НОВОСТИИнтернет на Ямале может перегореть? СПОРТСалехардцы преодолели «Олимпийскую милю» ЗДОРОВЬЕ15 продуктов для шоколадного загара. Советы отправившимся на юга ямальским отпускникам ЭКОНОМИКАВ пределах нормы. Падеж оленей в Тазовском районе на контроле властей ОБЩЕСТВООтдых в порядке. Ямальские проверяющие готовы лично убедиться в этом в оздоровительных лагерях Тюмени ОБЩЕСТВОВ России изменились правила выезда детей за границу ОБЩЕСТВОИнтересное за ночь: Анатолий Карпов верит в победу Александры Горячкиной, китаец создал бота для переписки с возлюбленной, а Нотр-Даму не отдали обещанные пожертвования ВЛАСТЬЕдинороссы определились с кандидатами на выборы в салехардскую Думу ПРОИСШЕСТВИЯНа Ямале утонули мужчина и ребенок ВЛАСТЬВ России осенью откроют цифровые избирательные участки ЗДОРОВЬЕМедицина перебирается в Сеть. Что из этого ямальцам? НОВОСТИГубернатор поздравил медиков с профессиональным праздником ОБЩЕСТВОЯмальские общественники инспектируют детские площадки ЗДОРОВЬЕВ Салехарде у доноров не смогли принять кровь на Всемирный день донора ОБЩЕСТВОЯмальский блогинг: есть ли шанс поднять миллион? ОБЩЕСТВОЯмальцы один за другим гибнут на воде ОБЩЕСТВОНовоуренгойские путешественники прошли мокрым волоком до Енисея ПРОИСШЕСТВИЯСалехардскую УК оштрафовали за сосульки на крышах ЗДОРОВЬЕНе бегать по кабинетам. Детскую диспансеризацию могут сократить до двух часов ПРОИСШЕСТВИЯМолодой житель Лабытнанги избил земляка за замечание (видеокадры) ЗДОРОВЬЕНоябрьские врачи вернули к жизни мужчину после клинической смерти СПОРТГубернатор Ямала сыграл с гандболистами из Салехарда ЭКОНОМИКАСтарейшему месторождению Ямала пророчат большие перспективы ОБЩЕСТВОНа Ямале подвели итоги «Диктанта Победы» НОВОСТИВ Арктическом регионе вновь падал снег и ветер завывал. Когда потеплеет?

  • Ямальский дуэт поет песни... для глухих

    19.12.2018 08:11:00

    Ямальский дуэт поет песни... для глухих Мария Коробова / КРАСНЫЙ СЕВЕР
    Александра Михайленко отказалась от слухового аппарата и приспособилась в мире полутишины. 
    За долгие годы она научилась понимать окружающих и теперь объясняет другим, как услышать глухих.

    Александре было около трёх лет, когда она почти полностью потеряла слух. Переболела воспалением легких, осложнения появились после приема антибиотиков. В начале шестидесятых много детей пострадало от сильных препаратов, объясняет собеседница. 

    Уже став старше, она встретила много ровесников с такими же проблемами. Поначалу родные не поняли, что происходит – девочка бегала, говорила и вдруг однажды замолчала. 

    – Мама схватила меня в охапку и повела к врачам, выяснилось, что я слышу только на тридцать процентов. Молчала я два года, потом меня отвезли в Москву, чтобы восстанавливать речь по системе Леонгарда и использовать остатки слуха. Специальными приспособлениями ставили язык, чтобы перед зеркалом заново вырабатывать артикуляцию, запоминать, как выглядит произношение каждой буквы. О жестовой речи тогда разговоров не было, мы о ней просто не знали.  

    «Голова была квадратной…»

    К первому классу девочка разговаривала и читала по слогам. В этом большая заслуга ее матери, которая трудилась на двух работах, но использовала каждую минуту, чтобы заниматься с дочкой, брала ее всюду с собой. Маленькая Саша проговаривала слова и звуки, сидя под прилавком магазина и рядом с установкой на швейной фабрике, – практиковаться нужно было постоянно. 

    В школу ее принимать не хотели, в классе было 45 учеников, которым требовалось воспитание, а тут еще и полуглухая девочка – как заниматься с ней, просто не понимали. Но родители настояли, а особенная первоклашка показала хорошую успеваемость, хотя далось это почти что адским трудом.

