ЖИЛКОМХОЗВ Салехарде открыли многофункциональную площадку НОВОСТИВ Салехарде капитально отремонтировали четыре километра дорог ОБЩЕСТВОТундровики обсуждают, какие меры поддержки нужны ОБЩЕСТВОШвейцарские студенты «читают» деревья на 501-й стройке ПРОИСШЕСТВИЯВ Салехарде спасли мужчину с карниза многоэтажки ЭКОНОМИКАБуровики учились избегать айсбергов ОБЩЕСТВОВыключатели заменить, раритеты раздать. 95-летний ямалец оценил подаренный капремонт ОБРАЗОВАНИЕ«Школьные» вертолеты летят за учениками в тундру ОБЩЕСТВОБоди-арт, флешмобы и живая музыка: как на Ямале отметили День российского флага ВЛАСТЬНа Ямале провели тренировочные выборы НОВОСТИДмитрий Артюхов подвёл итоги большого автопробега по восточной части Ямала КУЛЬТУРАПолмиллиона на искусство. Творческие коллективы ЯНАО наградили грантами КУЛЬТУРАЯмальцы в Крыму попали на съёмки… Одессы ОБЩЕСТВОВетеран ВОВ из Лабытнанги не дождалась весточки от президента ЗДОРОВЬЕВ Роспотребнадзоре рассказали об эффективности вакцинации от гриппа на Ямале ЖИЛКОМХОЗДайджест Арктики: северные регионы готовятся к плановому потеплению НОВОСТИУчеба в декрете. Рассказываем, что такое «штраф на материнство» и как его избежать НОВОСТИСалехардцев из «поплывшей» двухэтажки временно расселят ОБЩЕСТВОФотоконкурс «Живем на Севере»: со всех ног – за счастьем! ОБЩЕСТВОДепутаты Тюменской областной Думы в Сургуте выбрали маршруты для межрегионального детского туризма ОБЩЕСТВОГлавные события форума «Мед» будут транслировать в интернете ЗДОРОВЬЕВсе условия. Ямальцев ждут на диспансеризацию по вечерам и выходные ПРОИСШЕСТВИЯВ Новом Уренгое отправили за решетку группу наркоторговцев ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске двое детей укололись найденными на улице шприцами ЭКОНОМИКААналитики выяснили, сколько ямальцев терпеть не могут свою работу

  • Туристы на «мёртвой дороге»: погубят или спасут?

    30.10.2017 16:05:00

    Туристы на «мёртвой дороге»: погубят или спасут? Фото: Алексей Микалин и из архива Игоря Сегеды

    Салехардец Игорь Сегеда решил пройти свой  однодневный маршрут по следам 501-й стройки  вместе с компанией единомышленников, давно мечтавших собственными глазами увидеть места, вошедшие в историю. Поход, признаётся Игорь, воспринимали скорее как приключение.

    «УЖАС ИСПЫТАЛИ В КАРЦЕРЕ»


    Семеро ямальцев на двух машинах отправились по дороге Салехард – Надым на 501-ю стройку.jpg

    В семь утра семеро смельчаков на двух машинах отправились по дороге Салехард – Надым.


    – Нам повезло: погода на выходные выдалась шикарная. Солнечно, плюс восемь, – вспоминает Игорь. – Какие-то специальные приспособления мы с собой не брали, только рюкзаки с сухпайком, термосом и подходящую одежду и обувь – все бывалые туристы. Ну и запаслись петардами и фальшфейерами на всякий случай. Мало ли, вдруг на медведя набредём. Кстати, петардами пару раз воспользовались, услышав шорох в кустах.

    Миновав десятки километров, съехали на обочину. Там и оставили машины. Дальше нужно было идти пешком больше двенадцати километров.

    – Хорошо, сохранилась тракторная колея, вот по ней и шли. Дважды пересекали болото, преодолевали какие-то ручейки. Потом вышли к железной дороге, по которой протопали ещё пару часов. Кстати, железка на насыпи неплохо сохранилась, хоть сейчас бери и запускай узкоколейку для туристов. Демидовские рельсы настолько качественно вылиты, что ещё лет сто-двести простоят в тундре. А вот мосты в ужасном состоянии. Один даже сгорел, только рельсы в воздухе висят.


