ЭКОНОМИКАКоренных ямальцев зазывают на рыбалку ОБЩЕСТВО17-летняя салехардка стала участницей нового сезона шоу «Пацанки» ЭКОНОМИКАЯмальский флот ремонтируют корабелы из Северодвинска ОБЩЕСТВОИ лечиться, и отдыхать. Детям-инвалидам раз в год будут компенсировать любой проезд НОВОСТИЧто делать с Вынгапуровским? Губернатор предложил сообща обсудить судьбу отдаленного микрорайона ОБЩЕСТВОВ Новом Уренгое появились первые дог-боксы СПОРТПолицейский из Салехарда пробежал 176 километров за сутки ОБЩЕСТВОВ Лабытнанги устанавливают фотозоны и скамейки с подогревом ОБЩЕСТВОКому скамейки с подогревом, а кому площадки для собак: ямальцы агитируют за уют ПРОИСШЕСТВИЯВ Тазовском районе рабочего убило током НОВОСТИКоробка «Малышу Ямала» станет контейнером для игрушек ОБЩЕСТВОВоспоминания об Анатолие Острягине: «У него был дар воспитывать людей» НОВОСТИВ Яр-Сале хотят устроить своп-вечеринки, а в Муравленко – велопрокат НОВОСТИНа Ямале зафиксировали рекордную жару ОБРАЗОВАНИЕДля школьников Ямала создадут сеть IT-кубов ЭКОНОМИКАЯмальцы больше всех в России тратятся на алкоголь и сигареты КУЛЬТУРАСалехардам предлагают посмотреть кино в палатке ВЛАСТЬДмитрий Артюхов завершил автопутешествие по Ямалу и обещал регулярно повторять поездки ОБЩЕСТВОНа Ямале стартовал сезон охоты на пернатую дичь ВЛАСТЬПравительство ЯНАО выделит полмиллиарда на покупку квартир на вторичном рынке НОВОСТИ«Там столько грязи, Кать, тебе понравится!» Больше сотни экстремалов пробежали «ТрансУрал» ОБЩЕСТВО Ямальцев зовут на «КедрФест» СПОРТЯмальская шахматистка сыграет на командном чемпионате Европы ПРОИСШЕСТВИЯХозяин заброшенного завода в Надыме осужден из-за гибели ребенка НОВОСТИКак распознать в любимом «домашнего боксера» и вовремя сбежать

  • «Пятьсот первая – веселая» отметила печальный юбилей

    30.01.2019 19:31:00

    «Пятьсот первая – веселая» отметила печальный юбилей Фото из открытых источников

    Ровно 70 лет назад в Москве приняли решение, которое радикально изменило ландшафт ямальской тундры и перекроило судьбы сотен тысяч людей….

    У этой стройки есть десятки имен, народных и официальных, самое известное из которых – «мертвая дорога». Мы же привычно называем ее так, как это было обозначено в документах – 501-я стройка. Официальный маршрут – куда и как она будет тянуться, долгое время был засекречен.

    Недостроенная трансполярная магистраль Чум – Салехард – Игарка, которую в 1947—1953 годах возводило Главное управление лагерей железнодорожного строительства МВД СССР (ГУЛЖДС), вчера отметила юбилей –70 лет. Вернее часть этого пути, именуемого 501-й стройкой. 29 января 1949 года было подписано историческое постановление Совмина СССР № 384-135-сс, касающееся второго этапа возведения железной дороги Чум-Салехард-Игарка, связанное с проектирование морского порта в Игарке.

    Мнения историков о количестве заключенных, сосланных сюда на строительство, расходятся. Однако по документам госархива на 1 января 1953 года в ГУЛАГе содержалось 2.258.957 человек, из них 255.865 человек было занято в системе ГУЛЖДС.

    В основном сюда присылали тех, кто получал срок по статье за убийство и ту самую «десятку» – самый популярный срок по большинству из пунктов печально известной 58 статьи Уголовного кодекса РСФСР – «за антисоветскую пропаганду».

    До самого Берингового пролива

    Работа над новой железной дорогой шла без проектно-сметной документации, в любую погоду… Без малого в общей сложности 300 тысяч людей, занятых в процессе большой железнодорожной стройки, шли на рекорд: рабочее движение поездов на отдельных участках планировали начать в 1952 году, а вся дорога должна была быть готова к 1955 году. Но не сложилось. Вчерашний госпроект закончился также внезапно, как и начался. Умер Иосиф Сталин и грандиозную стройку закрыли.

    А ведь именно эта дорога замышлялась как линия железнодорожной связи с Дальним Востоком на случай захвата Транссибирской магистрали. Сохранился документ за подписью Лаврентия Берии, где прорисован полностью макет трансполярной магистрали – он тянется через весь Ямал и поднимается дальше по побережью до самого Берингового пролива. О важности и правильности выбранного маршрута свидетельствует и то, что современные автомобильные дороги отчасти повторяют его.