    – Слуховые аппараты были очень примитивными. Хотя меня всегда сажали за первую парту, смешивались все звуки: голос учителя, шелест тетрадных страничек, звуки шагов. Голова была просто квадратной, хотелось закричать и убежать. На уроках я понимала 20–30 процентов материала, приходила домой, мы с мамой открывали учебник и начинали проходить темы заново, – вспоминает собеседница.

    Жестовый язык как ультиматум 

    Хотя Александра научилась хорошо ориентироваться по артикуляции, в общей школе она закончила только 7 классов. Начались проблемы со здоровьем, с уроками пришлось попрощаться, и тут случайно освободилось место в школе для слабослышащих, где она и закончила основное образование. 

    Язык жестов пришлось осваивать в техникуме при Ленинградском восстановительном центре. Его называли «страной глухих в Советском Союзе», там учились и преподавали инвалиды по слуху. При учреждении был учебный комбинат и производство, Александра решила получить специальность радиомонтажника. На практике работала на конвейере на сборке магнитофонов и первых советских цветных телевизоров, паяла элементы лучше всех и даже порой получала зарплату выше, чем у персонала. 

    – Это была такая реальная свобода, учеба и работа мне очень понравились, – говорит женщина. – Но было одно «но». Меня поселили в комнату с абсолютно глухой девушкой, которая вообще не понимала речи, а только знала язык жестов. Мне поставили своеобразный ультиматум. Захочу общаться – выучу жестовую речь. Пришлось осваивать, и потом меня уже сажали рядом с телевизором, чтобы я делала сурдоперевод популярных познавательных передач. Например, ребята хотели знать, о чем рассказывают в «Утренней почте» или «В мире животных», приходили ко мне в комнату и просили помочь. Для меня это было хорошим стимулом и практикой.

    Кричать не надо, чтобы общаться, нужен только человек      

    В Надыме Александра долгое время работала почтальоном, а в 47 лет поступила на бюджетное место в университет, чтобы выучиться на социального работника. Получила диплом и даже некоторое время трудилась по специальности, но нагрузки оказались велики, даже слух постепенно падает. В повседневной жизни барьеры встречаются на каждом шагу, например, общению мешают перегородки на стойках в банке, высокий голос собеседника, или даже усы и борода.

    – Многие думают, что со слабослышащими нужно разговаривать криком. Но нам кричать не нужно, важна артикуляция. Мы улавливаем звук, смотрим за произношением, мимикой и эмоциями. Всё это позволяет «нарисовать картину», поэтому нужен только человек. С вами я прекрасно общаюсь речью, с глухими – языком жестов. Сейчас очень хочу сделать между всеми нами мостик понимания, – делится планами собеседница.

    Поэтому сейчас Александра занимается с волонтерами. Надымскую молодежь обучает языку жестов. 

    – Жестовый язык постоянно меняется, дополняется новыми словами, которые входят в нашу жизнь, – объясняет она. – А еще, как в каждом регионе, есть своя специфика речи, так и здесь можно одни и те же термины показывать немного по-другому. Поэтому мы постоянно думаем, как правильно и красиво показать жест, играем образами и будто поем. Вот она песня для глухих.  

    Барьеры сломает и песня

    Александра вместе с подругой Екатериной Беляевой решили сделать жестовый язык средством не только для общения, но и для творчества. Когда собирались вместе с друзьями, жестами «подпевали» известным исполнителям. Захотелось и самим выйти на сцену – так десять лет назад появился коллектив «Поющие руки». Дуэт отчасти слышит музыку, разучивает тексты композиций, а потом исполняет их на языке жестов. Исполнительницы уже показывали себя на различных фестивалях и занимали призовые места. 

    – Всё должно быть очень выразительно. Нужно красиво и правильно показать, чтобы в зале поняли не только слова, но и эмоции, которые в них заложены, – говорит Екатерина. – Мы выступаем для всех, как для глухих, так и для слышащих. Это не просто сурдоперевод песен, это своеобразный мостик творчества, который должен сблизить всех нас.
    Мария Коробова

    Автор
    causamovens_57@mail.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...