обновлено: 05:29, 20 ноября 2023
Образование
Молодежь «с руками» выяснила, кто круче
IV Региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» завершился на Ямале. Кто победил в «олимпиаде» рабочих профессий?
Многие наверняка думают, что умеют клеить обои… Но на конкурсной площадке стало очевидно: если соблюдать все технологические тонкости, дело совсем не простое.
Только кисти летели...
Участники чемпионата в компетенции «Малярное дело» должны были оклеить виниловыми обоями рабочую поверхность, подогнав рисунок, а затем окрасить ее и оформить молдингом в цвет. Для студентов задание усложнялось. Декоративную отделку они выполняли объемным рисунком «розы».
На малярной площадке бушевали настоящие страсти.
– Рядом со мной работал участник, который явно шел на первое место. У него все получалось красиво и очень быстро, а у меня – вкось и вкривь, – рассказывает Александр Васин. – Я никак не мог качественно обработать поверхность. В какой-то момент даже не выдержал, бросил инструмент, вот – перепачкался весь…
Тому ловкому соседу в итоге эксперты и отдали первое место. Им был Павел Владимиров.
– В феврале-марте я заканчиваю колледж, сразу пойду работать, меня уже ждут, – поделился планами победитель.
Дело – за мамой
Для конкурсантов в компетенции «Фотограф-репортер» полем боя стали... чужие баталии. В течение нескольких часов они следили за ходом чемпионата, выискивали самые интересные моменты. Ориентировались на заданные темы: «Абилимпикс — мир равных возможностей», «Нам любое дело по плечу», «Красота и технология», «Герои Абилимпикса творят чудеса» и другие. К лучшим снимкам (студены представили на суд экспертов 12 кадров, школьники – 6), придумали подписи.
Радости Виктории Ждановой, занявшей первое место среди школьников, не было предела.
– Я очень хочу, чтобы у меня был свой фотоаппарат. Мама сказала, что подарит его, если я стану победителем. Мечта сбылась! Я – фоторепортер! – восклицает она.
Фотодело в ноябрьском колледже преподается как дополнительное образование, поэтому получить навыки дополнительной специальности могут все желающие. Кто-то рассматривает такую возможность как хобби, для кого-то это может стать началом профессионального пути.
Интересно было попробовать себя в роли фотографа и десятикласснице из второй школы Валерии Федоровой, занявшая второе место:
– Вообще-то, я планирую стать программистом. Но мне предложили пройти небольшой курс фотодела в колледже, я не стала отказываться – в жизни все может пригодиться.
Клининг для школьников
Всего около 200 человек участвовали в чемпионате. Начинающие специалисты и студенты состязались в 19 основных компетенциях, школьники – в семи.
Впервые в этом году для студентов колледжей и специалистов были введены компетенции «Адаптивная физическая культура», «Медицинский лабораторный анализ» и «Столярное дело». Для школьников – «Адаптивная физическая культура» и «Клининг».
Профтурниры проходили на площадках шести колледжей в Салехарде, Ноябрьске, Новом Уренгое, Муравленко, Надыме и Тарко-Сале.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Взрослые на день превратились в слепых, глухих и колясочников
Пока молодежь соревновалась, взрослым гостям чемпионата предложили представить себя инвалидом и вести себя с учетом ограничений здоровья.
В деловую программу «Амбилимпикса» активно включились педагоги, общественники, чиновники. Во всем автономном округе прошли семинары и дискуссионные площадки.
В рамках окружного «круглого стола», организованного в режиме видеосвязи, участники обсуждали вопросы профессионального образования и новые возможности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Мой сын инвалид окончил колледж, получил профессию автомеханика, теперь учится на инженера, – рассказывает представитель ноябрьской общественной организации инвалидов Галина Гриценко. – Но не у всех профессиональная жизнь складывается успешно. Многие инвалиды, даже получив профессию, не могут найти работу. Хорошо бы появилось какое-то производство, чтобы выпускники колледжа могли сразу начать там работать.
Чтобы дать почувствовать, каково это – ограниченные возможности, в Ноябрьске устроили челлендж. Вместе с бейджем участникам выдали особые знаки: колясочник, слепой, глухонемой, ограничен в движениях (например, не работает правая рука) и так далее. И поставили условие: в течение дня выполнять привычные действия с учетом условных ограничений. К примеру, в одном из заданий надо было налить воду в стакан, донести ее до указанного места, продегустировать и описать вкус…
– То, что для большинства людей совершенно естественно и просто, для некоторых может быть невероятно сложным. Среди нас много людей с ограниченными возможностями, хорошо бы каждому понимать это, – считает Луиза Малицкая, заместитель директора Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий. – По статистике в нашем регионе на двух-трех взрослых приходится один ребенок-инвалид. Это много. И мы должны создать для них хорошие условия.