Фарш невозможно провернуть назад? О чём на самом деле радеют «советские люди» | «Красный Север»
0°C

Общество

Фарш невозможно провернуть назад? О чём на самом деле радеют «советские люди»

Миллионы российских патриотов живут и не знают о собственном «предательстве». Да, они ходят на Парады Победы, чтят подвиг народа в борьбе с фашизмом, да, они трудятся на благо общества, защищают рубежи Родины, воюют в горячих точках. Но… каждый из них рискует получить клеймо власовца, русофоба. Причина? Они не принимают коммунистическую идеологию и критикуют отдельные мрачные страницы советского прошлого, а это дюже не нравится представителям радикальных течений. 


В вихре яростных атак

Похоже, диванные вояки еще несколько лет назад ответили на вопрос, с чего начинается Родина, – с «правильного» партбилета. Иначе как объяснить модный в определенных кругах тезис о том, что «антисоветчик – всегда русофоб»? Развивая эту мысль, участники жарких дискуссий в интернете ничтоже сумняшеся относят оппонентов к либерастам, булкохрустам и даже бандеровцам. «Кто не в буденовке – тот против нас!» – примерно так можно охарактеризовать настрой самых оголтелых спорщиков. Желающих прослыть кастрюлеголовыми нет, и самые молодые да нестойкие пополняют ряды большевистских зазывал. 

Не смущает поборников советизации и явная логическая нестыковка – Союз состоял из пятнадцати национальных республик-сестер, а значит, все яркие и многочисленные достижения СССР – общая заслуга населявших его народов. Почему же тогда антисоветчик именно русофоб, а не прибалтофоб или украинофоб, к примеру? По мне, налицо явная манипуляция, попытка использовать присущее россиянам чувство патриотизма в политических целях. Эту методику более ста лет назад обкатали большевики, призывая россиян декретом от 21 февраля 1918 года на защиту «социалистического Отечества». Их не смутило, что под Отечеством по определению подразумевается страна, созданная предками-отцами. И для тех, кто доверился большевикам, Отечеством была совсем другая страна – дореволюционная Россия. Чем это кончилось – хорошо известно: недобитые по случаю Брестского мира фрицы вернулись, а народы СССР научились не только воевать, но и любить Родину по-настоящему, без упора на партийную принадлежность. 

И вот история повторяется, россиян понуждают подчиниться странной логике необольшевистских агитаторов и обрести четко политизированное чувство патриотизма. Неспроста это явление уже сравнили с попыткой монополизации, а я уточню – это чистейшей воды приватизация (приХватизация) патриотизма! Вообще сразу хочется сделать небольшое отступление и пояснить, что изначально большевистские вожди относились к патриотизму не очень-то хорошо. Вот, к примеру, что об этом говорил Ленин: 

«Наша революция боролась с патриотизмом. Нам пришлось в эпоху Брестского мира идти против патриотизма. Мы говорили: если ты социалист, так ты должен все свои патриотические чувства принести в жертву во имя международной революции» (В. И. Ленин, ПСС, т. 37, стр. 213). 

Как видите, интернационализм ставился Владимиром Ильичом намного выше патриотизма. Как это не вяжется с современным «патриотичным» тезисом о русофобстве антисоветчиков! 

Или вот еще: «Судьбы страны его (пролетариат) интересуют лишь постольку, поскольку это касается его классовой борьбы, а не в силу какого-то буржуазного, совершенно неприличного в устах с<оциал>-д<емократа> «патриотизма» (В. И. Ленин, ПСС, т. 17, стр. 190). 

