На Ямале начался централизованный завоз топлива в отдалённые посёлки | «Красный Север»
0°C

обновлено: 04:43, 31 мая 2023

Экономика

На Ямале начался централизованный завоз топлива в отдалённые посёлки

В ЯНАО в навигацию-2023 завезут необходимое на зиму топливо в отдаленные населенные пункты семи районов региона. Первые поставки уже прошли, рассказал во время прямого эфира в агентстве «Север-Пресс» генеральный директор АО «Ямалгосснаб» Владимир Жадовский. Именно это предприятие выполняет функцию регионального оператора централизованного завоза.

Время для чтения ~ 11 минут


Узнали, как расширился список получателей, какой эффект есть от бюджетного кредита, какая потребность в топливе в этом году и что больше заказывают. Собрали главные высказывания в нашем обзоре.

О специфике централизованного завоза топлива в пресс-центре агентства «Север-Пресс» рассказал Владимир Жадовский. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
О специфике централизованного завоза топлива в пресс-центре агентства «Север-Пресс» рассказал Владимир Жадовский. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Об итогах 2022 года

В 2022 году на основании плановой потребности, утвержденной правительством автономного округа, был выполнен завоз всех необходимых топливно-энергетических ресурсов для обеспечения не только предприятий ЖКХ, но и для предприятий АПК и жизнеобеспечения.

Нам нужно было произвести поставку 73 000 тонн светлых нефтепродуктов. С учетом корректировок со стороны предприятий ЖКХ и АПК фактически завоз состоялся в объеме 72,6 тысячи тонн. Поставка дров составила больше 1000 кубометров. Поставка угля с учетом остатков по итогам завоза 2021 года была на уровне 15,6 тысячи тонн. В целом мы задачей справились, навигация прошла успешно.

О новшествах 2022 года

У нас расширилась и география поставок, и номенклатура груза, и количество получателей. Это связано с тем, что в прошлом году по поручению губернатора Дмитрия Артюхова предприятие получило бюджетный кредит по льготной ставке. В список получателей топлива вошли не только предприятия ЖКХ, но и предприятия АПК, дорожного хозяйства, предприятия, обеспечивающие работу АЗС, а также потребительские общества, которые взаимодействуют с коренными малочисленными народами.

Чем помогает бюджетный кредит

С учетом того, что мы завозим топливо в населенные пункты с ограниченными сроками завоза, поставка в большей части происходит водным транспортом в летний период. Соответственно, нам нужно завести такой объем топлива, который позволит обеспечить жизнеобеспечение фактически до следующей навигации. Мы завозим топливо с мая по сентябрь, а денежные средства за поставку топлива начинаем получать только с февраля. Соответственно, чтобы осуществить закуп и поставку топлива, раньше мы привлекали кредитные средства на рыночных условиях, что приводило к удорожанию топлива.

Бюджетный кредит, предоставленный по льготной ставке, сокращает одну из самых больших статей расходов — это оплата процентов для банка. Эффект от этого огромный, и мы его уже видим. К примеру, снабженческо-сбытовая надбавка, которая регулируется в регионе, с учетом предоставления бюджетного кредита сократилась в 3 раза, что в итоге отразилось на снижении цен для конечных потребителей.

Подготовка к новому завозу

Окончание одного централизованного завоза переходит плавно в подготовку другого. Это большая работа, связанная с осуществлением закупочных мероприятий по выбору подрядчиков, потом происходит определение маршрутов движения, то есть того, как тот или иной вид топлива будет доставляться во время навигации. К примеру, уголь на протяжении последних пяти лет мы везли из Казахстана. Он доезжал до Лабытнанги, перегружался с вагонов на баржи и доставлялся в населенные пункты. В прошлом году совместно с «Ямалкоммунэнерго», учитывая складывающуюся ситуацию, мы стали рассматривать альтернативные варианты. Провели эксперимент по доставке угля для нужд предприятия из Хакасии.

Могу также привести пример по газовому конденсату. За последние три года у нас сильно изменилась логистика. В прошлом году мы заключили договор на поставку с Бованенковского месторождения. Соответственно, оттуда доставка идет вагонами, потом идет перегрузка на баржи.

О планах на навигацию — 2023

«Ямалгосснаб», по традиции, завозит топливо во все 7 районов Ямало-Ненецкого автономного округа. В навигацию 2023 года предварительно заявлено 34 населенных пункта. Основные получатели — предприятия ЖКХ, в структуре завоза их больше 90%. Главный и самый крупный получатель в сфере ЖКХ — «Ямалкоммунэнерго». Также в списке есть предприятия АПК, в том числе занимающиеся переработкой и добычей рыбы, заправочные станции.

Предприятиям ЖКХ в навигацию этого года планируется поставка нефтепродуктов в объеме более 67 000 тонн. Это примерно на уровне 2022 года. Предприятиям АПК — 1687 тонн нефтепродуктов, прочим предприятиям — 3325 тонн. Это предварительная потребность, уже сейчас приходят дополнительные заявки на увеличение поставок предприятиям в разные районы.

