НОВОСТИДмитрий Артюхов завершил автопутешествие по Ямалу и обещал регулярно повторять поездки ОБЩЕСТВОНа Ямале стартовал сезон охоты на пернатую дичь ВЛАСТЬПравительство ЯНАО выделит полмиллиарда на покупку квартир на вторичном рынке НОВОСТИ«Там столько грязи, Кать, тебе понравится!» Больше сотни экстремалов пробежали «ТрансУрал» ОБЩЕСТВО Ямальцев зовут на «КедрФест» СПОРТЯмальская шахматистка сыграет на командном чемпионате Европы ПРОИСШЕСТВИЯХозяин заброшенного завода в Надыме осужден из-за гибели ребенка НОВОСТИКак распознать в любимом «домашнего боксера» и вовремя сбежать НОВОСТИ«Ворота Ямала»: что мешает развиваться придорожному сервису? ЭКОНОМИКАБольше половины оленей в ЯНАО привили от «сибирки» ОБЩЕСТВОВ Салехарде убрали огромную бесхозную свалку ЗДОРОВЬЕОтделения Новоуренгойской ЦГБ приводят в соответствие нормам СанПин ВЛАСТЬГубернатор завершает недельный трип по Ямалу ОБЩЕСТВОНа Ямале даже обеспеченным многодетным предложат деньги вместо земли НОВОСТИУже водят сканерами по земле. В Губкинском покончат с дефицитом новостроек ПРОИСШЕСТВИЯВ Салехарде мотоциклист сбил ребенка ЭКОНОМИКАВ Ямальском районе разработают запасы в 4 млрд кубометров газа ПРОИСШЕСТВИЯГлухонемой ямалец убил безрукого собутыльника кирпичом ВЛАСТЬ«Мы потеряли настоящего патриота Ямала» Губернатор выразил соболезнования в связи с кончиной Анатолия Острягина ПРОИСШЕСТВИЯЯмалец получил 10 суток ареста за долг перед собственным сыном НОВОСТИ#ЯНеХотелаУмирать. Ямальские жертвы домашних тиранов решились на откровенность ОБЩЕСТВОМесячник безопасности «Внимание – дети!» стартует на Ямале ОБЩЕСТВОИ девушку обязательно! В Ноябрьске усложняют «Северную жару» НОВОСТИНекурящих ямальцев предлагают поощрять грамотами и деньгами ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске ищут 16-летнего детдомовца

  • В гости к паромщикам: как живут люди между Салехардом и Лабытнанги

    02.08.2018 10:47:00

    В гости к паромщикам: как живут люди между Салехардом и Лабытнанги КРАСНЫЙ СЕВЕР / Ирина Гильфанова

    На паромной переправе Салехард – Лабытнанги солнечно и ветрено. Один за другим каждые 15 минут к берегу пристраиваются паромы – единственная возможность перебраться через Обь летом. Самый большой из них теплоход РТ-660 только что причалил к берегу. Судно с 1980 года на плаву и до сих пор исправно выполняет «свои обязанности». И это все благодаря экипажу. Каждую весну со всей страны сюда приезжает команда из шести человек. Вот уже три года ее состав не менялся, экипаж проверенный и надежный. Почти все знали друг друга до того, как попали на Обь.

    С апреля, пока баржи ждут на постое, команда проверяет и ремонтирует «начинку». В мае начинаются первые переправы и так вплоть до ноября. Сейчас у паромщиков «экватор» сезона. Пока большинство северян греются на курортах, на теплоходе живут и работают пять моряков и один повар.

    – Не моряки мы, а речники, – подмигивает мне капитан РТ-660 Анатолий Паникидников, когда я поднимаюсь на четвертый этаж теплохода.

    P1080763.jpg

    Капитан Анатолий Паникидников давно мог отдыхать на пенсии, но за сорок с лишним лет «прикипел» к флоту. Такая судьба устраивает и моториста-рулевого Олега Черепанова (на заднем плане)

    Капитану на пенсии не сидится

    Каждый день РТ-660 делает в среднем по 26-30 рейсов. В рулевой рубке, где все рабочее время проводит капитан, стены – сплошные окна, а навигационное оборудования – разного рода передатчики, кнопочки и рычажки, которые исполняют роль штурвала. Рулевой почти всегда смотрит прямо на баржу или голубую рябь воды в Оби через темные стекла солнцезащитных очков.

    Анатолий Паникидников на этом теплоходе работает уже пять лет. Приехал на Ямал из Томска, когда остался без работы – его судно сдали на холодный постой:

    – Я никогда не думал, что на севере окажусь. Раньше бы сказали – не поверил. А теперь это в порядке вещей. У нас же сейчас многие работают вахтовым методом.

