Самый умный: зачем олимпиадникам деньги? | «Красный Север»
0°C

Образование

Самый умный: зачем олимпиадникам деньги?

Казалось бы, все просто: победа в школьных олимпиадах продвигает участников на муниципальный уровень, самые умные школьники города попадают на региональный этап, далее на всероссийский и международный. Все бесплатно. Но на самом деле нужны десятки-сотни тысяч рублей, чтобы бороться за право называться самым умным…


– Сами олимпиады действительно бесплатны и добровольны, – рассказала «Красному Северу» учитель информатики из Ноябрьска, руководитель городской школы юного программиста Светлана Назаренко. – Для одних учеников это способ проверить свои способности. А для других – шанс, порой единственный, на успешное профессиональное будущее. Наиболее заинтересованные участники олимпиад – дети из небогатых семей, которые могут рассчитывать только на бюджетные места в вузах. Но, к примеру, проходной балл по некоторым специальностям в Санкт-Петербургском ИТМО обычно колеблется в районе трехсот. Это значит, все обязательные экзамены надо сдать с высочайшим результатом. Участие в олимпиадах существенно расширяет возможности.

Интенсивы с выездом

Минпросвещения России каждый год выпускает специальный перечень олимпиад, которые дают разные преимущества при поступлении. Некоторые вузы приравнивают олимпиадную победу к 100 баллам ЕГЭ по профильному предмету, другие – принимают одаренных учеников вне конкурса.

– Разумеется, мы выбираем рейтинговые олимпиады, которые дают ощутимые бонусы, – продолжает учитель. – Чтобы подготовить детей к столь серьезным испытаниям, мы организуем интенсивные тренинги с приглашением ведущих специалистов страны. К примеру, осенняя смена по информатике, которую мы проводим перед муниципальным этапом, проходит 10 дней. Мы должны оплатить работу преподавателя, его дорогу и проживание. Если ребенок не из Ноябрьска, ему тоже надо сюда добраться и где-то жить…

Часть расходов из собственных средств компенсирует школа, взявшая на себя организаторские функции, в чем-то помогает муниципалитет, что-то оплачивает округ. Но немалая часть все же ложится на плечи родителей. Это примерно 50–60 тысяч рублей из семейного бюджета для иногородних участников. И это в том случае, когда мы говорим о курсах в Ноябрьске.

«Сириус» и другие мечты

Подготовка к заключительному этапу олимпиад – отдельная история. Самые успешные олимпиадники мечтают попасть в Образовательный центр подготовки одаренных детей «Сириус» – в Сочи. Пройти отбор сложно, конкуренция высокая, зато само обучение бесплатно, дорогу и проживание оплачивает Центр. Но ребенку нужен сопровождающий, который сначала его доставит, а после заберет и вернет домой. Это два самолета – туда, два – обратно. И таких поездок две. При неудачной стыковке рейсов – еще и ночевка в Москве.

Однако, это не все. Чтобы попасть в «Сириус», ученик должен набрать большое количество рейтинговых очков в отборочных турах олимпиад из министерского перечня. А значит, поездки по городам, где проходят испытания, обязательны – Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москва... Все расходы на билеты, проживание, питание – забота родителей и сопровождающих.

– Иногда беру часть отпуска, чтобы сопроводить ребят, билеты сама себе покупаю – не могу же и я за счет родителей… – делится проблемами педагог. – Стараемся экономить на всем. У меня в Питере однокомнатная квартира, так нас там восемь человек иногда умещается – в тесноте, да не в обиде.

Собеседница призналась, что завидует коллегам из ведущих регионов, чьи отличники отдыхают и учатся в летних интенсивных школах и других профильных заведениях.

– Я посчитала: чтобы создать наилучшие условия для развития подающего надежды школьника, держать его в тонусе, используя все возможности, не пропуская важные события, в год надо тратить около 390 тысяч рублей, – заключила Светлана Назаренко. – У нас есть такие ученики, но не каждый родитель располагает такими финансами.

ВЛАСТЬ 

Школьники будут выезжать на олимпиады за счет региона

Тема поддержки одаренных детей и выхода регионального образования на новый более качественный уровень стала ключевой на встрече педагогов с губернатором.

В преддверии профессионального праздника педагогов, которые отличились на конкурсах, подготовили победителей и призеров всероссийских олимпиад или стобалльников по ЕГЭ, пригласили в Салехард. В разговоре с Дмитрием Артюховым заострили внимание на дороговизне подготовки талантов.