Где закупают топливо

Основной вид топлива, который используется в регионе, это дизельное топливо, светлые нефтепродукты. Мы обеспечиваем поставку этого вида продукта напрямую от производителей — это Омский нефтеперерабатывающий завод и Сургутский ЗСК. Выбор этих поставщиков осуществляется в рамках соглашений между правительством автономного округа и ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть». В рамках этих соглашений закреплены необходимые объемы для полного обеспечения предприятий ЖКХ и АПК Ямало-Ненецкого автономного округа. Что касается газового конденсата, ранее подрядчик выбирался на основании конкурентных процедур, но, как правило, здесь появлялись недобросовестные компании, что создавало значительные проблемы в осуществлении централизованного завоза. С 2021 года газовый конденсат попал в структуру соглашений с «Газпромом».

По углю доставка осуществляется на основании конкурентных процедур по выбору поставщика. Подрядчики были разные, но в целом могу сказать, что у них есть понимание важности централизованного завоза и поставок угля. Нареканий в прошлом году к ним не было.

Что касается перевозчиков, то у нас сложились хорошие отношения с местными компаниями — «Пургеолфлот» и «Салехардский речной порт». Для перевозки нефтепродуктов водным транспортом с Омского НПЗ и Сургутского ЗСК в прошлом году мы привлекли две крупнейшие компании, находящиеся в Обь-Иртышском бассейне — «Омтранснефтепродукт» и «Иртышское пароходство». Они владеют флотом, имеющим все необходимые параметры для поставок как по рекам, так и в такие населенные пункты как Сеяха и Гыда. Плюс у нас есть населенные пункты, где низкий уровень воды и там нужен специальный флот — малотоннажный, с низкой посадкой.

Первым, по традиции, топливо получает Шурышкарский район. Фото: предоставлено пресс-службой АО «Ямалкоммунэнерго»
Первым, по традиции, топливо получает Шурышкарский район. Фото: предоставлено пресс-службой АО «Ямалкоммунэнерго»

Куда и когда доставляют

По традиции, следом за ледоходом мы уже везем первые тонны дизельного топлива в Шурышкарский район. На сегодняшний день уже произошла первая выгрузка. Это Мужи, Горки Азовы. В Пуровском районе у нас есть достаточно интересный населенный пункт — Халясавэй. Там навигация длится всего две недели и туда осуществляется поставка 500 тонн газового конденсата. В выходные осуществили первую отгрузку топлива для этого населенного пункта.

Как правило, завоз проводится в два этапа. Это касается Шурышкарского и Ямальского районов. Но есть такие поселки как Антипаюта и Гыда, куда поставка делается единоразово, что связано с удаленностью населенных пунктов и короткой навигацией. Поставка осуществляется в конце июля — первой декаде августа. Объем достаточно большой: 3500 тонн для Гыды, в Антипаюту — 6500 тонн. Местный емкостной парк позволяет принять полную потребность, необходимую для осуществления всей зимней отопительной программы.

Как хранят и отслеживают объемы

Ёмкостной парк и система трубопроводов — один из главных имущественных комплексов, в котором хранится дизельное топливо и газовый конденсат. Силами предприятий ЖКХ и администраций районов проводится полный комплекс необходимых мероприятий, ремонтов и содержания. Ежегодно парк готов к приемке необходимого ресурса.

Кроме того, за последние три года совместно с предприятием «Ямалкоммунэнерго» разработана программа, благодаря которой во всех населенных пунктах поставлены счетчики — массомеры. Это сделано для того, чтобы обеспечить контроль за приходом топлива. Более точный массомер обеспечивает минимальную погрешность при приемке топлива и контроль его расходования. Тем самым мы понимаем, сколько топлива находится в емкостном парке в режиме реального времени.

Как следят за качеством

По дизельному топливу с 2018 года отгрузку с заводов производим при представителе независимой аккредитованной компании. Прежде всего, он оценивает готовность судна, его пригодность, чтобы не было остатков какого-то другого продукта, к примеру, керосина или нефти. В присутствие этого представителя перед погрузкой проверяется плотность продукта и отбираются пробы, которые хранятся до прибытия судна в место назначения. На месте происходит аналогичная работа по отбору проб, проводится экспресс-анализ, проверяются основные качественные характеристики.

Что касается поставок угля, в Казахстане у нас также работает независимый сюрвейер, который производит отбор проб на заводе. Как только уголь приходит в Лабытнанги, мы производим отбор проб и направляем их в аккредитованную лабораторию.

В целом вопросов относительно качества топлива с каждым годом все меньше и меньше, 1—2 незначительных случая за всю навигацию.

Что больше пользуется спросом

С учетом специфики региона, самый большой объем — арктическое дизельное топливо. Мы его завозим с Сургутского ЗСК — 29 000 тонн и больше 15 000 тонн с Омского НПЗ. На втором месте зимнее дизельное топливо, летнего совсем мало — 1000 тонн, газового конденсата 9000 тонн. Значительно сократились объемы угля. Если в навигацию 2022 года угля было 16000 тонн, годом ранее — 18000 тонн. В навигацию 2023 год будет примерно 13,5 тысячи тонн. Поставки сократились за счет того, что была достаточно теплая зима, у предприятий ЖКХ есть существенные остатки.


1

0

0

0

0

0



обновлено: 04:43, 31 мая 2023

Темы

Навигация, Северный завоз