ОБЩЕСТВОНа Ямале 20 сентября обещают туман и прочие погодные «неприятности» ЖИЛКОМХОЗДве тысячи ямальских бизнесменов отучат от чужих контейнеров штрафами ЗДОРОВЬЕШкольники Аксарки десять дней будут учиться дома ПРОИСШЕСТВИЯЭкс-прокурор добивал раненую женщину лопатой ЖИЛЬЁМногодетным ямальцам предложили альтернативу земельному участку ЖИЛЬЁВ Запсибкомбанке действует сниженная ставка по ипотеке от 8,9% НОВОСТИПособие опекунам совершеннолетних на Ямале вырастет в три раза ЖИЛЬЁМногодетным ипотечникам «скинут» почти полмиллиона НОВОСТИДля ямальских пенсионеров пересчитали прожиточный минимум ПРОИСШЕСТВИЯНадымчанин мечтал стать оптовиком, а отправился в колонию НОВОСТИНоябрьск замер в ожидании: кто станет новым мэром? НОВОСТИЖители Ямала массово проходят тестирование на ВИЧ ОБРАЗОВАНИЕ«Опережая детские мечты». Под таким девизом в Ноябрьске проходит конкурс молодых педагогов НОВОСТИВеселый пес Ежик из Мыса Каменного вдохновил художников на создание арт-объекта ОБРАЗОВАНИЕВ итоговом сочинении ямальским выпускникам предложат написать о «Войне и мире» ПРОИСШЕСТВИЯВ авариях на Ямале пострадали два водителя и пьяный пешеход ОБЩЕСТВОКупите смартфон – получите 1000 рублей на баланс от Мотив ОБЩЕСТВОВ Ямальском районе запускают школу для грамотных родителей СПОРТСалехардцы пробегут «Кросс нации» НОВОСТИКак живут бездомные в Салехарде: ноль алкоголя и посильный труд ЖИЛЬЁСтарые снесут, новые построят: ноябряне отмечают новоселья НОВОСТИГаз станет основным источником энергии на ближайшие 50 лет ОБЩЕСТВОНа Ямале обсуждают меры по ограничению продажи алкоголя НОВОСТИБюджет Ямала пополнился почти на 20 миллиардов рублей ЖИЛКОМХОЗНовоуренгойская многоэтажка прославилась на всю страну

3...5°C

Конкурс Живем на севере
16+
  • Медицина перебирается в Сеть. Что из этого ямальцам?

    16.06.2019 09:17:00

    Медицина перебирается в Сеть. Что из этого ямальцам? Фото: inprojects.ru
    Не за горами тот день, когда через интернет можно будет не только к врачу записаться, но и пройти дистанционное обследование. Достал из кармана смартфон, ответил роботу с IQ гения на серию вопросов, получил диагноз. Фантастика? Отнюдь…
     
    Телемедицина, то есть оказание услуг в сфере здравоохранения с использованием технологий связи, заинтересовала крупнейших российских игроков на рынке IT. Так, «Яндекс» еще с весны 2017-го развивает собственный сервис «Яндекс.Здоровье», на котором кроме консультаций с врачами доступны медицинские статьи и справочник лекарств. О начале деятельности в этой сфере за два последних года объявила вся «большая четверка» мобильных операторов (правда, еще в феврале приложение «Мегафона» перестало работать: компания прекратила сотрудничество с медицинским партнером и сообщила о грядущей «перезагрузке» услуги, пишут «Ведомости»). «Ростелеком» нынешней весной предъявил публике сразу два проекта – услугу «Ростелеком Здоровье» и платформу «Электронный доктор». И это еще не считая решений других фирм…

    Именно это направление вызвало больше всего вопросов и у региональных журналистов, общавшихся в ходе недавнего пресс-тура в Петербург с руководством МТС. Представители оператора рассказали о возможностях, перспективах и «подводных камнях» телемедицины.

    Пациентов расспросит ИИ

    – Это зарождающийся тренд. Медицина, как и образование, будет уходить в Сеть, благодаря которой эти услуги станут доступными для всех, прежде всего – в регионах, – уверен Алексей Корня, президент МТС. Количество обращений в сервис SmartMed, запущенный оператором совместно с сетью клиник, растет на 30–40 % в месяц, уточняет Владимир Хренков, директор центра инноваций компании. Но медработники, говорит он, к новинке пока относятся осторожно:

    – Телемедицина будет внедряться, наверное, с той же скоростью, с какой в свое время внедрялась программа ДМС. Первое время ей пользовались доли процента… 

    В «Мобильных ТелеСистемах» намерены подключить к общению с пациентами еще и искусственный интеллект. ИИ собственной разработки сейчас самостоятельно, без вмешательства людей, обслуживает более 80 % обращений абонентов оператора, сообщил руководитель профильного направления в инновационном центре Аркадий Сандлер. Подобному роботу планируют отдать на откуп и опрос пациентов перед сеансом связи с врачом. Выяснив симптомы у пользователя, программа порекомендует ему, к какому специалисту обратиться, а тому – сразу выдаст для проверки вероятный диагноз. Кроме того, систему учат распознавать изображения – истории болезни, результаты исследований и анализов. Она уже показывает точность диагностики на уровне среднестатистического московского врача, заверяют представители оператора.

