-1...1°C

16+
  • Что делать, если вашего ребенка травят сверстники или учитель?

    16.09.2018 10:14:00

    Что делать, если вашего ребенка травят сверстники или учитель? Фото: vogazeta.ru
    Эксклюзивное интервью со специалистом детского телефона доверия

    – Меня дразнят в школе, – пожаловался психологу детского телефона доверия ученик одной из ямальских школ. Мальчику девять лет, и он панически боится возвращаться в класс.

    – Я получил двойку, учительница вывела меня к доске и перед классом сказала, что все молодцы, постарались, а вот я не постарался. Теперь ребята меня называют двоечником, неудачником, лузером. Учительница делает вид, что не замечает этого. Что мне делать? Я не хочу завтра идти на уроки!

    Этот пример из практики нам рассказала психолог детского телефона доверия Алевтина. По условиям работы службы психологической помощи специалист представляется не своим именем. Имя позвонившего тоже не важно. Главное – ситуация, из которой он самостоятельно не может найти выход.

    Для героя нашей истории двойка, действия учительницы и реакция класса – настоящая трагедия. Ребенок рассказывал о ней, временами захлебываясь от плача.

    – Советские методы воспитания путем общественного порицания, увы, до сих пор на вооружении некоторых педагогов, – сокрушается Алевтина. – Теперь с подачи учителя ребенка позорит весь класс. По сути, взрослый инициировал настоящую травлю. Это нам с жизненным опытом и устоявшейся самооценкой кажется, что проблема решаема. Дескать, что такого сложного: выучи материал, получи пятерку, докажи учителю и ребятам, что ты не двоечник, – продолжает собеседница. – Но спуститесь до уровня ученика начальной школы. Для него двойка это уже наказание, ведь дети остро воспринимают свое отставание. К этому прибавьте еще и всеобщий позор: учитель повесила ярлык, одноклассники подхватывают травлю. Ребенок сам настолько загнан, что не в силах поверить в себя. Потом с этой двойкой как-то надо прийти домой и рассказать об этом родителям…
    Ребенок чувствует себя беспомощным и не знает, как защитить себя от насмешек сверстников, ломает голову над тем, как объясниться по этому поводу с родителями? А еще он боится вернуться в класс. Собеседница уверена, что в сложившейся ситуации ребенку будет очень трудно осваивать новый материал.

    Что вредно говорить зарёванному чаду

    Травля – частое явление в детских коллективах. С такими ситуациями к собеседнице «КС» обращались не раз. Алевтина, предвидя стандартные родительские реакции, предостерегла от распространенных ошибок.

    Если ситуация связана с педагогом, то родителям не следует пускать все на самотек, а подключиться к решению конфликтной ситуации. Ребенок из чувства стыда или страха может не рассказать родителям о случившемся. Если поделился – это говорит о его доверии к маме и папе. Здесь главное выслушать и не навредить.

    – «Будь выше этого. Не обращай внимания», любят говорить родители. Этой фразой вы обесцениваете чувства ребенка, даете понять, что они неважны, второстепенны. Мол, тебе плохо, но ты делай вид, что хорошо. Не факт, что обидчики отстанут, а что за это время произойдет с самооценкой ребёнка? Доверие к родителям после такого совета тоже не усилится, – подчеркивает психолог.

    – «Дай сдачи», – рискованный совет рождает ложное мнение, что все можно решить силой, да и для здоровья ребёнка небезопасно, совет может обострить конфликт, – считает Алевтина.

    – «Сам виноват». «Ты их провоцируешь». Этими словами родители и вовсе расписываются в собственной некомпетентности, оправдывают обидчика и встают на его сторону.

    Учить дружить или сменить класс?

    Как помогает ребенку психолог телефона доверия и что она посоветовала бы родителям?

    – В разговоре с ребенком, прежде всего, стараюсь поднять его самооценку. Если дело в плохой отметке, помогаю решить эту проблему, – разъясняет Алевтина. – Рассказываю, что даже знаменитости далеко не все были в школе отличниками. У тех, кто очень хочет, обязательно все получится. Помогаю ребенку найти ресурсы поддержки в ближайшем окружении. Вполне возможно, что есть бабушка – математик или старшая сестра – знаток русского языка. Важно дать ребенку модель разговора с родителями дословно: «Мам, я сегодня очень расстроен, получил двойку. Мне нужна помощь с домашним заданием». Можно привести пример беседы с педагогом: «Ольга Сергеевна, я не понял материал, объясните мне еще раз». Скорей всего взрослые пойдут навстречу. А еще, в беседе с ребенком, я всегда подчеркиваю, что правду о плохих отметках надо говорить, как бы она горька не была. Ведь даже если родители ругают за неуспеваемость, это не из-за ненависти, это из-за любви к своему чаду. Им ведь не все равно, как он учится…

    Собеседница настойчиво рекомендует родителям не распекать детей за скверные оценки. Ведь двойка, или тройка лишь повод, чтобы выявить пробел в знаниях и устранить его.

    Что касается травли, психолог уверена, что на самотек пускать ситуацию, особенно в младших классах нельзя. Если это не единичный случай и ребята продолжают досаждать, то родителям нужно разговаривать с учителем. Грамотные педагоги купируют конфликты внутри класса, вычисляют зачинщиков и делают все, чтобы сбавить накал страстей среди ребят. В среднем и старшем звене, это конечно сложнее.

    Но если в общении с вами педагог обстоятельно доказывает, что ваш ребенок худший в классе и сам виноват в своих бедах – не спешите с выводами. Мнение учителя может быть и ошибочным. Если вы сгоряча обрушите свой гнев на ребенка, то рискуете надолго потерять его доверие. Нужно воздержаться от эмоций и не спеша разобраться в ситуации. Главная задача не покарать виновного, а помочь ребенку.

    Универсальных рецептов для разрешения конфликтов, увы, нет. Все ситуации индивидуальны. Но иногда, если у школьника продолжительная негативная реакция на учителя, ситуацию разрешит смена класса и, соответственно, педагога. В невыносимых условиях у ребенка успеваемость не улучшится, как бы вы не старались.

    Сообщают ли сотрудники детского телефона доверия о некомпетентном поведении педагога?

    – Нет. Чаще всего мы не знаем город, из которого звонит ребенок, звонки поступают со всего округа. Если ученик не назвал школу, то мы не расспрашиваем его. Но даже если бы и знали, не стали бы выводить ситуацию из тени. У телефона доверия другая задача.
    Светлана Муртазина
    Светлана Муртазина

    Автор
    +7 (34922) 4-71-46
    svetline@inbox.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика