Общество
В Ноябрьске разразилась «война» из-за покраски подъезда
Мастера появились на лестничных площадках июльским утром и принялись шустро орудовать кистями. Через неделю бригада свернула инструменты: готово! На стенах свеженькая розовая краска зияла синими проплешинами старого покрытия, побелка приняла на себя случайные подтёки...
Тогда, летом 2019-го, в третьем подъезде этого многоквартирника в Ноябрьске нашлась одна-единственная жительница, которая эти «художества» назвала безобразием. И пошла к руководству ТСЖ «Ноябрьский квартал» узнать, вдруг это не ремонт, а так сказать его черновик? Но председатель, будучи в отпуске, не обнадежил: работы в подъезде завершены.
Лариса Епишева – подкованная собственница, много лет работала в журналистике, в сфере ЖКХ ЯНАО и Тюменской области. И решила не спускать подрядчику откровенную халтуру.
Скоро она выяснила, что вся причитающаяся за труды сумма уплачена авансом. Почему такая щедрость, лишающая возможности финансово влиять на ход работ?
Тогда женщина обратилась в ТСЖ с просьбой предоставить документы на ремонт, но получила отказ. Обращение в департамент Госжилнадзора ЯНАО вышло более результативным: выяснилось, ремонт всё-таки не завершен, он продолжится в теплый период 2020 года. Причина такого переноса – председатель установил факты ненадлежащего исполнения работ подрядчиком.
– Возникает вопрос, почему в июле эти работы не были продолжены? Почему подрядчик не устранил недостатки сразу, почему председатель не разорвал отношения с ним, а договор заключался на заведомо ущербных для собственников условиях? – вопрошает ноябрянка, подчеркивая, что все эти «почему» так и остались без вразумительного ответа.
Год спустя – и всё по новой
Тепло в 2020-м пришло раньше обычного, но разразилась пандемия. Только в августе мастера появились в подъезде. Женщина следила пристально, договорилась с председателем ТСЖ, что будет участвовать в приемке сделанного. И не зря. После покраски синих проплешин стало меньше, но остальные недочеты остались.
– В начале сентября я случайно узнаю, что акт о выполнении работ подписан еще 25 августа, – возмутилась женщина, у которой стало ещё больше вопросов к ТСЖ. Ее попытка получить документы по ремонту потерпела очередное фиаско. Их предоставили только после обращения в надзорные органы.
Сейчас Лариса Викторовна опасается, что после того, как председатель ТСЖ взял самоотвод, объединение ликвидируют, халтурщики выйдут сухими из воды, а жильцам придется исправлять недочеты за собственные деньги. Последние, кстати, не сильно стремятся занять сторону соседки. Ведь дальнейшие разбирательства могут потребовать затрат на экспертизу ремонта и обращение в суд...
Управдом претензий не принимает
Взявшись за эту историю, в «КС» сначала предположили, что раз в поле всего один воин, ремонт оценен женщиной очень субъективно. Однако скоро выяснилось, что спор по качеству работ перешел в личный конфликт. Акт же подписан шестью собственниками, хотя фотофакты, которые предоставила обратившаяся, реально напрашиваются на «комплименты». Криво, косо, тяп-ляп – в детских раскрасках стараний больше.
Председатель ТСЖ Павел Логанов в комментарии для «КС» подтвердил, что покидает пост. Причиной назвал взаимоотношения с основным работодателем и свой отъезд в Москву.
Претензии ноябрянки экс-руководитель не принимает от слова совсем – все надумано, жалобы не соответствуют действительности. Товарищество, мол, выполнило все требования по организации текущего ремонта, в котором покраска и побелка составляют менее трети объема работ. Жильцы сами выбрали цвет подъездных стен и подрядчика – из предложенных. Услугу оплатили вперед потому, что с компанией сотрудничали ранее, она даже предоставляла ТСЖ отсрочку платежа.
– Работы выполнены в бОльшем объеме, чем предусмотрено сметами, – подчеркнул собеседник.
Он пояснил, что в 2019 году планировалась двойная покраска стен, но она не перекрыла старый синий цвет. В этом году нанесли еще три слоя, причем подрядчик за допработу не получил ни копейки. Результат принимали с собственниками, участвовали и жители злополучного подъезда.
Что дальше?
После увольнения Логанова собственникам придется выбирать новое руководство. По словам управляющей ТСЖ Натальи Киприяновой, речи о том, чтобы ликвидировать товарищество, не идет. Оно не только работает, но и показывает внушительные результаты. К примеру, два раза в год полностью оплачивает за жильцов услугу теплоснабжения.
Ситуацию с ремонтом управляющая не комментирует, говорит, что дальнейшие шаги будут зависеть от собственников и правления. Решение будут принимать после выводов правоохранительных и надзорных органов, куда, как известно «КС», обратились и недовольная собственница, и экс-председатель.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Пишите претензию, проводите экспертизу и в суд
Собственников часто называют пассивными, критикуют за инертность и нежелание отстаивать интересы своего дома. В Ноябрьске история иная. Активная и грамотная жительница уже потратила уйму времени на то, чтобы попробовать доказать свою правоту. И точку ставить рано.
Разобраться в нюансах «КС» помог эксперт – Сергей Берденёв, заместитель директора департамента Госжилнадзора ЯНАО, возглавляющий Ноябрьский отдел.
– Решение о проведении текущего ремонта, как это сказано в Жилищном кодексе РФ, относится исключительно к компетенции собрания собственников помещений в многоквартирном доме, – пояснил собеседник.
Предложения по объемам и стоимости формирует правление на основании ежегодных осмотров здания. Исполнители услуг отбираются в рамках стандартов, указанных в Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года. В документе, в частности, говорится, что выбирать подрядчика ТСЖ может и на конкурсной основе.
В свою очередь, требования к содержанию и ремонту содержатся в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Госстроем в 2003 году. Помимо этого, существуют специальные своды правил, например, требования к малярным работам указаны в СП «Изоляционные и отделочные покрытия».
Собеседник подчеркнул, что Госжилнадзор в рамках своих полномочий может провести проверку действий ТСЖ только по содержанию дома, а не по качеству ремонта. При проверках, конечно, учитывается состояние стен, но вынести вердикт о ненадлежащей покраске специалисты департамента не могут.
– Если собственники решили, что работы проведены некачественно, они могут написать претензию в ТСЖ. Правление обязано рассмотреть эту жалобу, принять решение и дать ответ. Если он не устраивает, то тогда граждане вправе обратиться в суд, – отметил Сергей Берденёв.
При рассмотрении иска, возможно по решению суда, понадобится платная экспертиза, которая даст заключение о качестве работ. Если иск будет удовлетворен, затраты лягут на плечи ответчика.
По данным «Красного Севера», по «красочному делу» и обращению активной собственницы из Ноябрьска надзорное ведомство в рамках своих полномочий собирается вынести предостережение. За то, что ТСЖ не разместило в ГИС ЖКХ в полном объеме информацию по договору подряда, касающемуся проведенных ремонтных работ. Оценивать их качество, как сказано выше, представители департамента не вправе.
Поэтому придется неравнодушной жительнице, если удастся – то не в одиночку, а с соседями, воевать с последствиями ремонта в судебных инстанциях или смириться с тем, что и так сойдет…