И вновь продолжается бой…

И вот «совершенно неприличный» патриотизм вновь поднят на щит. В понимании определенной части общества он четко ассоциируется с личностью Сталина (реже Ленина) и достижениями СССР. На одной популярной сетевой платформе уже сформировались десятки, если не сотни каналов, напоминающих чем-то первичные парт-организации. Они активно обсуждают нюансы жизни в СССР, личность Сталина и «предательство либералов». Об уровне дискуссии свидетельствует их стремление как можно сильнее приукрасить предметы своего обожания. Порой это принимает гротескные формы. К примеру, вождя народов славят уже не только за то, что он «принял страну с сохой, а сдал с атомной бомбой», но и за то, что он сдал ее с «космосом». На все доводы о том, что Гагарин полетел гораздо позже, уже при Хрущёве – аж в 1961 году, следует стандартная отповедь: «Сталин заложил основы…» А о том, что атомную бомбу создал не Сталин, и даже не Берия, а команда физиков-ядерщиков, лучше вообще не заикаться – прослывете ярым антисоветчиком. Не лучше будет результат, если в пику оппонентам заявите, что большевики приняли (или отняли) у Временного правительства огромную богатую страну, а оставили после себя калеку без национальных окраин.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Споры о жизни в СССР – та еще песня. На посвященных советскому прошлому ресурсах продвигается идея абсолютного превосходства социалистического строя над современной Россией. Главные тезисы: там почти всё было бесплатно, еда стоила сущие гроши и была исключительно качественной и экологически чистой, государство направо и налево раздавало рабочим квартиры, зарплат хватало на всё, начальство не смело унижать тружеников  и так далее и тому подобное. Иные спорщики с пеной у рта доказывают, что миллионы современных россиян зарабатывают меньше МРОТ, а в нынешних магазинах… нет еды!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вот типичный пост о советских временах: «Ой, как вспомнишь, так в дрожь бросает от удовольствия. Было очень вкусно, запах с улицы услышишь. А булочки с пудрой просто бомба, и цены в те времена соответствовали зарплате».  

И вот таких жующих, причмокивающих комментаторов нынче пруд пруди. Очень похоже на рекламу какой-нибудь торговой сети, только под эгидой радикального движения или партии. 

Страна, увы, не молодеет, и нетрудно догадаться, на какую аудиторию рассчитана подобная пропаганда. Неспроста некоторые участники дискуссии по этому поводу иронизируют, дескать, «при Брежневе и сахар был слаще, и солнце ярче, и девки красивее». 

Можно предположить, что часть страждущих руководствуется не здравым смыслом, а... обычными возрастными переживаниями. Точно так же сейчас многие из поколения лихих 90-х с ностальгией вспоминают времена раннего Ельцина. Ничего не поделаешь, человек всегда хочет вернуться туда, где прошла его молодость, даже если это было во времена войны, голода и разрухи.

В Сети об этом явлении пишут так: «Вы напоминаете мне мою прабабушку, которая застала еще царские времена. Та тоже любила вспоминать, как всё хорошо было в ее дореволюционной молодости, какие красивые вишневые наряды были у гимназисток и какие вкусные были пирожки в 1913 году». Обычно такие комментарии собирают массу дизлайков и обвинений в антисоветизме.

Плохому критику ляпы мешают

Схожим образом идет приватизация патриотизма и в сфере кино. Практически все современные фильмы о войне подвергаются жесточайшей критике диванных экспертов – поборников социалистического возрождения. Самый простой способ заявить о себе –  найти в фильме побольше киноляпов и обвинить создателей картины в непатриотичности. Причем настоящих-то ошибок не так уж и много (в современных фильмах, слава богу, эсэсовцы не бегают с автоматами Калашникова), но критики готовы очернить всё, что не вписывается в рамки их мироощущения. К примеру, фильм «Ржев» они уже окрестили «Лжевом» и попеняли его создателям на то, что он… не о Ржевской битве, а об отдельно взятом бое. Впрочем, нашлись и те, кто поспорил с такой установкой – одному ретивому критику привели в пример фильм «Они сражались за Родину». Там тоже представлены отдельно взятые бои, но в его названии речь идет даже не об отдельно взятом сражении, а обо всей Родине.  

