Как ямальцы приближали 9 Мая | «Красный Север»
0°C

Общество

Как ямальцы приближали 9 Мая

Мужчины уходили на фронт, а оставшиеся в тылу женщины и дети трудились за себя и за ушедших, работая по 18–20 часов в сутки. В Салехарде каждую навигацию десятки тысяч тонн рыбы обрабатывали женщины и подростки. Рыбаками, охотниками и пастухами стали более 2500 ямальских женщин.


Исследования: практическая польза

С 1941-го по 1943 год три Северные гидрографические экспедиции с началом навигации отправлялись из Омска на Ямал. Несмотря на сложную экономическую обстановку, когда вся страна работала на фронт, руководство Советского Союза и региона понимало, что научные исследования необходимо продолжать. Результаты их работы имели колоссальное значение. Особенно в связи с тем, что перед округом была поставлена задача увеличить объём добычи рыбы для фронта.

Кроме получения новых данных, в то время научные экспедиции были нужны для развития экономики и промышленности округа, его транспортной инфраструктуры. Это дало возможность вывозить продукцию на фронт и в тыл.

В навигации 1943-го и 1944 годов была организована Карская научно-промысловая экспедиция. Учёным предстояло определить запасы и новые места лова рыбы в северных водоёмах. В течение двух навигаций участники экспедиции провели исследования рыбных ресурсов Обской и Байдарацкой губ, Гыданского залива.

По результатам изысканий определили места экспедиционного лова рыбы для рыбозаводов и колхозов, и уже с 1943 года начался лов ценных пород рыб: осетра, омуля, муксуна в низовьях Оби, а также были открыты заполярные промыслы – Котельниково, Напалково, Трехбугорный.

Несомненно, работа экспедиций имела огромное значение. Развитой сети железных дорог и автомагистралей на Ямале не было, и основная часть продукции, производимой в регионе, перевозилась во время навигации по реке.

В июне 1943 года из Омска на Ямал была направлена очередная гидрографическая экспедиция из 89 человек. Из них – 18 женщин и 13 подростков в возрасте 16–18 лет. Состав участников определила вой-на – мужчины были на фронте.

Экспедиции должны были обеспечить безопасное плавание судов на рыбных промыслах в акватории Обской и Тазовской губ, также в производственный план входило гидрографическое изучение небольших бухт, устьев рек и добыча рыбы. Участникам Северной гидрографической экспедиции 1943 года Иртышского бассейнового управления водных путей предстояло выяснить, как обезопасить судовождение на уже освоенных водных магистралях, а также изучить ранее не используемые маршруты.

Они обновили навигационные знаки, зажгли сигнальные огни, огородили опасные для судов участки, промерили глубину в водоёмах, нашли бухты для укрытия рыболовецкого флота во время штормов, составили лоции и карты.

– В навигацию 1943 года участники экспедиции выставили навигационное оборудование на протяжении 2625 км и обеспечили безопасное судовождение на всём маршруте. В это же время определялись фарватеры и исследовались проходы к рыбным промыслам, – рассказывает младший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики Ольга Рябкова.

Для выполнения плана по рыбному лову в Омске наняли рыболовецкую бригаду, которая вместе с рыбаками Новопортовского рыбозавода добывала рыбу. За навигацию её улов – 12,4 тонны рыбы. Это достаточно большой объём с учётом того, что экспедиция была научной, а сами рыбаки из Омска не знали особенностей рыболовства на Ямале. Позже на базе экспедиции был образован Салехардский технический участок протяжённостью в 4315 км, который работает до сих пор.

Помогали фронту дети

На фронт с Ямала отправлялись продукты питания, тёплая одежда – более 65 тысяч вещей для солдат, в фонд обороны жители округа наличными деньгами сдали 6 миллионов 240 тысяч рублей. На огородах сельхозартелей и на зональной станции работали дети.

Они же ездили за кормом для скота совхоза, собирали металлолом и ягоды, трудились на воскресниках, выгружая муку и овощи с пароходов, работали на рыбокомбинате, участвовали в рыбодобыче, изготавливали орудия лова для колхозных и заводских бригад, шили теплую одежду для солдат, организовывали платные концерты.

Заработанные деньги юные труженики тыла сдавали в фонд обороны и на постройку танка «Малютка». Это стало настоящим трудовым подвигом ямальских детей. Для создания танка собирали средства и дети Омской области.

Поддержали газеты

Именной танк Т-60 «Малютка» воевал в составе 91-й отдельной танковой бригады, его механиком-водителем была одна из девятнадцати женщин-танкистов РККА сержант Екатерина Петлюк.

Легендарный танк появился благодаря областной газете «Омская правда», которая 23 февраля 1943 года опубликовала письмо маленькой девочки: «Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танк. Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой. Ада. Моя мама врач, а папа танкист».

Инициативу Ады поддержали дети Омской области, а затем и юные ямальцы. В редакцию приходили письма от ребят, желавших отдать свои сбережения на строительство танка. В омском отделении Госбанка был открыт специальный счёт, на который зачислялись собранные средства. Так было собрано 160 886 рублей, которые перечислили в Фонд обороны.

О сборе средств на танк писала и окружная ямальская газета «Красный Север», архивные экземпляры которой сохранились в фондах Музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского в Салехарде.

В выпуске за 1 апреля 1943 года была опубликована заметка о первых результатах сбора средств на танк салехардскими дошколятами и школьниками: «На 25 марта в детском садике №2 собрано 120 рублей деньгами и 170 рублей облигациями».

Газета также сообщала о том, что Салехардский детский дом организовал четыре бригады, в которые вошли 24 воспитанника. Детям предстояло пилить дрова. Салехардский Дом пионеров 26 марта провёл платный концерт, все заработанные деньги дети перечислили на строительство танка.

Сама Ада Занегина в одном из интервью рассказала, что только спустя 30 лет после Победы, когда её пригласили в Омск на празднование Дня пионерии, она узнала, что «Малютка» всё-таки был построен.

В это же время активисты нашли водителя танка – одесситку Екатерину Петлюк. Как стало известно, танк воевал в Сталинграде. Маленькая маневренная техника идеально подходила для улиц разрушенного города.

Письмо Вали

В военные годы была еще одна не менее трогательная история. Пятилетняя Валя Бельдюкова также решилась написать письмо, его опубликовали 18 апреля 1943 г. в окружной газете «Красный Север». 

Так же, как Ада, девочка хотела помочь: «Дядя редактор! Когда мама прочитала заметку в вашей газете о том, что в Салехардском детском садике ребята собирают на строительство танка «Малютка», я тоже внесла на постройку танка 1050 рублей облигациями и 20 рублей деньгами. Я хочу, чтобы все дети, которые приехали вместе со мной в Мужи из Тобольского детского дома, последовали моему примеру и внесли деньги и облигации на наш танк «Малютка».

Пусть советские танкисты на этом танке громят проклятых немцев, пусть отомстят за наши мученья. Из-за фашистов мы с братом пережили очень много плохого. Наших родителей убили, а нас выбросили на снег. Мы не знали, куда идти. Потом нас подобрали красноармейцы, посадили на машины и увезли. Мы долго жили в больнице, потому что сильно простудились. Теперь я живу хорошо, выздоровела, поправилась.

Теперь у меня новые папа, мама и бабушка. Они меня очень любят, и я их тоже люблю».


Виктория Ахремчук  / «Ямальский меридиан»


0

0

0

0

0

0



Темы