За семью замками и под прицелом | «Красный Север»
0°C

Образование

За семью замками и под прицелом

Ноябрьских родителей оставили за порогом, не разрешив провожать до класса даже первоклашек. Следом несогласованные визиты запретили папам и мамам в Обдорской гимназии в Салехарде. Так усиливают меры безопасности после керчинской трагедии…


Родители, к слову, отнеслись к ограничениям более-менее адекватно: понимают, что повышенное внимание к объектам, где в течение дня находится масса детей, обосновано. «Лучше пусть так будет, чем свечку на аватарку ставить», – пишет одна из ноябрянок. Не спорят с этим и особо чадолюбивые родители, которые сопровождают детей даже на горшок.

Через два дня после бойни в Керчи ВЦИОМ опросил 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Почти каждый третий (28%) согласился с тем, что повышение уровня охраны – одна из мер для предотвращения подобных ужасов в учебных заведениях. Примерно каждый пятый респондент (18%) высказались «за» повышение квалификации охранников, замену вахтерш на профессионалов и предоставление им права досмотра. Проводить воспитательные беседы с учащимися считают выходом 16% опрошенных, а 20% уверены, что воспитание детей и молодежи – забота как школы, так и семьи.

Среди вариантов решения проблемы были ужесточение законодательства в сфере ответственности и обращения оружия, а также ограничение показа насилия по телевизору и компьютерных игр.

Все закрыть и не пущать!

Итак, школы усиливают входные фильтры, детям придется привыкать к большей самостоятельности. И это не плохо: в первом классе нужно уметь справляться с верхней одеждой, чувствовать время, потраченное на переодевание, не отвлекаться на галдящую толпу сверстников.

При этом обещают решить проблему с выдачей справок, личными приемами у директора, собраниями и выяснениями подробностей учебы отпрыска у учителя. Так ни один взрослый не прошмыгнет в здание, не предъявив паспорт, не пройдет дальше проходной без поручительства и сопровождения педагога.

Достаточно ли этого, чтобы дети находились в максимальной безопасности?

СМИ приводят в пример опыт британских и американских школ. В основе – системы видеонаблюдения, которые и в ямальских школах установлены повсеместно. В зарубежных школах «видео-глаза» служат профилактикой буллинга (физическое и моральное притеснение – прим. авт.), курения и употребления наркотиков, воровства и пожаров. Плюс на входе – допуск-контроль: электромагнитный замок на двери, идентификатор и контролер. Если верить многочисленным фильмам, то в криминальных районах учеников заставляют выворачивать на входе в альма-матер карманы и отбирают все, чем можно поранить сверстников и педагогов.

Учитывая, что школы – легкая мишень для атак, за границей самой главной считают роль охранника. Только прошедший специальную подготовку человек, умеющих в случае чего применить оружие, сможет реально предотвратить, или минимизировать последствия ЧП.

Тетя Валя со шваброй наперевес

А кто дежурит на проходной у нас? Чаще всего сторожа, либо чоповцы. И те, и другие не только не могут, а и не должны прикрывать грудью дверной проем.

Помнится, в редакции тоже был охранник: записывал приходящих, но чаще просто скучал без дела. Однажды нужно было срочно выбить дверь в кабинет. Но здоровый детина лишь развел руками: не могу, нет полномочий. За дело взялся лишь после обещания, что ремонт выбитой двери я беру на себя…. Не думаю, что с тех пор его полномочия расширились.

А когда полезность оказывается больше формальной, то до ликвидации один шаг. Как в городе Юрюзани, где вообще «оптимизировали» охрану в детсаде. Правда, жалобу педагога быстро передали главе Челябинской области: возможно, воспитателям всё-таки не придется исполнять непрофильные функции.

Защитят ли наших детей от террористов люди с оружием? Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, после трагедии в Керчи, считает – должны. «Охрана детей должна быть в руках Росгвардии», цитировало омбудсмена РИА «Новости».

