Эрудит и крестьянка: почти 70 лет в печали и радости | «Красный Север»
0°C

Общество

Эрудит и крестьянка: почти 70 лет в печали и радости

Наверное, у каждого есть в окружении пары, которые считают образцом семейных отношений. Лично я делю такие на два типа. Первый – эмоциональный, там итальянские страсти – нормальное состояние. В ярости они готовы распустить друг друга на перья, а чувства выражают так, что знает вся округа. Второй тип, по моей классификации, редко привлекает внимание, там отношения, что называется, «выстраданные», но их сильнее ценят и пуще берегут.


Для меня эталоном всегда были отношения деда и бабушки. Они чуть-чуть не дожили до «благодатной свадьбы» – 70-летия совместной жизни. 

Сама история любви Хатимы и Янтимира, можно сказать, началась задолго до знакомства. Еще будучи совсем юной, моя бабушка загадала себе особенного мужа. И мечта однажды постучалась в ее двери. 

Все происходило в татарской деревне под Тюменью. В очень сложные и противоречивые 30-е годы – период страшных репрессий и коллективизации – многострадальное и безропотное село, сжав зубы, терпело перемены. Бабушке едва исполнилось четырнадцать, а может и не исполнилось, она плохо помнила даты… 

В тот год ее вместе с другими деревенскими девчонками погнали на заготовку рыбы. День-деньской они стояли по пояс в реке – тащили сети. Тут же на берегу без всяких удобств ели и спали, штабелями падая от усталости.

К исходу месяца каторжного труда Хатима с подружкой решили сбегать в деревню – помыться в бане.  Все двадцать километров пути уже были пройдены, когда их настиг надзиратель. Верхом на лошади, с кнутом, он погнал беглянок обратно. 

Вконец измученная показательной поркой, бабушка в сердцах поклялась подруге выйти замуж только за учителя. Может, в то время семьи учителей обошли стороной горести, а может, в сознании девчонки, которая окончила всего четыре класса, образ педагога был едва ли не самым благородным и союз с таким человеком навсегда очистил бы ее от грязи, которую она хотела отмыть в бане.

В 46-м – спустя год после Великой Победы, мой дед Янтимир вернулся с восточных рубежей нашей Родины. Еще до войны он успел окончить педучилище, поэтому сразу устроился в сельскую школу и стал присматривать невесту. 

Товарищ предложил представить его работящей девушке из соседнего поселения. Сейчас в шутку говорят, что в селах ценность будущей жены мерили ее трудолюбием. Когда молодой учитель в гимнастерке явился к воротам суженной, Хатима, конечно, была при деле – управлялась по хозяйству. Говорит, сразу поняла о намереньях гостя. Второй раз он прибыл со сватами, так и забрал ее. 

Удивительно, но потом в большой семьей, где выросло восемь детей, всегда царил матриархат. Все важные решения по хозяйству принимала бабушка. Зато только дедушке, одному-единственному, было позволено отдыхать на диване, застеленным белым покрывалом – такие воспоминания сохранились в памяти моей мамы, шкодницы, умело балансирующей на заборах. 

Дед повысил квалификацию – очно окончил Тобольский педагогический университет. В семейном альбоме сохранилась карточка: на каникулах студента встречают три маленькие дочурки. Чтобы Янтимиру было на что жить в городе, Хатима крутилась, как могла: обдирала липу и сдавала на мочалки, собирала клюкву. 

Сейчас принято считать, что для крепости союза у пары должны быть общие интересы. Какие могли быть общие интересы у сельского эрудита и женщины с четырьмя классами, сказать трудно. Дед почти 40 лет учил ребятишек русской грамматике и словесности, бабушка с трудом формулировала по-русски два предложения и всегда была занята черной работой – в сезон трудилась в колхозе, зимой мыла полы в школе – все без занесения в трудовую книжку. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» потеряли дети. Когда пришел срок, оказалось, что пенсию никак не оформить.

Дед к этому относился спокойно, говорил, мол, все ввосьмером начнете работать, по 10 рублей отправите матери – вот и пенсия. К 1990 году знающие люди подсказали, как поступить. В архиве запросили справку о медали за труд в тылу, свидетели подтвердили стаж в колхозе. Так Хатима Карманова стала получать государственную пенсию.

Мы, многочисленные внуки, всегда тихонько посмеивались в рукав, когда бабушка с умным видом брала в руки районную газету – глупые! Не имея образования, делом чести она считала выучить своих детей. Выдавая замуж дочерей, бабушка предъявляла немалые требования женихам, с теми, у кого за плечами не было хотя бы техникума – не церемонилась, давала отворот-поворот. 

Вот такая история любви Хатимы и Янтимира. В избе-пятистенке с круглым столом, всегда свежевыбеленной печкой, они жили, как в сказке, долго и счастливо, до самой старости. Сначала скончался дед. По татарскому поверью, сто дней после смерти – самый тяжелый рубеж для ушедшего. Именно через этот период ушла бабушка, веря, что и на том свете будет мужу верной опорой.


2

0

0

0

0

0



Темы