Московские студенты-географы покорили ледник Романтиков. А он – их | «Красный Север»
0°C

Общество

Московские студенты-географы покорили ледник Романтиков. А он – их

Научный центр изучения Арктики доверил московским студентам ответственное задание. Именно им предстояло установить на леднике информационный щит об уникальной природной достопримечательности Ямала. «Красный Север» сопровождал делегацию.

Большую часть командировки студенты-географы из Москвы провели в дороге. Поезд, пароход, паром, автобусы – за две недели они сменили столько транспорта, сколько ямальцы, отправляясь в отпуск.

Стартовой точкой стала Тюмень, конечной – Лабытнанги. В местной гостинице ребята бросили сумки, чтобы налегке отправиться в горы. Их ожидало захватывающее приключение – восхождение на ледник Романтиков.

Поняли друг друга с полуслова

Младший сотрудник Научного центра изучения Арктики Ростислав Локтев стал главным сопровождающими и гидом-экскурсоводом на все три дня, что гости были на полярном круге. В трясущемся автобусе, направляющемся в горы, он провел очередную «лекцию» о породах почвы, растениях и животных. Причем подрастающие географы понимали его с полуслова.

Не успели обсудить виды мха, как оказались у подножия Рай-Из. Сейчас рюкзаки за плечи, шнурки потуже – и вперед! Но все оказалось не так просто. Кто самый крепкий, кто понесет инфостенд?

– Идея устанавливать информационные щиты возникла в одной из экспедиций совместно с нашими друзьями с факультета гляциологии МГУ в 2017 году, – рассказал Ростислав Локтев. – Мы разговорились о туризме, подумали, что было бы здорово, если бы на туристических точках была какая-то информация о месте, до которого добираются. Чтобы люди шли не просто так, не зная куда. Нам понравилась эта идея, и на следующий год мы решили заложить деньги на проект.

В течение зимы подбирали информацию, разрабатывали дизайн. Уже летом 2018-го мы установили первый щит на леднике ИГАН. Теперь пришла очередь ледника Романтиков, – изложил всю историю гид.

Владислав Мояк

Щит на ледник несли все вместе. Менялись по очереди. Девочки в это время забирали у парней рюкзаки. Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Парни, не задавая вопросов, взгромоздили на спины тяжелые железные балки и щит. Их ждал постоянный подъем, причем коварные, шаткие валуны под ногами сменяли горные речки и болотистые участки…

Первый перевал – снежник. Тут никто и спрашивать не стал наших проводников. Побросав рюкзаки, соскучившиеся по снегу студенты ринулись играть. Снежки летали во все стороны, досталось даже нашей камере. Пока кто-то из смельчаков пытался покататься с «горки», девочки устроили фотосессию. Стоя, сидя, лежа – кажется, уральскому снегу никогда не уделяли столько внимания…

Не забудут никогда!

На сложных участках мальчики всегда подавали руку одногруппницам, пропускали вперед и страховали. Каждый раз, когда кто-то отставал, делали перерыв, дожидались и шли дальше.

Первый перекус спустя два часа подъема. Проголодались все. Жуя бутерброды, ребята не выпускали телефоны из рук: какая красота вокруг!

Совсем скоро мы добрались до ледника. С раскрытыми ртами и довольными улыбками юные географы облегченно вздохнули, набрав в грудь побольше ледяного горного воздуха. Кто-то сразу побежал к воде, кто-то уселся на камень и просто смотрел, наслаждался, продолжал щелкать камерой, но было понятно – под впечатлением все.

Придя в себя, ребята поделились эмоциями о своей практике, Ямале и восхождении на ледник Романтиков.

– Лично мной это не воспринимается как практика, скорее, как путешествие, – рассказывает Зоя Нелюбова. – Каждые два дня меняли геолокацию и кровать. Не ожидали, что будет так жарко, взяли много теплых вещей. Ощущения, что мы приехали на Север, нет никакого.

Пока наших друзей и родителей заливали дожди в Москве, мы успели загореть. Провели двое суток на теплоходе, приехали в Салехард и съездили в музей имени Шемановского, но, конечно, ледник – самое классное. Всю практику я ждала именно этого похода, и мои ожидания полностью оправдались. Столько впечатлений, что не передать словами.

– У нас это первая практика такая долгая и выездная, – говорит Анастасия Лебедева. – Другая группа ездила на Алтай, а мы поехали сюда. Сначала расстроились, думали, нечего будет смотреть. Но теперь никаких сожалений. Очень здорово, посетили много городов. А наша конечная точка просто взрывает мозг!

На леднике очень красиво. Я такого никогда не видела, никогда не была за полярным кругом. Этот снег, эти горы перехватывают дыхание. Такой длинный и сложный маршрут тоже для меня впервые. Но эта природа полностью оправдывает все трудности пути. Когда проходишь практику, думаешь, что когда-нибудь, лет через десять, уже со своими детьми обязательно сюда вернешься.

Потому что мне очень хочется, чтобы, кроме меня, это увидел кто-то еще. Мы же еще и будущие преподаватели, будем учить географии. Когда рассказываешь ребенку, что такое Западная Сибирь, полярный круг, важно делать это интересно, а теперь мы всё знаем и понимаем, что это и с чем его едят, – заключила девушка.

Рустам Кулахметов уверен, что поездку запомнит на всю жизнь:

– Мне понравилось все. Города, экскурсии, музеи и особенно это место – этот ледник. Я в горах первый раз, поэтому впечатлений масса. Подниматься для меня было нетрудно. Я бы с радостью приехал сюда еще. Так что зовите в гости.

Стенд на месте

Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Ростислав Локтев: «Этот проект – маленькие шажки к развитию туризма на Полярном Урале. Формирование туристской инфраструктуры уже идёт полным ходом. В планах разработать маршрут на Нефритовую долину, сделать указатели, маркеры, мостики через горные речки и конечно информационные стенды». Оставалось самое важное – установить щит. Как только нашли подходящее, устойчивое место, стали ставить. Помогали все. Каждый положил хоть один камешек, чтобы стоял крепко, не падал. Не забыли про общее фото и автографы. Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Теперь на задней стороне щита красуются росписи всей группы Московского педагогического университета и гордое «Здесь был Руся».

…Уходить с ледника совсем не хотелось, но экспедиция подошла к своему успешному завершению. Уставшие и счастливые студенты отправились отдыхать и собирать вещи домой в Москву, куда вернутся на поезде.