У строителей металл примерзал к рукам | «Красный Север»
0°C

Общество

У строителей металл примерзал к рукам

– Мой отец, фронтовик, всегда носил знак ВЛКСМ рядом с боевыми орденами. Он менялся в лице, когда рассказывал о войне, о павших героях- комсомольцах, – вспоминает Анатолий Гулик, ветеран труда, один из первых строителей Ямбурга. По словам собеседника, отцовские рассказы о молодых людях с красными флажками на груди повлияли и на его жизненные принципы, и на отношение к труду. Когда возникла необходимость, молодой человек не мешкая собрал рюкзак и отправился на Крайний Север…


С легендарным Павлом Баряевым, командиром комсомольского отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ, Анатолий Гулик познакомился в 1982 году. Молодого перспективного работника Черкасского завода телеграфной аппаратуры делегировали в Москву, на встречу со сверстниками.

– Баряев – кумир комсомольцев. Мы на него равнялись. Впервые я увидел его, когда он отчитывался о работе отряда на ударной стройке в Западной Сибири, – вспоминает Анатолий Алексеевич.

Прямо с очередного съезда полторы тысячи девчат и ребят по комсомольским путевкам разъехались по грандиозным стройкам. Одни отправились на БАМ – Байкало-Амурскую магистраль. Другие – в Кузбасс. Анатолий Гулик в составе украинского отряда профессиональных рабочих отправился в Югру.

– Там, на Верхнеказымской компрессорной станции, нам предстояло построить газотурбинные установки, обслуживающие магистральные нити газопровода Уренгой – Помары – Ужгород, – рассказывает ветеран. –Работали дружно, много, с молодежным задором, честно выполняя поставленные задачи.

А вот силу крепких, северных морозов с пронизывающим ветром он сполна прочувствовал лишь на Ямбурге, куда его направил Березовский райком комсомола. В октябре 1982 года небольшой отряд комсомольцев под руководством Анатолия Гулика прибыл в Надым. Оттуда по распределению ребят отправили в СУ-16, только что образованного «Ямбурггазпромстроя». Начиналось масштабное освоение ныне знаменитого на весь мир месторождения.

Металл примерзал к рукам

Ямбург встретил стройотрядовцев неприветливо.

– Хотелось сразу же приступить к работе, но разыгрался буран, и пришлось целый месяц ждать когда распогодится, – вспоминает Анатолий Алексеевич. – С собой много вещей не брали: один рюкзак за спиной, а вот рубанки, топоры, ножовки тогда были в дефиците, потому были в наших чемоданах ценным грузом.

Новое предприятие нуждалось в свежих кадрах, и для них, в авральном режиме комсомольцы возводили жилье.

– Мы были на месторождении самыми молодыми, поэтому нам дали вагончики без отопления, дескать, здоровье крепкое, выдюжим. Мы смонтировали кровати в два яруса и установили тэны. Жили в тесноте, зато весело, – скромно улыбается ветеран. – И работали практически без выходных, посменно.

В арктические морозы, при минус 50, комсомольские бригады занимались монтажом жилых корпусов.

– Бывало, возьмешь винтик, а отпустить не можешь – примерз к пальцам. Подышишь на ладони, сунешь железку в варежку и вновь за работу. Из спецодежды у нас были: шапки-ушанки, кирзачи, фуфайки да валенки. Однако мерзнуть было некогда, мы круглосуточно обогревались кострами. Все мы были на виду, далеко от поселка в одиночку не ходили, поэтому ни о чем страшном не думали, – вспоминает Анатолий Алексеевич. – А вот однажды одной из смен вахтовых рабочих не повезло – ребята замерзли прямо в машине. Лютые морозы стояли, так и нашли их на трассе между Новым Уренгоем и Ямбургом…

Знали ли на Большой земле о рисках? Конечно знали и, тем не менее, парни и девушки рвались кто на БАМ, кто на месторождения. Одного желания трудиться было мало, нужно было еще заслужить доверие, получить комсомольскую путевку на одну из великих строек СССР.

Новый год наступает… в октябре!

Спрос с комсомольцев был строгий. Ребята, не считаясь с личным временем, активно включались в соцсоревнования, работали за себя и за того парня.

– Знаете, ведь, если партия сказала: надо, то комсомол отвечал: есть! Некоторые комсомольско-молодежные бригады уже в октябре, в начале ноября, отмечали Новый год, перевыполнив план на 120, а то и 150 процентов, – продолжил собеседник. – Все комсомольцы были профессионалами своего дела. А сколько приезжало с «левыми» документами…

Да, были и характерные для того времени уродливые явления. В погоне за «длинным рублем» на Крайний Север подтягивались аферисты с покупными дипломами и липовыми разрядами.

– И к нам такие «работники» пытались проникнуть. Но как до дела доходило, они даже не знали с какой стороны подойти к сварочному аппарату, да куда болт вставить при монтаже! – откровенничает наш герой. Покупные «корочки» на северах быстро становились ненужными бумажками. Мастерство нужно подтверждать делом, а оно-то у проходимцев как раз и не ладилось. И лишь комсомольская путевка была гарантией того, что ее обладателю можно доверять. До сих пор Анатолий Алексеевич бережно хранит этот судьбоносный документ.

– Мне памятно все, что связано с моим северным становлением. Здесь я приобрел все важные для себя качества, профессионально вырос как мастер и наставник, – рассуждает Анатолий Алексеевич. – Поэтому, напутствуя молодых, скажу одно: в юности надо спешить жить, торопиться совершать добрые и большие дела. Это лучший возраст для открытий и стремления вперед.


0

0

0

0

0

0



Темы