    Вышка, 501-я стройка.jpg

    Первое, что увидели путешественники, приближаясь к лагерному пункту, сторожевая вышка: деревянная, слегка покосившаяся.


    Помещения оставляют жутковатое впечатление.jpg

    Помещения оставляют жутковатое впечатление.


    Некоторые здания выглядят крепко.jpg

    Примерно 30–40 процентов зданий 501-й стройки выглядят неплохо. Но сколько они продержатся, неизвестно.


    В карцере печь стоит прямо в центре коридора.jpg

    В карцере печь стоит прямо в центре коридора.


    – Многие, кто побывал там, говорят, что на территории зоны особая атмосфера – мрачная и устрашающая. Мы ничего такого не почувствовали, может быть, потому, что ярко светило солнце. Разбрелись кто куда – хотелось молча побродить, посмотреть, подышать.

    Внимание привлекли бараки с решётками на окнах. Большинство из них разрушены, из груды досок только печки деревянные торчат. 

    – Там всё, как описывают: деревянные нары в два яруса, колючая проволока по периметру, – продолжает Игорь. – Ужас мы испытали, когда попали в карцер. Если в обычных бараках печка стоит таким образом, что хоть одна стенка, да греет комнатку, то в карцере печь стоит прямо в центре коридора, а комнаты без окон находятся по сторонам. В дверях только маленькое окошечко для передачи еды. Грубо говоря, охранник греется у печи, а заключённые промерзают до костей… Ещё кое-что удивило – в некоторых  постройках на выбеленных стенах есть рисунки, что-то вроде самодельного разноцветного потолочного плинтуса: цветочки, листики, узоры. Видимо, разрешали рисовать. Интересно, чем сделаны росписи, ведь краски наверняка не было.

    «ЖАЛЬ И ЗАКЛЮЧЁННЫХ, И ИСТОРИЮ»

    Каких-либо мелких предметов (тарелки, кружки) почти нет. Только железные дверные ручки.

    – Правда, одну ложку с выцарапанной надписью «Вася» нашёл на чердаке обрушившегося здания. Ещё там была куча бутылок. То ли они с тех пор, то ли туристы бросили много лет назад, неизвестно. Вообще, если говорить о мусоре, его там не так много. Наверное, влияет отдалённость от населённых пунктов. Валяются ржавые консервные банки, какие-то плетёные корзины с подушечками – скорее всего, кто-то устраивал фотосессию. Самодельный стол – свидетельство пикника. Конечно, такого быть не должно. Нужно, чтобы после тебя осталось минимум вреда и максимум пользы. Идеальный вариант – пришёл, посмотрел и ушёл, оставив всё без изменений и ничего не взяв с собой. 

    Неожиданно, когда собирались уезжать, набрели на обветшавшие деревянные постройки ещё одного лагеря сталинской эпохи.

    – Сразу бросилось в глаза то, что здания намного крепче тех, что мы уже осмотрели. Вроде тоже бараки, но в каждую комнату отдельный вход. Даже вид из окон здесь был другим: напротив красивое озеро. Насколько это облегчало жизнь людей, неизвестно. Мы решили, что это пункт для охранников и обслуживающего персонала, – говорит Игорь. 

    На обратном пути чувствовалась усталость. Поздняя дорога, кромешная темнота  заставили путешественников сосредоточиться, погрузиться в раздумья.

    – Идёшь и думаешь, как же жалко, что всё это разрушено и заброшено. И жалко не только заключённых, может быть, потому, что ты не знал их лично, но и историю, – продолжает собеседник. – Она не должна больше повториться.

    По мнению Сегеды, книги и учебники не расскажут так много и не дадут по-настоящему «прочувствовать» атмосферу 501-й стройки, как само это место.