Как диванные заседатели критикуют современные фильмы о Великой Отечественной войне, точно так же они критикуют прошедшие без их участия патриотические акции. К примеру, они на дух не переносят разговоры о подвиге российских солдат в годы Первой мировой войны. Что ими при этом движет, понять нетрудно. Ведь если признать защитников Осовца или участников Брусиловского прорыва патриотами, защитниками Отечества, придется дать четкое определение и тем, кто желал им поражения. Подспудно защищая Ленина и партию большевиков от возможных обвинений в коллаборационизме, эти люди до сих пор настаивают на неуместности, эдакой ущербности дореволюционного патриотизма. Дескать, если несоветская Родина «не права», то ее и предать не грех. 

Вероятно, примерно так же рассуждали те немногие «русские», кто одобрял деятельность бандформирований в Чечне и косо посматривает на сегодняшних наших бойцов в Сирии.

Кстати, столкнулся с этим явлением и «Красный Север». Когда редакция совместно с атаманом Обско-Полярной казачьей линии Валерием Степанченко занималась проектом, посвященным памяти 483-го пехотного Обдорского полка, нас тоже обвиняли в непатриотичности. Дескать, Первая мировая война была плохой, империалистической, а ее герои не достойны ни памяти потомков, ни обелиска. И даже то, что в этом полку служило немало будущих красных – участников Гражданской войны, не остудило пыл критиков. Напомним, мемориальная доска в честь воинов-обдорцев установлена, но неприятный осадок остался. 

Ищи того, кому выгодно…

В документальном романе Леонида Юзефовича «Зимняя дорога» есть любопытный момент. Убитых красных местные жители «переодели», натянув трупам штаны на голову, а на ноги – рукавицы. Зачем? Автор предположил: чтобы подчеркнуть склонность большевиков ставить всё с ног на голову. 

Что отмечалось сто лет назад, заметно и сейчас: многие из тех, кто громче всех кричит о недопустимости фальсификации истории, сами же ее и переписывают, обеляя до состояния рафинада то Ленина, то Сталина, то представляя жизнь в СССР сущим раем. Так рождаются новые мифы: об отсталой дореволюционной России, в которой не было промышленности, школ и грамотных крестьян; о царе Николае II, который был сосредоточен исключительно на убийстве кошек; о том, что большевики, захватив власть, спасли страну от развала (о Декларации прав народов России на отделение от государства, подписанной ими 2 (15) ноября 1917 года, – молчок). И многое-многое другое. По сути, необольшевики и их попутчики продвигают свою, альтернативную версию российской истории, где не красные, а белые развязали Гражданскую войну, где все раскулаченные – мироеды, расстрелянные в эпоху большого террора, – агенты зарубежных разведок и оппозиционеры, готовившие в СССР военный переворот. Ну а не согласные с такими догмами, как уже было сказано, – власовцы-антисоветчики. 

Как ни парадоксально, но деятельность необольшевиков или им подобных вполне может быть на руку тем, кого они яростно клеймят за все несчастья, – представителям либеральных западных правительств, воинствующим русофобам, апологетам бандеровщины. Защитники самых махровых форм сталинизма дают повод вновь и вновь обвинять Россию в тоталитаризме и преступлениях, к которым ныне живущие россияне не имеют никакого отношения и даже осуждают их. Кроме того, они нелестно отзываются в Сети об отдельных народах бывшего СССР, в том числе об украинцах и жителях стран Балтии. Это так-то они собираются воссоздать Союз?

На этой хорошо унавоженной почве произрастают новые обвинения в адрес России – к примеру, во вмешательстве в выборы в США, покушении на Скрипаля и так далее и тому подобное.

Можно ли в таких условиях рассчитывать на воссоздание духовных скреп общества? Да и можно ли вообще говорить о духовности, когда немалая часть большевизированных россиян, как и в канун революции 1917 года, ударилась в богоборчество? Не пора ли уже задаться вопросом о законодательном ограничении на политизацию патриотизма? 

Можно и не разделять социалистические идеалы, но, оставаясь патриотом, защищать свою страну, невзирая на существующий государственный строй. Именно так в годы Великой Отечественной поступили многие пострадавшие от советской власти. А можно быть и ярым поборником социализма, но при этом желать своей стране, своей Родине поражения в мировой войне. Именно так поступили в канун революции большевики.


1

0

0

0

0

0



Темы