Молчащие дети Ноябрьска получили шанс разговориться | «Красный Север»
0°C

Общество

Молчащие дети Ноябрьска получили шанс разговориться

Педагоги коррекционной школы Ноябрьска осваивают новое оборудование и уже занимаются с подопечными аутистами.


Так устроен мир, одни недуги уходят в прошлое, другие становятся бичом современности. В 1995 году аутизм диагностировали у одного из 5000 землян, сейчас это соотношение сократилось в разы! И хотя в России нет на этот счет официальных статданных, пагубное явление на лицо – едва ли не в каждой школе страны можно встретить ребенка с расстройством аутического спектра. Предположительно в России этим недугом страдает один человек из тысячи. Очевидно, примерно так же обстоит ситуация и на Ямале. По данным Татьяны Бурыгиной, завсектором дошкольного и специального образования профильного департамента нефтяной столицы, в городе более 20 таких детей и подростков.

Не хочет говорить? Научим!

– У нас учится 16 ребят-аутистов, почти все они неговорящие, – рассказывает директор коррекционной школы нефтяной столицы Елена Жовнер. – Этот недостаток не мешает им решать примеры, читать по карточкам, понимать собеседника, правильно вести себя на улице и в быту. С появлением у нас интерактивного комплекса IT-YAGA, работа специалистов значительно облегчится и станет еще более эффективной.

По словам собеседницы, дорогостоящее оснащение школе помогли приобрести работники компании «Газпром добыча Ноябрьск». В комплекс входит набор программного обеспечения: более сотни тренажеров для развития детей; игры, направленные на развитие музыкальных способностей и чувства ритма. Также есть всё необходимое для логопедических упражнений.

По словам собеседницы, IT-YAGA откроет детям устройство окружающего мира, подтянет их знания ПДД, в общем, поможет слиться с обычной людской массой и чувствовать себя комфортно в любой бытовой ситуации.

Кстати, учебой это является лишь по сути, а со стороны напоминает увлекательную игру. Комплекс включает образовательные подвижные занятия, в которых дети управляют интерфейсом с помощью движений тела, рук и ног. Благодаря этой технологии ребята не будут сидеть у монитора. Все действия будут происходить далеко от экрана, что сохранит их зрение и осанку.

Отдельные электронные приложения, такие как «Говори молча», «Пойми меня», «Дар» для неречевых учащихся, можно будет установить и на современные планшеты. Эти программы разработаны для детей с проблемами речи (аутизм, синдромы Дауна, Аспергера, а также афазия, алалия, апраксия).

Тренировка слуха и никаких чудес

Коррекционная школа Ноябрьска – не единственное учреждение города, которому помогли газовики. Детсад «Лукоморье» выиграл грант компании «ГДН» и теперь осваивает сравнительно новую для России технологию, созданную французским врачом Альфредом Томатисом. Этот ученый разработал аппарат – «электронное ухо». Необычное приспособление названо в честь изобретателя и помогает слабослышащим детям компенсировать нехватку слуха.

По сути, «Томатис» выполняет функции тренажера для мышц среднего уха и мозга. Звуковой сигнал, подаваемый через специальные наушники, воздействует на верхнюю часть черепа (задействуя так называемую костную проводимость звука) и непосредственно на наружное ухо (воздушная проводимость). Мышцы среднего уха реагируют на сигналы, приходя в движение.

Секрет в том, что звуки чередуются по частоте и громкости. Такая «неожиданная» подача заставляет ухо все время находиться в тонусе, развивая свои возможности. А подопечный в это время просто слушает обработанную по спецметодике классическую музыку — чаще скрипичные концерты Моцарта. Или занимается любимым делом – рисует, лепит, делает аппликации, читает, танцует. Не рекомендованы лишь слишком активные и агрессивные игры в гаджетах типа «стрелялок».

Методика, изначально ориентированная на людей с нарушениями слуха и речи, сегодня приобрела более широкое применение.

– В нашем саду есть детки с нарушением интеллекта, – поясняет учитель-дефектолог Ирина Елманова. – В 2009 году мы также на средства гранта газовиков приобрели дидактические материалы к методике Марии Монтессори. Используя одновременно обе методики, мы рассчитываем на хорошие результаты. Известно, что после сеансов «Томатиса» у детей нормализуется поведение, они учатся не только слышать, но и слушать, осмысливать информацию.

А взрослых избавят от стресса

Технология используется на занятиях с детьми, имеющими интеллектуальные отклонения, синдром Дауна, аутизм, поведенческие нарушения. Это полезно и для детей с особенностями в развитии, и для здоровых, и даже для взрослых.

– Хотим опробовать методику на родителях наших подопечных,– продолжает Ирина Юрьевна. – Как правило, они находятся в постоянном стрессе и это мешает им жить полноценно, видеть мир красочным и позитивным. Методика способна воздействовать и на эмоциональный фон, настроение людей…

Перед началом работы по методу Томатиса, специалистам предстоит пройти обучение в Москве. Там они ознакомятся с базовым курсом, обязательным для покупателей комплекта оборудования. Чтобы достичь вершин мастерства, необходимо пройти четыре уровня подготовки и докупить соответствующее оснащение. Сотрудники учреждения надеются, что это вопрос времени. А пока к осени рассчитывают начать работу на базовом уровне. В перспективе мечтают оказывать помощь не только своим воспитанникам, но и детям из других детских садов.

– У меня ребенок с задержкой психического развития, – говорит жительница Ноябрьска Марина. – В свои пять лет он мало говорит, плохо считает, не любит рисовать и лепить, задачки вообще не понимает. Мы только играем: машинки, кубики, догонялки. Однажды моя подруга, психолог, рассказала о «Томатисе», потом я сама в интернете знакомилась с технологией, читала отзывы. Хотелось бы, чтобы мой малыш имел возможность, не выезжая в Москву, пройти курс. Да и самой интересно испытать ноу-хау.


0

0

0

0

0

0



Темы