Аутизм - не приговор. Истории салехардских мам, воспитывающих особенных детей | «Красный Север»
0°C

Общество

Аутизм - не приговор. Истории салехардских мам, воспитывающих особенных детей

Третьеклассник из Салехарда Никита Хозяинов с недоверием и явным напряжением в мышцах идет в детский сад. На встречу с бывшими воспитателями за руку мальчика ведет мама Анастасия Сергеевна. Три года назад Никита еще четко помнил дорогу в детсад, а вот теперь забыл. В дошкольном учреждении № 6 «Журавушка» он ходил в особую группу, созданную специально для «детей дождя», так принято называть ребят с аутизмом. Педагоги назвали ее «Капелька».


Педагоги «Капельки» и родители – сплоченная команда, всех объединила одна болезнь. Сейчас в группе шестеро детей, пятерых из них в мае ждет выпускной. Впереди школьная жизнь.

Чтобы морально подготовить мам к новому этапу жизни, воспитатели пригласили на встречу своих первых выпускников, нынешних школьников, с родителями – в живой беседе обменялись опытом. В семье каждого из детей – своя история преодоления.

Не откликался на имя

Никита – первый выпускник специализированной группы. Первенец он и в семье Хозяиновых. Благополучная семья, молодые здоровые родители очень радовались рождению сына.

– До года у меня было ощущение, что Никита развивался вполне нормально, не отставая от сверстников. Откат пошел после года, – говорит мама Анастасия Сергеевна. – Вначале нас насторожило, что Никита не откликался на имя.

Подозрения усилились, когда ко мне пришла подруга и удивилась, что Никита не обратил на нее внимания, не заинтересовался незнакомой тетей.

Просто вел себя так, будто гостьи вовсе нет в квартире. Я тогда не имела представления, что такое аутизм. Никак не ожидала, что это может случиться в нашей семье.

В два года Никите поставили диагноз «расстройство аутистического спектра». С таким медицинским вердиктом в общеобразовательное учреждение путь закрыт. Специализированных групп на тот момент в окружной столице не было. Перспектива сидеть в четырех стенах дома пугала.

– Да, наши дети особенные, но их нельзя закрывать дома, им нужно общение, – продолжила рассказ собеседница. – В 2011 году мы, родители, написали письмо губернатору, попросили создать специализированную группу. Просьба нашла отклик, два года спустя появилась «Капелька».

Сейчас для ребят трудится целая команда: два воспитателя, логопед, дефектолог, психолог. Садик дает организованность. Никита не пугается, привык находиться в обществе, бывать на праздниках. У многих детей появилась речь, они научились выражать просьбы словесно.

– Я ждала, что Никита, как и другие сверстники, заговорит. До шести лет мы регулярно ездили на лечение в другие города, надеялись, что пока идет формирование мозга, появится и речь. Были в Самаре, Тюмени, прошли полное обследование в Санкт-Петербурге. Делали МРТ головного мозга, сдавали волосы на глубокий микроэлементный анализ, прошли уйму психотерапевтов, дефектологов. Но все это не приблизило нас к пониманию, в чем причина аутизма Никиты и почему у него до сих пор абсолютно отсутствует речь. Эффект в развитии и обучении дали только систематические занятия с педагогами, – констатирует мама.

Можно ли обучить не говорящего ребенка? Ребята с аутизмом ходят в общеобразовательную школу, но на индивидуальное обучение. Родители их приводят на занятия и, как правило, стоят за дверью, ждут окончания уроков.

– К школе первый месяц привыкал, было очень сложно. Никиту учат с помощью карточек. Вместе с педагогом соотносит цвета с предметами. Главная наша проблема – гиперактивность. Никите трудно сидеть на уроке, в течение занятия он встает, ходит. Педагоги знают эту особенность.

Звонки и перемены

Богдану 10 лет, он в третьем классе. В детском саду мальчик заговорил. В сравнении с обычными сверстниками его словарный запас небогат, но желания и просьбы выражать умеет. Но все же Елена Александровна призналась, что первый класс им с сыном дался тяжело.

– В «Капельке» педагоги хорошо подготовили Богдана к школе: он умел держать ручку, сравнивать и соотносить предметы, сидеть за партой, но первую четверть страшно вспомнить, – поделилась Елена Потоцкая с другими мамами. – Плакали вместе: и ребенка было жалко, и себя. Самый главный страх – перемены. Толпа детей, крики, звонки – все это было для него смерти подобно. Хотелось все бросить и вывести ребенка на домашнее обучение. Только ко второй четверти Богдан показал, что ему интересно в школе. С детьми на равных выбегает по звонку из кабинета в раздевалку. Привык к школе. Не боится новых помещений, людей, звуков. Теперь я даже мысли не допускаю про обучение на дому. Для меня это значит поставить крест на всех наших достижениях в детсаду и школе.

Богдан не общается со сверстниками, дружеские связи он не способен заводить, но зато виртуозно обращается с гаджетами. Его никто не учил, но он ловко разбирается и оперирует техникой: включает мультики, успешно справляется с развивающими играми по математике, чтению.

Понимать и любить

Матвею Губскому семь лет. Мама не торопится отдавать сына в школу.

– У Матвея хорошо развиты логика и память, есть фразовая речь, он даже учит стихи в садике, хотя сам неохотно говорит, – рассказывает про сына Татьяна. – Несмотря на все достижения, мы хотим попросить специалистов психолого-педагогической комиссии оставить его еще на год в детсаду. Матвей не готов к школе.

На момент встречи в детсаду мальчик капризничает. Сказался двухнедельный больничный режим дома. За это время мальчик успел отвыкнуть от общества, плачет и просится домой.

Но мама не нервничает, спокойно поясняя журналисту причину естественной реакции Матвея. Со времени постановки диагноза сыну Татьяна изучила много литературы про аутизм, видела типичные реакции родителей, столкнувшихся с диагнозом «расстройство аутистического спектра», и как никто понимает их состояние. Уже несколько лет салехардка ведет группу «Апрельские капельки» во«ВКонтакте».

– Родителям сложно открыться и говорить на тему болезни ребенка. Они часто стесняются и прячут своих детей. Отгораживаются от мира, когда сталкиваются с неприятием окружающих. В обществе вообще мало знают об аутизме.

Посторонние осуждающе смотрят на улице, расценивая поведение ребят-аутистов как невоспитанность и распущенность. Но этих детей можно понимать, любить, общаться с ними. Надо просто знать их особенности. Эту мысль я пытаюсь донести через свою группу в общении с другими людьми.

Счастье несмотря ни на что

Каждая из наших мам-героинь говорит о сложностях, но ни одна из них не сетует на судьбу. Они научились счастливо жить с «детьми дождя».

Семьи не распались, как это нередко бывает в похожих ситуациях. Даже наоборот. У Татьяны и Владимира Губских следом за Матвеем появились еще двое здоровых ребят. В большой семье приумножились взаимная забота друг о друге и любовь. Все домочадцы дружны между собой.

Хозяиновых рождение Никиты тоже, по словам мамы, направило в нужное русло, поняли, что хотят еще детей. Второй и третий сыновья здоровые. Братья любят Никиту. Он в ответ тоже, как умеет, проявляет теплые чувства: не отталкивает, не обижает младших, понимает, что свои.

Елена Потоцкая признается, что нашла плюсы в поведении Богдана:

– Дети с аутизмом все разные, Богдан, например, очень спокоен и откликается на все. Выполняет задания, ходит со мной рука об руку по делам или в магазин, помогает нести сумки с продуктами.


Светлана Муртазина / «Ямальский меридиан»


0

0

0

0

0

0



Темы