Искусство поддерживать бизнес. Как общими усилиями сделать жизнь ямальцев качественнее | «Красный Север»
0°C

Экономика

Искусство поддерживать бизнес. Как общими усилиями сделать жизнь ямальцев качественнее

Семь вопросов руководителю окружного центра «Мой бизнес» о том, как начать свое дело, получить поддержку и стать успешным.

Время для чтения ~ 8 минут


На Ямале за последние пять лет каждый третий предприниматель воспользовался поддержкой, которую оказывает центр «Мой бизнес». Чем помогают, как поддерживают и какие ниши в регионе еще не заняты, рассказал управляющий Фондом «Агентство ЯНАО «Мой бизнес» Александр Курзаев.

– Александр Александрович, ввиду объективных причин наш округ по количеству предпринимателей — не самый многочисленный. Вы, наверное, знаете большинство из них в лицо?

– Безусловно, Ямал ассоциируется, в первую очередь, с компаниями топливно-энергетического комплекса, а не с малым бизнесом. Тем не менее на сегодняшний день у нас в округе работают более 45 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан. Центры «Мой бизнес» открыты в каждом из восьми городов округа, это позволяет организовать адресное взаимодействие в формате «одного окна». Мы стараемся услышать все боли и проблемы предпринимателей и, исходя из этого, формируем меры поддержки. Сам я регулярно посещаю муниципалитеты нашего округа, в которых провожу встречи с представителями бизнеса и посещаю новые объекты.

Александр Курзаев. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»
Александр Курзаев. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

– Одно из основных направлений работы центра «Мой бизнес» — льготное кредитование. Бизнес берет ваши средства, а отдает свои. В расчетах — дисциплина? Есть те, у кого не получилось?

– Бизнес, особенно на начальной стадии, — это всегда большой риск. По статистике, половина стартапов перестает существовать в течение первых пяти лет. При этом с нашей поддержкой шансы на успех значительно возрастают.

Надо понимать, что в центре «Мой бизнес» не раздают льготные кредитные средства направо-налево. Мы тщательно анализируем каждый проект и просим в обеспечение ликвидное имущество. Предприниматели ценят нашу помощь и доверяют нам. Доля тех, кто забывает о своих обязательствах, составляет не более 3 % от общего кредитного портфеля.

Если в рамках проекта что-то пошло не так, мы всегда ищем оптимальный выход из ситуации. Загнать предпринимателя в кредитную кабалу и нагрузить судебными тяжбами — не наш метод. Все сложные вопросы стараемся решать индивидуально.

– Какие ниши на Ямале свободны?

– Из актуального, на что мы делаем сейчас акцент, — креативные индустрии. Хочется, чтобы товары и услуги, производимые в данном сегменте, продвигали бренд нашего округа по стране. Собственно, туризм также является одним из наших приоритетных направлений, с учетом амбициозных планов по развитию туристической инфраструктуры в регионе. Также уделяем большое внимание развитию придорожного сервиса на нашей главной региональной трассе.

Инфографика: Кристина Холявко / «Ямал-Медиа»
Инфографика: Кристина Холявко / «Ямал-Медиа»

В целом, главная ниша для развития — потребительский рынок, проекты, направленные на повышение качества жизни ямальцев. Это все товары и услуги, которые мы приобретаем в повседневной жизни — от общепита до детского досуга.

– А есть направления, куда не стоит идти?

– Типичный пример — сельское хозяйство. В некоторых случаях, особенно в отдаленных населенных пунктах, точечное развитие этой сферы может быть целесообразным для обеспечения продовольственной безопасности. Однако строить теплицы по всему Ямалу и пытаться выращивать персики — это, безусловно, нереалистичная идея.

– Новичкам что советуете?

– Если придет клиент и спросит, каким бы таким бизнесом заняться, отвечу: лучше идите работать в наем. К открытию своего дела нужно подходить максимально серьезно — анализировать рынок, опираться на собственный опыт и профильные компетенции.

Фото: Елена Миленина / «Ямал-Медиа»
Фото: Елена Миленина / «Ямал-Медиа»

В качестве примера — в других регионах успешно развивается бизнес по аренде электросамокатов, у нас эта ниша практически свободна. Однако стоит учитывать, что сезон на Ямале короткий, и спрос в этот период может быть ниже из-за сезона отпусков. Давайте разберемся и посчитаем, насколько это выгодно и стоит ли этим заниматься. Конечно, нужно учитывать риски. Если вы планируете открыть бизнес, продав для этого свою единственную квартиру, это не самое лучшее решение. Требуется профессиональный подход и глубокое понимание сферы, в которой вы хотите работать. Если у вас есть качественный продукт и хороший сервис, то даже на насыщенном рынке ваше предложение будет востребовано. Десятая по счету кофейня в таком случае найдет своих посетителей.

– Франшиза может быть хорошим решением?

– Да, безусловно, и мы данный формат активно поддерживаем. Франшиза гарантирует базовые стандарты сервиса, понятную финансовую модель и всестороннее содействие от владельца франшизы. Простыми словами, не надо изобретать велосипед, есть проверенное решение.

Мы в рамках окружной программы поддержки сформировали перечень из более чем 120 франшиз по различным направлениям бизнеса, это проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя на рынке компании. Под такие проекты предоставляем нашим предпринимателям безвозмездное финансирование в объеме до 500 тысяч рублей на уплату паушального взноса. Дополнительно, если проектом предполагается объем инвестиций более 10 миллионов рублей и создание 5 и более рабочих мест, сумма поддержки увеличивается до 3 миллионов рублей.

Инфографика: Кристина Холявко / «Ямал-Медиа»
Инфографика: Кристина Холявко / «Ямал-Медиа»

– Центру «Мой бизнес» в декабре исполняется 15 лет. За это время он стал надежной опорой предпринимателям Ямала, и отцом, и матерью, образно говоря. Чувствуется отдача?

– Возвращаясь к началу нашего разговора, уйти от того, что Ямал ассоциируется в первую очередь с нефтегазовым кластером, вряд ли когда-то получится, таковы реалии. Тем не менее наша осознанная региональная политика по развитию малого бизнеса, в том числе мероприятия профильного Национального проекта, объективно дала положительную динамику как по численности субъектов предпринимательства и количеству занятых в этой сфере, так и по деловой активности в целом.

И главное, все это напрямую влияет на повышение качества жизни в регионе. Мы оцениваем нашу работу по тому, что получили ямальцы. Видим десятки, сотни реализованных проектов, которые успешно работают и предоставляют качественный сервис, и это — та отдача, которую мы получаем.

Инфографика: Кристина Холявко / «Ямал-Медиа»
Инфографика: Кристина Холявко / «Ямал-Медиа»

Текст: Екатерина Пшенцова

Журнал «Ямальский меридиан», № 12, 2024 г.


1

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Экономика, Бизнес, поддержка, История Ямала