«Красный Север» – 80 лет с казаками | «Красный Север»
0°C

обновлено: 12:24, 20 марта 2023

Общество

«Красный Север» – 80 лет с казаками

Главная газета Ямала подытожила опыт сотрудничества со служивыми людьми


Не всякое печатное издание страны может утверждать, что пристально наблюдало за основными процессами возрождения казачества. Сопереживало и соучаствовало служивым в их начинаниях. Окружная общественно-политическая газета «Красный Север» – в числе тех немногих СМИ, что пережили и Великую Отечественную войну, и Перестройку. Так что первое упоминание о казаках на страницах «КС» датировано еще временами расцвета сталинизма.

Постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1936 года были сняты ограничения на службу казачества в рядах рабоче-крестьянской Красной армии. В те времена главные газеты страны поступали на Ямальский Север с задержкой, так что «Красный Север» стал первым, кто донес до местных служивых благую весть. Сообщение о первом этапе их реабилитации опубликовано рядом с заметкой об арктическом перелете по маршруту Москва – Земля Франца-Иосифа. По меркам того времени – особая честь!

И  ВМЕСТЕ ВОЗРОЖДАЛИ  ХРАМ

Основная же страница истории взаимодействия казаков и главной газеты Ямала начинается в постперестроечные времена. В июне 1990 года в Москве было создано Всероссийское общественное объединение «Союз казаков», а в апреле 1991 года принят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». Политика гонений и беззакония в отношении казачества была осуждена на государственном уровне. По всей стране служивые люди стали объединяться, коснулся этот процесс и Ямальского Севера. В тот момент «Красный Север» был основной информационной площадкой, с которой они могли заявить о своих намерениях.

В сентябре 1990 года Геннадий Зайцев, школьный учитель истории из села Яр-Сале, народный депутат Тюменского областного Совета, предложил создать на Ямале ассоциацию казаков. Это предложение было опубликовано в газете «Красный Север». А уже 30 января 1991 года Тазовский райисполком утвердил Устав и зарегистрировал Северный казачий округ.

Параллельно с процессом постсоветского становления казачества, возрождались православные общины. В Салехарде казаки входили в число прихожан храма Петра и Павла, так что и в публикациях «КС» казаки стали упоминаться всё чаще. Это формировало у читателей объективное представление о том, что ямальские казаки – активные общественники, хранители православных традиций.

Особенно ярко это проявилось в 1994 году, когда казаки Обско-Полярной казачьей линии помогали знатоку деревянного зодчества академику Александру Ополовникову строить на старом салехардском погосте Владимирскую часовню, а на месте Обдорского острога – Никольскую башню. «Красный Север» тщательно описывал ход этих работ, а некоторые сотрудники газеты даже участвовали в них. Впоследствии, в разные годы, «КС» неоднократно обращался к теме содержания и поддержания в должном виде этих сооружений. Наши публикации о вреде, который вандалы причиняют погосту и родовых казаках, которые охраняют, и ремонтируют часовню, вызывали большой читательский резонанс.

ОТ  ЦЕНЗУРЫ ОТБИВАЛИСЬ  СООБЩА

Начало 90-х – эпоха расцвета свободной прессы России. В последние годы советской власти «Красный Север» стоял на выраженных антикоммунистических позициях. Неприятие цензуры, свободомыслие, оставалось фирменным знаком газеты и после крушения СССР. В какой-то момент это привело к конфликту с тогдашним учредителем издания – Советом народных депутатов ЯНАО. В сентябре 1992-го года, часть народных избранников, оскорбленная содержанием и тоном публикаций «КС», поставила вопрос о закрытии газеты. Свою точку зрения они мотивировали так: «Журналистам следует определиться, что сейчас их должно больше беспокоить – взаимоотношения с учредителем или укрепление связи с читателями, работа на потенциальных подписчиков». 

Что ж, казаки не дали «Красный Север» в обиду и были в числе тех, кто поддержал издание. Вот выдержка из обращения, подписанного Геннадием Зайцевым, атаманом Обдорской казачьей общины: «Казачество города считает, что газета и ее работники занимают правильную позицию, освещают вопросы злободневные, пишут правду, стараются показать проблемы с разных сторон. Так в публикациях о казачестве мы видим, что страницы предоставляли сторонникам казачества. Но в то же время публиковались и мнения противников его возрождения. Так и должно быть. Газеты в свободном обществе не должны подчиняться и действовать по чьей-либо указке, иначе мы вернемся к партийной цензуре. Казачество и население округа поддерживают газету и требуют прекратить ненужные нападки на журналистов».

ПО  НАШЕЙ  ЛЕТОПИСИ – УЧИТЕ  ИСТОРИЮ

За последние пять лет на страницах «Красного Севера» опубликовано до двухсот материалов, так или иначе связанных с историей казачества и вопросами его возрождения. Часть этих статей и заметок рассказывает о деятельности кадетских казачьих классов. Сейчас они есть уже не только в Салехарде, где в 2001 году, стараниями Обско-Полярной казачьей линии начинался этот образовательный проект. «Красный Север» регулярно освещает участие ямальских казачат в различных спортивных состязаниях, конкурсах и памятных поездках. Не обошел он вниманием и Соглашение о взаимодействии, подписанное в ноябре этого года между окружным Управлением СКР и Обско-Полярной казачьей линией. Его цель – правовое просвещение казачат, помощь в выборе профессии. Отметим, что «КС», в рамках этого Соглашения, взял тоже на себя определенные обязательства.

Отдельное направление в сотрудничестве – подготовка и публикация рецензий книг, посвященных культуре и истории казачества. Так в разные годы, «КС» рассказывал о двухтомном «Словнике» атамана Обско-Полярной казачьей линии Валерия Степанченко. В этом уникальном издании собрано семь тысяч слов, понятий и нормативно-правовых актов, регулировавших и регулирующих правоотношения в казачьей среде. Одна из публикаций на эту тему вышла в финал престижного Всероссийского конкурса «Искра». Еще одна значимая рецензия посвящена краткому историческому справочнику – «Ермак – гордость России» и работам по составлению энциклопедии знаменитого атамана.

Первое упоминание о делах казачьих в «КС» датировано 24 апреля 1936 года
Первое упоминание о делах казачьих в «КС» датировано 24 апреля 1936 года. Фото из архива «Красного Севера»

Первое упоминание о делах казачьих в «КС» датировано 24 апреля 1936 года.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 12:24, 20 марта 2023

Темы