    Сегодня, спустя 70 лет, 501-я стройка включена в обязательный городской туристический маршрут – общую обзорную экскурсию, вместе с острогом и музейным комплексом Шемановского. Это тоже страница истории округа и вообще страны. Пройти мимо нельзя. Точно также как нельзя пройти мимо стойбищ, чумов… «Мертвая дорога» – отличительный, хоть и не самый радостный знак Ямала.

    501 стройк.JPG

    Приходят на поклонный крест

    Для туристов 501-я стройка – это и культурный шок, и дань памяти и … часть работы. Прошлой осенью стройку посетил швейцарский журналист Амос Чаппл. Перед тем как добраться до Салехарда, увидеть своими глазами и пройти небольшую часть исторического железнодорожного маршрута, он общался с одним из тех, кто провел на этой стройке не один год – бывшим заключенным Александром Сновским, живущим сейчас в Петербурге. Комментируя пережитое, Сновкий отметил, что теперь давит на сердце лишь тщетность этого строительства: десятки тысяч жизней ни за что и … задаром!

    Но те следы, которые оставляют после себя потомки оставшихся лежать в казенном гробу под колышком с номером лагеря, выбивают слезу. Только представьте – в стороне от города, в нескольких километрах от автомобильной дороги стоит поклонный крест, установленный краеведами и казаками Обско-полярной казачьей линии в 1999 году. К кресту прикреплены гвоздики. Искусственные. Откуда им тут взяться посреди тундры? Значит, нашлись те, кто пришел целенаправленно сюда. Значит, память жива.

    – Когда мы несли этот крест из лиственницы, шли долго, медленно. Я немного приотстал, иду последним и вижу, как под ногами вьется кровавый след. Пока шли, придавили созревшую бруснику. Головой понимаю, что ягода это, а перед глазами все равно картины прошлого. Словно знак какой нам был: проявились, напомнили о себе те, кто не вернулся живым из этих лагерей, – рассказывает атаман, депутат Заксобрания ЯНАО Валерий Степанченко.

    К слову о поклонных крестах на местах захоронений и бывших лагерей 501-й стройки. По маршруту их стоит пока семь. Ставили кресты и православные, и мусульмане – один на всех, семиметровый, шестиконечный. Потому что память – тоже одна на всех.

    Мертвые сраму не имут?

    Территория 501 стройки – удобное поле для мифов и легенд, иногда не самых лицеприятных. В девяностые, говоря молодежным сленгом «ловился хайп» и на брожениях в местах содержания заключенных, и на рассказах о том, что под каждой шпалой лежит по трупу. Это домыслы тех, кому важно было поймать свою минуту славы.

    Но начиная с шестидесятых годов вплоть до начала девяностых именно по этим рельсам местная детвора ходила в лес за грибами и ягодами, по ним же и находили дорогу домой, если вдруг заблудились. Ставили свои метки на тех самых шпалах… И неужели ни одной зловещей находки?!

    - Страшно не было идти по такому маршруту? - спрашиваю я у одного из вчерашних салехардских «мальчишек», родившегося в 50-е годы прошлого века, - А как же разговоры о том, что под каждой шпалой по человеку похоронено?!

    - Да разве в этом возрасте чего-то боишься? Ну и не помню, чтобы прямо так находили кости человеческие. Знать об этом знали. Север со здоровьем не шутит, да и куда убежишь из лагерей, если вокруг болота. Принимали как должное, что если далеко зайти, можно и на кладбище наткнуться, но оно было официальное. В стороне кости это если сам сбежал и погиб в болоте. Большая уже, пора знать, что мертвые сраму не имут и худого живым не делают. Это живых надо бояться. А они – пусть спят спокойно, - рассуждает он и просит не указывать его имя.

    Вопрос к собственной совести

    Как правильно относиться к этой дате сегодня? Так, как и к любой другой, связанной с нашей историей и человеческими жертвами. С осознанием, что это действительно было и не заслуживает повторения.

    – Всему есть своя цена. Я застал еще живым нашего выдающегося геолога Василия Подшибякина. И он однажды сказал мне, что если бы тогда эта магистраль была достроена, он не пошел бы к Карскому морю, а искал бы новые месторождения вдоль этой магистрали. Потому что есть здесь что открывать и разведывать. Дорога была важна. Другой вопрос: какой ценой? Никто сейчас не станет отрицать, что сюда ссылали не только «антисоветчиков», хватало и уголовников всех мастей. Но это тысячи и тысячи искалеченных судеб, – вспоминает Валерий Степанченко.

    Десятки лагерей для ссыльных по всему маршруту, километры дороги, часть которой до сих пор продолжает служить…Одно короткое имя – 501-я стройка и одна на всех дата – 29 января, 1949 год. Как долго будем помнить? Это вопрос к нашей собственной совести.

    P.S. От идеи до факта установки памятника 501-стройке знаменитого салехардского паровоза потребовалось десять лет. Извиниться поименно перед каждым, кто не вернулся на большую землю и остался тут без креста и других опознавательных знаков – не хватит и десяти жизней.

    Екатерина Герман

    Автор
    kv_finansist@list.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...