– Когда наши дети возвращаются из Москвы с олимпиад и рассказывают, как там готовят детей, мы понимаем, что у нас нет ни таких средств, ни возможностей, – отметил директор Обдорской гимназии Игорь Овсяник.

Его поддержала коллега из Нового Уренгоя Екатерина Кашникова. От педагогов из других регионов она узнала о лучших предметных лагерях, где эффективно готовят стобалльников по ЕГЭ и победителей олимпиад. Но цены доступны не каждому. Нередко большие расходы на дорогу и проживание заставляют родителей отказаться от поездки ребенка на олимпиаду.

– Конечно, нам надо брать эти расходы на себя, – заявил Дмитрий Артюхов. – Осенью будет ряд бюджетных совещаний, подумаем над тем, чтобы компенсировать затраты по основным выездным мероприятиям для учащихся округа. Но важно правильно распорядиться этим ресурсом. Потому что за этим шагом последуют и наши ожидания: результатов, побед и так далее. Но поддержка точно будет, – сказал губернатор. Он также поддержал идею снабжать выезжающие на интеллектуальные состязания сборные единой формой с логотипом Ямала, как это практикуют в других субъектах.

Глава региона напомнил о стимуле для достижения успеха: за победу во всероссийской олимпиаде ученик и учитель получат по 300 тысяч рублей. Призерам положено по 150 тысяч рублей. А для стобалльников премия составит 100 тысяч рублей.

Кроме того, Дмитрий Артюхов поделился с учителями идеями по развитию образования и попросил совета у педагогического сообщества:

– Мы обсуждаем целесообразность создания в Салехарде единой школы для 10–11-х классов. Чтобы собрать всех учеников, которые планируют получать полное образование, под одной крышей. Очевидно, там будет несколько профильных классов. Если мы хотим развивать звезд, нужно в один класс собрать самых успешных… Или это неправильный подход? – спросил глава региона.

Такая практика существует в многопрофильном лицее в Муравленко, где учатся только старшеклассники. По словам губернатора, там создана атмосфера здоровой конкуренции, идет полноценная подготовка к университету, где школьник самостоятельно распределяет нагрузку и понимает, что за знания отвечает, прежде всего, он сам.

Другой пример – новоуренгойская школа «Земля родная», где в профильные классы принимают десятиклассников из других школ.

Большинство педагогов считают, что до десятого класса дети должны быть вместе. А когда они уже определились с будущей профессией, с тем, какой предмет им лучше дается, тогда нужно делать отбор.

Были и другие мнения, например, один учитель отметил, что хотел бы сам довести своего ученика до выпуска.

– Сейчас мы готовим техзадание на строительство новой школы в Салехарде. Нам важно решить – это будет обычная школа, либо спроектируем ее именно для старшеклассников, – сказал Дмитрий Артюхов и попросил обсудить этот вопрос более детально с родителями и учениками.

Дискуссия ведется и на страничке губернатора в «Инстаграме». Всего за пару часов под постом появилось около полутысячи «лайков». Многие родители поддерживают идею профильных классов для 10–11-х классов.

НЮАНСЫ

Олимпиадный резерв создают из сильнейших

Часто одаренных ямальских детей переманивают в лучшие лицеи страны при ведущих российских университетах, а педагогу нечего им противопоставить…

На это посетовала учитель биологии из Ноябрьска Ольга Суркова, отметив, что в ямальских школах нет научных лабораторий и оборудования, как в мегаполисах.

– Это как в спорте, – прокомментировал губернатор. – Тех, кто подает высокие надежды, приглашают в школу олимпийского резерва. Нам никогда не создать таких условий.

При этом он согласился, что необходимо создавать принципиально новую материальную базу, чтобы создать детям возможности для поступления в лучшие вузы.

Кроме того, нужны высококвалифицированные специалисты. Их привлекать планируют за счет стимулирующих выплат, которые смогут покрыть отсутствие северных. Центр всех решений – в финансировании, подчеркнул Дмитрий Артюхов.

В следующем году будет запущена большая программа по реновации ямальских школ. Будут создаваться новые пространства, закупать новое современное оборудование, создавать лаборатории. Многое зависит от возможностей муниципальных образований – как они смогут укрупниться на год-два, пока будет идти ремонт. Например, в Ноябрьске планируется переоборудовать две капитальные, но морально устаревшие школы.

Добавим, что в ближайшие годы планируется построить 23 школы. Самые крупные появятся в Ноябрьске, Новом Уренгое и Салехарде.


0

0

0

0

0

0



Темы