия Крайнего Севера. А именно: длинные холодные зимы и, как следствие, недостаток ультрафиолета, снижение двигательной активности.

Проанализировав все нюансы, становится очевидным, что обучение в школе не должно нарушить здоровье ребенка, его физическое и эмоциональное состояние. В первые школьные годы главное – привить любовь к учебе и уважение к учителю. Если в начальной школе привычным для ребенка становится ощущение комфорта, а преобладающими эмоциями – радость и удивление, он чувствует внимание, поддержку и одобрение наставника, то трудности старшей школы ему будут нипочем, – заключила Ирина Седова.

ЦИФРЫ

8740 детей в ЯНАО, по предварительным данным, пойдут 1 сентября 2020 года в первый класс. Больше всего первоклашек ждут в Новом Уренгое – 1949, потом идет Ноябрьск – 1470, Надымский район – 1031, Салехард – 931, Пуровский район – 825.


К СВЕДЕНИЮ

Календарь старта приемной кампании для первоклассников 

15 января Надымский район

24 января Шурышкарский район

27 января в 8.00 – Лабытнанги и Тазовский район, в 12.00 – Ямальский район

29 января в 8.00 – Салехард, в 9.00 – Пуровский район

30 января в 12.00 – Новый Уренгой

31 января в 8.00 – Приуральский район, в 9.00 – Муравленко, в 13.00 – Губкинский. 

1 февраля в 8.30 – Ноябрьск и Красноселькупский район


0

0

0

0

0

0



Темы