обновлено: 05:53, 15 февраля 2023
Общество
Детская арктическая экошкола впервые провела полевые исследования
В воскресенье учащиеся лабытнангской гимназии вернулись из научной экспедиции. Они впервые выехали в тундру на несколько дней, чтобы провести научные исследования в рамках реализации инновационного проекта «Детская арктическая экошкола».
В этом году учащиеся ездили на территорию Полярно-Уральского парка, где проводили свои первые научные исследования. Работу вели под руководством кандидатов биологических наук Виктора Штро, директора Арктического научно-исследовательского стационара, и Евгении Моргун, специалиста управления образования. К экспедиции присоединились педагоги гимназии.
– Этот пилотный проект гимназии и муниципальной системы образования, он победил в окружном конкурсе грантов, на него выделен миллион рублей. Школьники могут ознакомиться с законами природы, проявить себя в нестандартных ситуациях, посмотреть, могут ли они жить в тундре, – говорит Евгения Моргун.
– Этот проект – первый шаг, первая ступенька, – подводит итог Евгения Моргун. – Сейчас педагоги обобщат, систематизируют материал, который мы получили в экспедиции. Теперь планируем провести конференцию вместе с ученым из Екатеринбургского института, который занимается вопросами дендрологии на Ямале. В перспективе – научно -практическая конференция, аналогичная той, которую мы проводили в прошлом году для учителей биологии, географии, физики, химии и робототехники. Думаю, проведем ее на базе гимназии – именно это учреждение лидирует в экологии и естественных науках.
А поездки станут ежегодными, прогнозирует Евгения Моргун. Есть задумка вывести проект на региональную и, в будущем, на федеральную инновационную площадку.
– Меня пригласили в эту поездку для того, чтобы я показал ребятам разнообразие методик изучения животных, насекомых и рыб, — говорит Виктор Штро. — Я рассказал им, сколько здесь обитает видов животных и рыб, затронул ботанику. В общем, познакомил с природой родного края более углубленно, чем на уроках в школе. Причем все это было наглядно, и ребята могли потрогать это все руками. Трудности, конечно, были, в основном из-за непредсказуемости погоды. Мы немного сбились с дороги и потратили 12–15 часов на дорогу вместо запланированных трех. Зато в последний день была хорошая погода, и мы поработали без помех.
Ольга Дзюба, учитель химии и биологии, автор проекта:
– Для меня это был новый опыт – поехать с детьми в тундру, пожить, разбить лагерь. И для ребят тоже. Тема поездки – «Детская арктическая школа» – возникла немного раньше. В этом году удалось ее реализовать, поскольку проект, направленный на приобщение детей к экологической культуре родного края, к экологическом туризму и, вообще, к проблемам экологии всего мира в целом, был наиболее актуален.
Планы скорректировала погода. В день выезда было неудобно добираться до станции, где мы жили, долго не могли найти хорошую дорогу. Кроме того, у нас было не совсем то оборудование для рыбной ловли – планировали поймать щуку, а пришлось ловить хариуса. Рыба капризная, и мы ничего не поймали. Зато наловили мышей и посмотрели насекомых. Правда, и их не смогли до конца изучить из-за погоды, но успели разглядеть их под микроскопом. Собирали планктон, смотрели, что живет в реке, привезли с собой воду для химического анализа.
Жили на базе экологического лагеря Мазепы, местного ученого. Здесь останавливаются ученые, чтобы проводить дендрологические исследования. Они изучают растительность, в частности, лиственницы и цикличность их произрастания.
Дети устали, но это приятная усталость. Даже самые старшие ребята из девятого класса утомились. Три дня вдали от Интернета и сотовой связи, наедине с природой! Каждому ребенку нужно хоть раз побывать в тундре, на природе – столько всего нового и интересного! Хорошо бы проводить такую экспедицию каждый год, но немного сдвинув сроки на начало сентября, если нам разрешат.
Численность отряда оказалась оптимальной: 8–10 разновозрастных детей достаточно, чтобы каждого занять и увлечь, учитывая, что у них разные интересы и увлечения. В маленькой группе лучше усваиваются новые знания. Возраст – от десяти лет. Но я планирую взять с собой своего ребенка, которому только пять.
ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТА
Инновационный проект «Детская арктическая экошкола» был разработан в лабытнангской гимназии в этом году. И сразу стал обладателем окружного гранта в размере 1 миллион рублей. Проект получил поддержку департамента по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа, Центра освоения Арктики, арктического научно-исследовательского стационара.
Анастасия АБАКУТИНА, Елена БАСЕНИК