    Капитану 63 года. На пенсию вышел 13 лет назад, но о том, чтобы остаться дома и речи не было.

    – Я на флоте с 18-ти лет, в должности капитана с 1978 года. В этом году 44-я навигация! Видимо, привычка у меня такая. Как весна приходит, уже без этого не могу – тянет, – рассказывает старый речник.

    Трехэтажка на волне

    Привычка эта есть, кажется, у каждого члена экипажа. Почти у всех родители были как-то да связаны с судоходством. С детства знают, что такое жизнь на воде. А за долгие месяцы, проведенные на теплоходе, привыкаешь даже к тарахтению и постоянной тряске – потом и уснуть без этого не можешь.

    – Нас ведь всех детьми брали на теплоходы. У меня мама была поваром, папа – капитаном, – рассказывает рулевой моторист Виталий Антошин.

    Голубые глаза речника смотрят вдаль, не моргая, когда мои щурятся и слезятся. Они и неоново-желтый жилет – самое яркое в облике Виталия, у которого от арктического солнца ресницы и волосы стали совсем белыми, а кожа приобрела рыжеватый загар. Зимой он живет в Колпашево, что в Омской области, а летом – здесь. Вот уже три года.

    – Во-первых, это большой теплоход. Посмотрите, сколько у нас кают! Три жилых этажа, всем есть место, – разводит руками Виталий, пока мы петляем по чистеньким коридорам судна. – Во-вторых, очень комфортно и тепло, все есть: душ, туалет, кухня. Ну и, в-третьих, команда сплоченная, все дружим.

    P1080753.JPG

    Для команды теплоход становится вторым домом. Для комфортного проживания здесь есть всё – от теплого одеяла до утюга

    Мы проходим мимо небольших кают, в каждой из которых, кроме кровати, шкафа и стола, есть умывальник, телевизор и утюг. На первом жилом этаже есть небольшая столовая, где уже накрыт полный стол к обеду: салат из огурцов и помидоров, жареная ряпушка, окрошка, нарезанный арбуз и чай с печеньем. Хозяйничает здесь Оксана Казакова – единственная женщина в экипаже. Благодаря ей, речники всегда сыты, а столовую украшает букет полевых цветов.

    – Они у меня все едят. Утром кашка, яичница, днем супчик, вечером могу пельмени или манты сделать, на праздники – торт и шашлыки, – улыбается Оксана.

    Всю жизнь она проработала поваром на речном флоте вместе с мужем, рулевым мотористом Алексеем, а на РТ-660 они возвращаются уже девять лет подряд.

    – Мы живем на Алтае, но там работы особо нет, зарплаты маленькие. Все на север едут за заработком, – рассказывает Алексей Казаков. – Конечно, смотришь, люди на море летом едут, тоже хочется. Но у нас зимой отдых будет. А работа есть работа, от нее никуда не денешься.

    P1080789.jpg

    Для Алексея Казакова и его жены Оксаны это уже девятая «вахта» на РТ-660
    P1080774.JPG
    О присутствии женщины на корабле свидетельствуют цветы и идеальная чистота (чему мы сильно удивились: не пылинки!)
    P1080792.JPG

    Засядешь ненадолго – затянет навсегда

    Действительно, дел на экипаж из шестерых человек хватает. Пока Оксана готовит на маленькой кухне, мужчины трудятся на большом пароме. График нормированный, но необычный: шесть через шесть часов, раз в три дня дежурство в ночь. Выходных нет, но если хочется, то можно сойти с судна и прогуляться по земле. Сегодня, например, механик ушел на несколько часов подышать воздухом в лесу.

    P1080757.JPG

    Самое сложное, как говорят в один голос все речники, перевозить машины и людей в шторм или просто сильный ветер, потому что теплоход сдувает и шатает в разные стороны. Тогда вся ответственность переходит в руки капитана Паникидникова и трех рулевых мотористов: Алексея Казакова, Виталия Антошина и Олега Черепанова. В их обязанности входит погрузка машин на баржу, уход за движками, поддержание чистоты на теплоходе и, если капитан не может, управление судном.

    – Жить на флоте очень интересно. Веселее было, конечно, когда мы молодыми были, бегали всюду, а сейчас спокойнее, – говорит Алексей Казаков. – Если здесь хоть ненадолго засядешь, то все – затянет навсегда. Теплоход – наш второй дом на каждые полгода.

    Автор

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...