С русским дружим? В Лабытнанги девятиклассники наговорили на допуск к экзаменам | «Красный Север»
0°C

Образование

С русским дружим? В Лабытнанги девятиклассники наговорили на допуск к экзаменам

Сегодня у девятиклассников Ямала проверяли, как они умеют разговаривать, общаться, понимать прочитанное и пересказывать. От этого зависит, будут ли учащиеся допущены до экзаменов.


«КС» побывал в восьмой школе Лабытнанги. С самого утра там шли последние приготовления: инструктаж для организаторов и наблюдателей, учителя подбадривали девятиклассников. Итоговое собеседование по русскому языку предстоит пройти 311 местным школьникам.

Настроиться на успех

– Обязательно настраиваем детей на успех, – отметила Ирина Федоренко, педагог-психолог. – Перед неизвестностью волнуются даже взрослые, чего уж говорить о детях. Собеседование можно сравнить с публичным выступлением, для многих это настоящий стресс. Но мы много работали, репетировали и тренировались.

Специалисты давали ученикам домашние задания. Предлагалось описать увиденное из окна, запомнить ощущение успеха: когда попробовал что-то сделать и получилось – психика принимает это как пережитый опыт, тогда волнение отступает.

– Школьники, конечно, переживают: вдруг попадется пересказ из той сферы, в которой не ориентируешься, не все в наше время привыкли говорить развернуто. Но мы искали способы – например, на пальцах подсчитывали число фраз, – рассказал психолог.

За Полину Яндо, ученица 9 А, «болели» родители, мама на работе держала кулачки. Сама девушка почти не волновалась. Точнее, совсем немного:

– Я готовилась, решала варианты. С русским языком вообще «дружу», бывают только мелкие ошибки. Самым сложным заданием считаю пересказ: когда торопишься и быстро читаешь, иногда пропускаешь какие-то детали в тексте. Надеюсь, что все будет хорошо.

Успеть за 120 секунд

Доцент кафедры гуманитарного образования регионального института развития образования Татьяна Прожирова рассказала «Красному Северу», что на устном итоговом собеседовании предусмотрено четыре задания.

В первую очередь, выразительное чтение научно-популярного текста о выдающихся людях России. На подготовку отводится две минуты: за это время нужно познакомиться с содержанием, подумать о паузах, интонации, падежной форме числительных.

Следующий тест: подробный пересказ ранее прочитанного текста с обязательным включением предложенной цитаты (это оценивается отдельно). На подготовку те же две минуты. Цитату нужно вставить не абы как, в нужном месте. Теперь она может быть и в стихотворной форме, ранее – только в прозе.

На третье задание, в котором четыре темы и несколько вопросов, дается еще меньше времени – всего минута. Акцент – на умении излагать свои мысли. Последним испытанием выступает диалог с экзаменатором. Причем отвечать нужно развернуто, за ответы «да», «нет», «не знаю» ученик получит 0 баллов.

«Зачет» же поставят тем, кто наберет минимум 10 баллов из 20 возможных.

Советы экспертов

Общую языковую культуру учащихся развивают на протяжении всех школьных лет, отметила преподаватель русского языка и литературы Галина Трухина из Приуральского района. Для успешного выполнения заданий устного итогового собеседования детям нужно как можно больше читать вслух и пересказывать, развивать память.

Преподаватель-эксперт из Панаевской школы Ямальского района Светлана Белоусова поделилась своим опытом работы:

– Более половины наших ребят – коренной национальности, живут в интернате. Большую помощь нам, учителям, оказывают воспитатели. Они занимаются коллективным чтением вслух, инсценируют прочитанное, заучивают наизусть не только стихотворения, но и прозу.

Читать не только учебные параграфы рекомендует и профессор кафедры русского языка Академии труда и социальных отношений, автор методических пособий по русскому языку издательства «Просвещение» Марина Бондаренко из Москвы. Литература второй половины двадцатого века поможет расширить знания и поставить правильную речь. Эксперт советует изучать произведения Драгунского, Крапивина, Пескова, Яковлева, Железникова, Кассиля.

Кстати, готовят к итоговому собеседованию и педагогов. Для них проводят курсы, семинары и вебинары, обеспечивают методическими материалами и презентациями.

Через пять дней в школах появятся результаты устного собеседования. Для тех, кто получил «незачет» или пропустил сегодняшнюю проверку по болезни или из-за карантина (введен в семи муниципалитетах), предусмотрены дополнительные дни для собеседования – 11 марта и 18 мая.


Над темой работали: Анна Чернова, Ольга Горелова


0

0

0

0

0

0



Темы