Глава Крыма Сергей Аксенов полностью разделяет такой подход: «…буду настаивать на том, чтобы школы и детские сады вне зависимости от ситуации на постоянной основе охраняли только аттестованные вооруженные сотрудники с табельным оружием», – написал он на своей страничке в «Фейсбуке».

Наверное, в заботе о выживании молодого поколения, средства, и не малые, на такое обеспечение найдутся. Но давайте представим: в более чем 46 тысячах образовательных учреждениях страны поставят минимум по два охранника с табельным оружием. Есть ли гарантия, что даже у нескольких из этой почти стотысячной армии не перемкнет в голове? Как тогда будем защищать детей?

И рентген не поможет

…Давайте заглянем внутрь самих учебных заведений. Как подсчитал ТАСС, за последние два года в российских школах зафиксировано 13 фактов нападений или случайного использования холодного или огнестрельного оружия. Причем фигуранты в них – сами учащиеся!

Это ребята имели право находится в зданиях, проходить в спортзал, столовую и классные комнаты. На их пути не возникло никаких преград, чтобы пронести пневматическое оружие, топоры, перочинные ножи.

Остановили бы их рамки металлоискателей и досмотр сумок? В школах так поступают на ЕГЭ, когда выпускников призывают сдать телефоны и по-честному – экзамены. В остальных случаях ежедневно проверять котомки 500–800 учеников просто нереально. А может, важнее заглядывать не в портфели, а в головы подростков – до того, как сорвет «башню»? До того, как неразделенная любовь, травля одноклассниками и предвзятое отношение педагогов затмят все на свете, терпение иссякнет и «ненависть» возьмется отомстить…

В том, что «убийцами не рождаются, убийцами становятся», уверена клинический психолог Ольга Долганина, чье мнение приводят «Вести образования». И чаще всего угроза исходит от тихих ребят, а не от хулиганов. Последние как раз через озорство и пакости выплескивают накопившийся негатив. А если подросток не умеет справляться с наплывом эмоций? Если саморазрушающие мысли подталкивают к желанию прихватить с собой кого-то еще?..

Главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава РФ Юрий Зинченко настаивает: пора решать вопрос о присутствии психолога в школах. При этом, сообщает «Интерфакс», одного психолога недостаточно, необходима целая система психологического сопровождения образования. Нужны специалисты с соответствующим уровнем подготовки, и кроме того, сами учителя должны обладать психологической компетенцией.

Бояться надо равнодушия

Родителям настоящая психологическая поддержка тоже не помешает. На днях читала родительский чат, где напуганная мама просила контакты специалиста. Ее малыш давил цыплят и нарочно обижал кота. Женщина образованная, слышала, что издевательства над живностью в детстве – первый признак психической патологии. Как быть?

Что, думаете, посоветовали ей? Дать ремня, не забивать себе голову, провести с ребенком задушевные беседы на тему «ай-яй-яй нельзя делать бо-бо!» И ни одного действительно дельного комментария: приходите, расскажу, чего действительно нужно бояться, а что – проходящее.

Получается, с одной стороны, все «прохожие» проявили неравнодушие, а с другой – среди кучи народу не нашелся тот, кто проявил бы компетентность. И реально протянул руку помощи.

Сейчас, после очередной кровавой трагедии, кого не спроси – каждый знает, как надо или как не надо защищать одних детей от других детей, превратившихся в террористов специально или по жуткому стечению обстоятельств. Представьте, что силовые меры безопасности реализованы. Бойцы обучены и расставлены по периметру школ. Они вооружены, то есть пистолеты совершенно легально миновали порог храмов знаний и обосновались там. Теперь, если у кого-то из находящихся внутри вдруг «перемкнет», ему даже не придется искать оружие и тайком проносить внутрь. Оно уже находится там и в достаточных для жестокой перестрелки количествах. И так как идеальные солдаты, как и охранники, бывают только в кино, злоумышленникам останется только выбрать время.

История про школьную безопасность это не только про запреты или пистолеты, не так ли? Вы, лично, что считаете главным?..


0

0

0

0

0

0



Темы