Муниципальная реформа в ЯНАО. 12 самых важных вопросов | «Красный Север»
0°C

Политика

Муниципальная реформа в ЯНАО. 12 самых важных вопросов

В трех муниципалитетах – Пуровском, Надымском и Тазовском районах – проходят публичные слушания по поводу преобразования в муниципальные округа. На встречах с населением звучат самые разные темы, в селах хотят знать, как перемены отразятся на их жизни?


Ответить на самые частые вопросы, которые поднимаются на публичных слушаниях, «Красный Север» попросил эксперта, исполнительного директора Ассоциации «Совет муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа» Алексея Осипова.

– Алексей Николаевич, для начала расскажите, на каком этапе обсуждения эта тема сейчас находится на местах?

– Сама идея создания муниципальных округов прозвучала во всех трех районах в феврале. Обсуждение продвигается разными темпами. 

Например, в Надымском районе уже во всех поселениях прошли публичные слушания и люди одобрили идею создания муниципального округа. Более того, Собрания депутатов во всех 9 поселениях согласились на преобразование. Последние решения приняты 4 марта. О чем это говорит? О том, что Надымский район в шаге от реформы. Если и районные депутаты дадут согласие, то инициатива о преобразовании Надымского района в одноименный муниципальный округ будет рассмотрена Законодательным Собранием Ямала.

Фото предоставлено администрацией Надымского района
Фото предоставлено администрацией Надымского района

– А как обстановка в Тазовском и Пуровском районах?

– В Тазовском районе тоже прошли публичные слушания, окончательное слово за депутатами. В Пуровском районе обсуждение намечено на вторую декаду марта.

Все это очень важно и для населения, и для власти. Основная цель создания муниципальных округов – повысить прозрачность системы управления. Прозрачной и понятной для жителей должен быть и сам процесс принятия решения.

– Муниципальная реформа находит поддержку у ямальцев?

– Многие одобряют перемены. Опрос, который проводил ВЦИОМ по инициативе нашей ассоциации в конце прошлого года, это подтверждает.

Тогда жителей городских и сельских поселений спрашивали о том, как они относятся к возможности преобразования районов в муниципальные округа. До 90 % опрошенных поддержали меры, которые влекут за собой образование муниципальных округов.

Сейчас собрания, на которых депутаты стараются аргументировать свою идею, проходят во всех поселениях. Возьмите Находку, в которой 1365 жителей. Из них 97 человек пришли на слушания, это немало. И 95 проголосовали за реформу. Остальные двое воздержались.

– В чем плюсы реформы, что она может изменить к лучшему?

– Сегодня в районах двухуровневая система власти. Бывают ситуации, когда район и поселения выясняют, к чьим полномочиям относится решение очередной проблемы. После реформы это прекратится. Полномочия на местах будут четко распределены, дублирование муниципальных функций на одной территории – исключено. Решение всех вопросов сосредоточится в одних руках.

Вдобавок с преобразованием в муниципальный округ будет упразднен депутатский корпус поселения. Произойдет экономия расходов на выборах. По трем районам это примерно 36 миллионов рублей (в среднем 12 миллионов на район). Эти деньги можно и нужно направить на более важные направления: социалка, благоустройство, дороги, освещение, ремонт водопровода и так далее.

– Власть в деревнях останется. Значит, людям точно не придется ездить за справками в райцентр?

– Конечно, нет. Функции сельских администраций смогут выполнять территориальные администрации муниципального округа. Другие регионы, где муниципальная реформа уже стартовала, кстати, пошли по этому пути.

Объем услуг, предоставляемый сегодня местной администрацией поселения, не уменьшится, а может, даже увеличится, поскольку на этих территориях будут реализовываться и полномочия муниципального округа. И еще. Руководители этих территориальных администраций будут подчиняться главе муниципального округа. Это позволит одинаково эффективно и централизованно организовать работу во всех населенных пунктах.

Фото предоставлено администрацией Тазовского района
Фото предоставлено администрацией Тазовского района

– Объединение поселений в муниципальный округ не приведет к сокращению социальной инфраструктуры – ФАПов, школ и других учреждений?

– Во-первых, медицинские учреждения не подведомственны муниципалитетам, с 2012 года – они в компетенции ЯНАО. Поэтому никакой связи между ними и муниципальной реформой нет и быть не может.

То же самое по школам. Дети как учились, так и продолжат получать образование. Клубы и дома культуры как работали, так и будут работать. Это не имеет отношения к преобразованиям.