    Вот только… как раз диагностикой в этой сфере заниматься нельзя: нормативная база не велит. Оказание телемедицинских услуг регулирует федеральный закон, вступивший в силу с начала 2018-го, а конкретизирует правила прошлогодний приказ Минздрава. Он предусматривает возможность медицинской помощи без посещения клиники, но – путем проведения консультаций и консилиумов, дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациентов и выявления необходимости в очном приеме.

    Без визита к врачу – никак

    Итого – постановка официального диагноза и назначение курса лечения в любом случае потребуют минимум одной встречи с доктором, констатируют в компании. Лишь потом тот сможет контролировать или корректировать процесс удаленно, в том числе выписывая пациенту электронные рецепты. Притом сейчас айтишники сотрудничают с медицинскими организациями лишь в отдельных городах страны. Так, врачей DOC+, с которыми работает черно-белый оператор, можно вызвать на дом в Москве, области и Питере. Клиники группы компаний «Медси», партнеров МТС, – в восьми городах, из которых ближайшие к Ямалу – в Югре. Но участвуют в программе всё равно пока лишь две столицы. В общем, для жителей округа утешительного мало.

    – Бюллетени дистанционно тоже выписывать нельзя. Но в какой-то момент это все же произойдет. Электронные больничные – не только вопрос телемедицины, это вопрос в целом цифровизации экономики. Когда мы дождемся принятия закона, который регулирует вопросы дистанционной идентификации личности, можно будет это делать. Это часть общего процесса, – говорит Руслан Ибрагимов, вице-президент оператора по корпоративным и правовым вопросам и руководитель одного из проектных офисов АНО «Цифровая экономика» при Правительстве РФ. Требует дальнейшей проработки и регулирование самой сферы оказания медуслуг, считает он. По его информации, над частью ведомственных нормативных актов сейчас работает Минздрав.

    Но деньги ведь за услуги – а все они, конечно, предоставляются на коммерческой основе – тоже просят уже сейчас, и платить их остается только за консультации. К примеру, Tele2 после первого, пробного месяца начнет взимать с абонента по пять рублей в день. Пользователи «Яндекса» оплачивают отдельно каждую консультацию – около пятисот рублей. «Ростелеком» предлагает несколько вариантов набора услуг – от одного фиксированного пакета (полторы тысячи рублей) до годовой подписки для трех пациентов (4,5 тысячи) – при этом во всех случаях к узким специалистам можно обратиться ограниченное число раз, «безлимитно» доступны только терапевты с педиатрами, и только для подписчиков.

    1449858131949-2-260.jpg

    Предложения некоторых из участников нового рынка входят в программы ДМС ряда страховых компаний. В рамках же системы ОМС в стране пока действуют только отдельные пилотные проекты, пишет «Коммерсантъ».

    ДЕТАЛИ

    И все-таки на Ямале это работает?

    В округе телемедицину тоже развивают. Но немного другого профиля.

    Уже упомянутый министерский приказ 2018 года предусматривает возможность оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий в двух видах – при взаимодействии докторов с пациентами и дистанционном общении врачей между собой. Они могут консультировать друг друга в сложных случаях или собрать виртуальный консилиум, чтобы вместе оценить состояние здоровья пациента. И это направление на Ямале работает уже несколько лет.

    По данным СМИ, в округе есть три центра телемедицины – в Ноябрьске, Новом Уренгое и Салехарде. О дальнейшем развитии сферы на майской пресс-конференции говорил губернатор округа Дмитрий Артюхов. По его словам, «стоит задача – привести телемедицину во все лечебные центры, в отдаленные поселки. Это большая задача с точки зрения инфраструктуры связи. Но мы это сделаем, это в наших планах. Такая сеть будет развернута». 

    Оперативно выяснить в региональном департаменте здравоохранения, планируется ли предоставить самим ямальцам возможность напрямую общаться с докторами дистанционно, нам не удалось.
    Разве что на сайте регионального Центра медицинской профилактики нашлась форма «Задать вопрос врачу» – ответ, конечно, поступит не тотчас же, его бесплатно подготовят и отправят на электронную почту, но и речь о жизни и смерти в вопросах, с которыми обращаются в центр, вряд ли идет. А несколько лет назад тут пробовали консультировать северян по скайпу. После перестали.

    – Не то чтобы проект себя не оправдал, просто это требует отдельного времени, отдельной подготовки, – говорит Татьяна Шипулина, заведующая консультативно-оздоровительным отделением. – Скайп-конференции у нас проводились по теме правильного питания, их вела наша врач-эндокринолог Елена Свайкина. Она общалась с участниками акции «Красного Севера» «Ничего лишнего», с жителями Муравленко. Мы не отказываемся от такой формы взаимодействия, просто нужно обоюдное желание: на нас выйдут – откликнемся и поработаем совместно.

    Данил Колосов

    Автор
    +7 (34922) 4-70-30
    kdv-ks@mail.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...