Храмовый комплекс в Салехарде: а внутри то ли Пасха, то ли фаворский свет… | «Красный Север»
0°C

Общество

Храмовый комплекс в Салехарде: а внутри то ли Пасха, то ли фаворский свет…

Неовизантийский стиль присущ именно южным российским и балканским городам, находящимся недалеко от моря. Зодчие не раз пытались воссоздать образ монументальной Константинопольской Софии с ее огромным куполом и бесконечным внутренним пространством, напоминающим о Вселенной и Боге.


Но на севере России чаще строили деревянные храмы в шатровом стиле, стараясь избегать куполов и огромных помещений. Оно и понятно. Протопить дровами маленькую церковь гораздо легче, в шатровом варианте тепло быстро заполняет узкий верх над церковным залом и, соответственно, быстрее согревает всё остальное помещение.

С куполом иначе. Вот почему византийский и неовизантийский стили полюбились именно южанам: в таких соборах не бывает духоты, жары, всегда свежо. Кстати, в том же стиле построен храм Христа Спасителя в Москве и олимпийский храм Христа Спасителя в Сочи.

Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Технологии изменили все. Теперь собор, подобный Константинопольской Софии, возвышается на вечной мерзлоте. По праву он считается уникальным, хотя в Салехарде уже стоит своя уютная, теплая шатровая церковь – Петропавловский храм.

– Это особенное сооружение, – рассказывает журналистам Игорь Тур, генеральный директор подрядной организации. – Перед нами сверхсложная задача. Сейчас идет согласование и выбор решений по росписи. Она также будет в неовизантийском стиле, как и архитектура собора.

Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Украшать самые известные церкви и соборы – большая честь для любого художника. Но в Арктике задача усложняется: красоту надо сделать долговечной. Игорь Тур своего волнения не скрывает и с восторгом описывает концептуальные решения.

По данным подрядчика, коллектив мастеров уже собран, он представляет три наиболее ярких академических школы росписи. Возглавляет их художник Павел Зайцев. Проводился конкурс, отбор, были представлены рисунки и эскизы внутреннего убранства. Потом выбрано было два решения – неовизантийский стиль и а-ля рус. Остановились на первом. Это соборный каменный иконостас с киворием в алтарной части центрального придела. Так как собор возведен на севере, материалы будут использованы сверхстойкие и морозоустойчивые – мрамор, гранит, особые смеси красок для создания икон.

Тибетский мрамор и сусальное золото

Игорь Тур, стоя в верхнем храме собора, разворачивает эскиз, одобренный приемной комиссией. На нем изображен иконостас с красными колоннами и красной крышей кивория. Красный цвет выглядит невероятно торжественно и необычно, так, словно в соборе будет постоянная Пасха.

– Мрамор для колонн, белый с красными прожилками, скорей всего, будет взят из предгорий Тибета, – поясняет подрядчик. – Он достаточно морозостойкий, подходящий этому климату. Для крыши кивория, возможно, будет взят красный оникс. Но идут жаркие творческие споры вообще по поводу красного цвета. Иконостас ведь предполагается сделать торжественным. Иконы на нем будут большого размера, плюс 5700 квадратных метров росписей – цветовая нагрузка очень высокая. 

Поэтому мнения разделились. Стоит ли включать дополнительно какие-то цветовые материалы в камне или всё же остановиться на бело-золотом сочетании? В любом случае на иконах будет сусальное золото. Тогда и крыша кивория предлагается позолоченной либо мозаичной на просвет. Но в соборе уже высокие алтарные окна. И так как на Севере то белые ночи, то напротив, мало солнца, мы подумываем сделать эти окна золотистыми, тонированными золотом. Чтобы фаворский свет – золотой – проходил через алтарь, и тогда вокруг икон будет появляться красивый отсвет, аура, сияние. То есть будет не искусственное подсвечивание, а солнечное. Но много споров, все-таки мы должны соблюсти и меру…

– Мы собрали предложения о внешнем виде икон на иконостасе, идет согласование с владыкой Николаем концепции и стилистических решений росписи, – рассказывает Павел Зайцев, руководитель группы художников. – У нас будут представлены три школы росписи: Российская Академия живописи, ваяния и зодчества, Суриковский и Свято-Тихоновский институты. Иконы для соборного иконостаса будем писать в Москве. Утверждает все решения комиссия, созданная из академиков-искусствоведов, представителей патриархии, Московского Союза художников, региональных заказчиков. До Нового года должны будем представить окончательные проектные решения и приступить к их реализации.

Лепота снаружи и внутри

Как только в верхний храм Преображенского собора поступит тепло, можно будет даже зимой начинать установку и монтаж декоративных элементов.

Не только внутри собора ожидается увидеть всю эту сияющую красоту. Уже ведутся монтажные работы на наружных стенах храма. Элементы украшений из белоснежного фибробетона, каждый из которых весит около 150 кг, поднимают краном и закрепляют под куполами. Свойства фибробетона идеально сочетаются с жесточайшими перепадами арктических температур. Вообще, фибробетон – это мелкозернистый материал с армирующим наполнителем, в данном случае – стекловолокном. Благодаря ему прочность материала повышается на треть, реже образуются трещины…

– Помимо монтажа декоративных элементов, мы ведем кирпичные работы, обкладываем большой барабан собора и апсиды на алтарной части, – рассказывает Сергей Киселёв, замначальника строительного подразделения. – В этом сезоне должны закончить все наружные работы. Внутри собора сейчас идет прокладка вентиляционных коробов, оборудования, электрических сетей, оштукатуривание технических помещений.

По словам заместителя начальника отдела услуг АО «Ямалтрансстрой» Максима Лясина, ежедневно на возведении храма трудится около 120 человек. В ближайшее время организуется работа в две смены – долгий летний день это позволяет.

Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

– Все работы выполняем без опозданий и в срок. Соблюдаем полную технологию строительства, поэтому качество гарантируем, – подытожил Максим Лясин.

Киво́рий — навес над алтарем, поддерживаемый колоннами. В плане чаще всего представляет собой квадрат, состоит из четырех арок, опирающихся на четыре колонны. Появился в христианских храмах в IV—VI веках; первоначально служил для крепления завес, закрывавших престол в определенные моменты богослужения и между службами.


Видео: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР


0

0

0

0

0

0



Темы