    – Хорошо бы сделать там пристанище для туристов, восстановить какой-нибудь барак. Установить таблички по дороге до пункта назначения: указать километраж, сколько осталось идти, даже указать, за какое примерно время можно пройти путь. Очень хочется сохранить хотя бы то, что осталось.

    НЕ БЕРИТЕ «СУВЕНИРОВ»!

    К сожалению, не все туристы сознательные, поэтому историки задаются вопросом: не приведут ли такие походы к исчезновению всего, что связано с «мёртвой дорогой»? По мнению Вадима Гриценко, сотрудника Научного центра изучения Арктики, гораздо больший урон памятнику нанесли строители, стихия и сборщики лома. 

    – Многие лагпункты были снесены бульдозерами при создании насыпи автодороги Салехард – Надым. Строители автомагистрали спилили большую часть столбов телефонно-телеграфной линии Москва – Игарка и разрушили большую часть мостов. Видимо, им очень не хватало брёвен и бруса, вот и взяли у товарища Сталина, – с горечью говорит историк. – Рельсы XIX – XX веков, изготовленные в Российской империи и в СССР, Германии, Австрии, США, Чехии, Италии, Люксембурге и других странах, были разворованы на десятки километров. А вот в музеи взять образцы шпал нельзя – запрещено. Кстати, в 2016 году при мне и других свидетелях люксембургские рельсы обнаружил уроженец Люксембурга (ныне – гражданин Швейцарии) Анри Браун. Увидел клеймо рельсопрокатного предприятия и чуть не заплакал от умиления. Он вырос в 15 км от того места, где эти рельсы сделали.

    По словам Вадима Николаевича, до пожаров лета 1990 года лагерные пункты в относительно сохранном состоянии располагались через 8–10 км. Сейчас на вопрос о том, сколько их осталось, ответить невозможно. Большое количество сгорело. То, что не сгорело, подгнило и упало. Между Надымом и Салехардом статус объекта культурного наследия имеет лишь один лагерный пункт. «При жизни» ему был присвоен номер 76. Располагается он на берегу реки Лимбяяхи у бывшего разъезда «Глухариный», что в 132 километрах западнее Надыма.


    Будучи историком, Вадим Гриценко положительно относится к туристическим маршрутам по следам 501-й стройки.


    – Любые походы, связанные с историей страны, хороши. Главное – вести себя на месте как наблюдатель, – говорит он. – Не нужно растаскивать всё по кусочкам. Такие «сувениры» в руках  любопытствующих рано или поздно оказываются на помойке и вовсе пропадают для человечества. Хотя и туристическая фирма вряд ли убережёт от растаскивания артефактов. Турфирмы могут организовать людей, возить, просвещать. Но у них один минус перед «диким» туризмом – расписание, «дикари» же могут себе позволить задержаться или изменить маршрут. Из плюсов – более-менее гарантированный объём и уровень экскурсионной информации. Без псевдосенсаций, высосанных из пальца. Но это в том случае, если экскурсоводы опираются на исторические материалы, а не на фантазии «бывалых» туристов.


    С 1947 по 1953 годы дорога официально называлась «Строительство № 501 и № 503», поскольку проект был засекреченным. К стройке 501 относился участок Чум – Пур, к стройке 503 – Пур – Игарка. Необходимость строительства железной дороги была вызвана двумя причинами: экономической – освоение северных территорий, богатых полезными ископаемыми, и военно-стратегической – защита Арктики. Основной рабочей силой стали заключённые и спецпереселенцы – от 80 до 100 тысяч человек. Темпы строительства были невероятно быстрыми – около 100 километров в год. После смерти Сталина стройка была заморожена. 


    Советы тем, кто собирается пройти по «мёртвой дороге» дикарём

    • Не ходите в одиночку. Лучше, если в компании будет пять человек и более.

    •  Наденьте удобную плотную непромокаемую одежду. Обуть лучше треккинговые кроссовки (взять резиновые сапоги для пересечения болот).

    • Возьмите петарды и фальшфейеры для защиты от диких животных.

    •  Возьмите еду и воду.

    •  В лагпункте ведите себя как наблюдатели, а не расхитители!


     

     

     

    Автор

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...