Здоровье
Медицина перебирается в Сеть. Что из этого ямальцам?
Не за горами тот день, когда через интернет можно будет не только к врачу записаться, но и пройти дистанционное обследование. Достал из кармана смартфон, ответил роботу с IQ гения на серию вопросов, получил диагноз. Фантастика? Отнюдь…
Телемедицина, то есть оказание услуг в сфере здравоохранения с использованием технологий связи, заинтересовала крупнейших российских игроков на рынке IT. Так, «Яндекс» еще с весны 2017-го развивает собственный сервис «Яндекс.Здоровье», на котором кроме консультаций с врачами доступны медицинские статьи и справочник лекарств. О начале деятельности в этой сфере за два последних года объявила вся «большая четверка» мобильных операторов (правда, еще в феврале приложение «Мегафона» перестало работать: компания прекратила сотрудничество с медицинским партнером и сообщила о грядущей «перезагрузке» услуги, пишут «Ведомости»). «Ростелеком» нынешней весной предъявил публике сразу два проекта – услугу «Ростелеком Здоровье» и платформу «Электронный доктор». И это еще не считая решений других фирм…
Именно это направление вызвало больше всего вопросов и у региональных журналистов, общавшихся в ходе недавнего пресс-тура в Петербург с руководством МТС. Представители оператора рассказали о возможностях, перспективах и «подводных камнях» телемедицины.
Пациентов расспросит ИИ
– Это зарождающийся тренд. Медицина, как и образование, будет уходить в Сеть, благодаря которой эти услуги станут доступными для всех, прежде всего – в регионах, – уверен Алексей Корня, президент МТС. Количество обращений в сервис SmartMed, запущенный оператором совместно с сетью клиник, растет на 30–40 % в месяц, уточняет Владимир Хренков, директор центра инноваций компании. Но медработники, говорит он, к новинке пока относятся осторожно:
– Телемедицина будет внедряться, наверное, с той же скоростью, с какой в свое время внедрялась программа ДМС. Первое время ей пользовались доли процента…
В «Мобильных ТелеСистемах» намерены подключить к общению с пациентами еще и искусственный интеллект. ИИ собственной разработки сейчас самостоятельно, без вмешательства людей, обслуживает более 80 % обращений абонентов оператора, сообщил руководитель профильного направления в инновационном центре Аркадий Сандлер. Подобному роботу планируют отдать на откуп и опрос пациентов перед сеансом связи с врачом. Выяснив симптомы у пользователя, программа порекомендует ему, к какому специалисту обратиться, а тому – сразу выдаст для проверки вероятный диагноз. Кроме того, систему учат распознавать изображения – истории болезни, результаты исследований и анализов. Она уже показывает точность диагностики на уровне среднестатистического московского врача, заверяют представители оператора.
Вот только… как раз диагностикой в этой сфере заниматься нельзя: нормативная база не велит. Оказание телемедицинских услуг регулирует федеральный закон, вступивший в силу с начала 2018-го, а конкретизирует правила прошлогодний приказ Минздрава. Он предусматривает возможность медицинской помощи без посещения клиники, но – путем проведения консультаций и консилиумов, дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациентов и выявления необходимости в очном приеме.
Без визита к врачу – никак
Итого – постановка официального диагноза и назначение курса лечения в любом случае потребуют минимум одной встречи с доктором, констатируют в компании. Лишь потом тот сможет контролировать или корректировать процесс удаленно, в том числе выписывая пациенту электронные рецепты. Притом сейчас айтишники сотрудничают с медицинскими организациями лишь в отдельных городах страны. Так, врачей DOC+, с которыми работает черно-белый оператор, можно вызвать на дом в Москве, области и Питере. Клиники группы компаний «Медси», партнеров МТС, – в восьми городах, из которых ближайшие к Ямалу – в Югре. Но участвуют в программе всё равно пока лишь две столицы. В общем, для жителей округа утешительного мало.
– Бюллетени дистанционно тоже выписывать нельзя. Но в какой-то момент это все же произойдет. Электронные больничные – не только вопрос телемедицины, это вопрос в целом цифровизации экономики. Когда мы дождемся принятия закона, который регулирует вопросы дистанционной идентификации личности, можно будет это делать. Это часть общего процесса, – говорит Руслан Ибрагимов, вице-президент оператора по корпоративным и правовым вопросам и руководитель одного из проектных офисов АНО «Цифровая экономика» при Правительстве РФ. Требует дальнейшей проработки и регулирование самой сферы оказания медуслуг, считает он. По его информации, над частью ведомственных нормативных актов сейчас работает Минздрав.
Но деньги ведь за услуги – а все они, конечно, предоставляются на коммерческой основе – тоже просят уже сейчас, и платить их остается только за консультации. К примеру, Tele2 после первого, пробного месяца начнет взимать с абонента по пять рублей в день. Пользователи «Яндекса» оплачивают отдельно каждую консультацию – около пятисот рублей. «Ростелеком» предлагает несколько вариантов набора услуг – от одного фиксированного пакета (полторы тысячи рублей) до годовой подписки для трех пациентов (4,5 тысячи) – при этом во всех случаях к узким специалистам можно обратиться ограниченное число раз, «безлимитно» доступны только терапевты с педиатрами, и только для подписчиков.
Предложения некоторых из участников нового рынка входят в программы ДМС ряда страховых компаний. В рамках же системы ОМС в стране пока действуют только отдельные пилотные проекты, пишет «Коммерсантъ».
ДЕТАЛИ
И все-таки на Ямале это работает?
В округе телемедицину тоже развивают. Но немного другого профиля.
Уже упомянутый министерский приказ 2018 года предусматривает возможность оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий в двух видах – при взаимодействии докторов с пациентами и дистанционном общении врачей между собой. Они могут консультировать друг друга в сложных случаях или собрать виртуальный консилиум, чтобы вместе оценить состояние здоровья пациента. И это направление на Ямале работает уже несколько лет.
По данным СМИ, в округе есть три центра телемедицины – в Ноябрьске, Новом Уренгое и Салехарде. О дальнейшем развитии сферы на майской пресс-конференции говорил губернатор округа Дмитрий Артюхов. По его словам, «стоит задача – привести телемедицину во все лечебные центры, в отдаленные поселки. Это большая задача с точки зрения инфраструктуры связи. Но мы это сделаем, это в наших планах. Такая сеть будет развернута».
Оперативно выяснить в региональном департаменте здравоохранения, планируется ли предоставить самим ямальцам возможность напрямую общаться с докторами дистанционно, нам не удалось.
Разве что на сайте регионального Центра медицинской профилактики нашлась форма «Задать вопрос врачу» – ответ, конечно, поступит не тотчас же, его бесплатно подготовят и отправят на электронную почту, но и речь о жизни и смерти в вопросах, с которыми обращаются в центр, вряд ли идет. А несколько лет назад тут пробовали консультировать северян по скайпу. После перестали.
– Не то чтобы проект себя не оправдал, просто это требует отдельного времени, отдельной подготовки, – говорит Татьяна Шипулина, заведующая консультативно-оздоровительным отделением. – Скайп-конференции у нас проводились по теме правильного питания, их вела наша врач-эндокринолог Елена Свайкина. Она общалась с участниками акции «Красного Севера» «Ничего лишнего», с жителями Муравленко. Мы не отказываемся от такой формы взаимодействия, просто нужно обоюдное желание: на нас выйдут – откликнемся и поработаем совместно.