Важно и то, что все населенные пункты сохранятся, а значит, сохранятся и сельские льготы, положенные жителям сельской местности.

– И все-таки как же без депутатов? Без народных избранников в селах? Не нарушаются ли здесь избирательные права граждан?

– На этой теме уже начались спекуляции, поэтому подчеркну: образование муниципального округа не влечет за собой ограничения избирательных прав граждан!

Объясню. Жители могут и должны избирать представителей от своей территории в думу муниципального округа. То есть она будет формироваться из депутатов, избранных на местах, что позволит учитывать мнение жителей всех населенных пунктов. Наверняка, доверие выскажут проверенному человеку, депутату, который реально работает, слышит чаяния и помогает, а не просто числится в поселковой думе и «козыряет» депутатским статусом.

– Количество населенных пунктов в составе муниципального округа не изменится. Останутся доплаты сельским учителям и врачам. На что еще реформирование не повлияет?

– Почтовые адреса, регистрация по месту жительства, ИНН и ОГРН юридических лиц, даже название района – также сохранится. В повседневной жизни люди не почувствуют дискомфорта от того, что район стал муниципальным округом.

– Не меньше сохранности сельских льгот, жителей волнует квартплата. В некоторых районах тарифы на ЖКУ единые во всех поселениях, где-то разнятся. Например, в Тазовском районе, в Гыде, другие расценки на воду, тепло. Может ли преобразование района в муниципальный округ повлиять на изменения уровня оплаты за ЖКУ?

– Коммунальные тарифы формируются для конкретной ресурсно-снабжающей организации, независимо от статуса территории, на которой она расположена. Думать, что муниципальная реформа может повлиять на изменение квартплаты – неверно. Как неверно связывать муниципальную реформу с изменениями ставки земельного налога. Да, сейчас утверждение ставки земельного налога – прерогатива поселковой власти.

Но независимо от статуса муниципального образования при утверждении ставки земельного налога применяется дифференцированный подход с учетом специфики населенных пунктов: количество населения, удаленность от развитой инфраструктуры и так далее.

Публичные слушания в поселке Тазовский. Фото предоставлено районной администрацией
Публичные слушания в поселке Тазовский. Фото предоставлено районной администрацией

– Рассмотрим такие простые вопросы, как уборка снега. Сейчас жители дошли до местного главы, пожаловались, он направил транспорт, дороги почистили. А если центр принятия решений – муниципальный округ? Кто ближе к народу?

– Власть, которая считает народ своим. И неважно, это глава поселка или района. Сегодня, если жителей не устраивает качество уборки снега, они не идут к главе поселка, они пишут в социальных сетях главе района, губернатору, президенту. И это еще раз доказывает, что важен не статус власти – поселенческая она или районная, а качество работы этой власти, насколько она способна грамотно и оперативно решать проблемы людей.

Взять те же дороги. Требования к содержанию автомобильных дорог установлены ГОСТ и едины для всех. Подрядчики должны исполнять их в точности. Насколько качественно чиновники контролируют эту сферу, настолько качественно подрядчики выполняют работу.

Другое дело, что не всегда в селах хватает компетенции грамотно спрашивать с подрядных организаций и применять штрафные санкции. И это еще раз возвращает нас к тому, что муниципальная реформа предполагает повышение прозрачности системы управления муниципальным округом и четкое распределение ответственности.

– А жители смогут контролировать расходование бюджетных средств? Если это уже не бюджет поселения, а единый бюджет муниципального округа?

– Конечно, любой гражданин может изучить документы о бюджете района, города, округа, все они в открытом доступе. Вопрос только в желании людей участвовать в жизни своего поселка, решать, на что пойдут бюджетные деньги. И возможность такая сегодня есть. Например, в рамках проекта инициативного бюджетирования.

– По вашему мнению, когда начнется муниципальная реформа на Ямале?

– Все организационные преобразования в конкретном районе смогут начаться только после того, как законодательная инициатива поступит на рассмотрение в региональный парламент и будет принят соответствующий закон о преобразовании этого самого района (Тазовского, Надымского или Пуровского) в муниципальный округ. Это не быстрый процесс. Думаю, от властей потребуется разработать поэтапный план. Потому что, как говорят главы муниципальных образований, процесс преобразования районов в округа должен быть безболезненным, жители должны почувствовать от перемен только плюсы. Поэтому любые решения, которые будут приняты в дальнейшем, должны быть взвешенными.


Олег Матвеев


0

0

0

0

0

0



Темы

Надымский район, Ямальский район