Место, где ненецкие духи коснулись земли | «Красный Север»
0°C

КМНС

Место, где ненецкие духи коснулись земли

Святилища называют порталами в другой мир, обладающими необъяснимой магической силой.

Время для чтения ~ 6 минут


Священных мест на Ямале много, много и тайн, легенд, связанных с ними. Духовная культура ненецкого народа целиком связана с обрядовой деятельностью, в основе которой лежит мифология.

Хозяева этих священных мест — сущности в образе людей, зверей, птиц. Попадая на глаза человеку, чаще всего предвещают беду. Возможно, поэтому с давних пор стало традицией задабривать духов — обитателей святилищ. Лучший подарок духу какого-либо места — олень. Делая жертвоприношение на сакральном месте, человек просит для своего рода, семьи благополучия, здоровья.

Инфографика: Наталья Колбина / «Ямал-Медиа»
Инфографика: Наталья Колбина / «Ямал-Медиа»

Святилища делят на два вида. Первый — промысловые культовые места, их посещают в определенное время года, перед охотой на дичь или зверей. Второй — родовые священные места, туда наведываются раз в три-пять лет.

Большинство святилищ доступны всем жителям тундры. Посещаемым местам, помимо душ животных, дарят платки, завязывая в один уголок монеты или колечко. Иногда вместо платка на колья или деревья прикрепляют полоски красного сукна.

Если путь кочевника пролегает мимо священного места, он обязательно должен задобрить духов, оставив возле дороги табачное изделие, сладости, капнуть на землю водки. Можно положить монеты.

Инфографика: Наталья Колбина / «Ямал-Медиа»
Инфографика: Наталья Колбина / «Ямал-Медиа»

Несколько святилищ сохранились до наших дней только в виде легенд. Расскажу две самых захватывающих.

В поисках красавицы

«Луца пя’ саля» в переводе с ненецкого обозначает «деревянный мыс русских». Это святилище некогда принадлежало роду Шушаковых и родственному ему роду Харючи. Легенду об этом месте рассказала Клавдия Шушакова.

Когда-то купец Мамеев, основатель нынешнего Газ-Сале, привез в поместье рослого парня из Тобольска. Звали батрака Александр Шушаков. Юноша освоился в северных краях, женился на женщине из рода Тер.

Инфографика: Наталья Колбина / «Ямал-Медиа»
Инфографика: Наталья Колбина / «Ямал-Медиа»

Однажды Александр прогуливался по окрестным местам. Может, охотился, может, ягоды собирал. Блуждая по сопкам, он увидел красивую северянку. Девушка затеяла с ним игру в прятки. Она скрывалась за высокими ольховыми кустами, затем появлялась совсем в другом месте. Целый день парень бегал за ней. К вечеру девушка внезапно исчезла. Александр решил обозначить место, где встретил красавицу. На следующий день он обшарил все сопки вокруг того места, но не обнаружил следов чьего-либо присутствия. С этого времени парня начала изводить тоска.

Позже шаман, приехавший торговать, сказал ему, чтобы зря не мучился — в образе девушки ему привиделась сама хозяйка этих мест, дух женского рода. Так воткнутый Шушаковым кол положил начало ритуальному месту «Луца пя’ саля».

Луца пя’ саля». Так по-ненецки называется сакральное место, где русскому парню показалась хозяйка тундры.

Кроме Шушаковых и Харючи, это святилище долгое время посещали представители разных народов, живущих в поселке Тазовском и вокруг него. С годами росла гора оленьих черепов, ставили возле жертвенника сундуки и ящики с утварью.

Инфографика: Наталья Колбина / «Ямал-Медиа»
Инфографика: Наталья Колбина / «Ямал-Медиа»

Где свистит сопка

Еще одно святилище — Сюдарта Саля — было расположено на Мамеевом мысе. С ненецкого название переводится как «свистящая сопка». Это святилище принадлежало роду Марьик. Своим названием территория была обязана дыре на вершине высокого холма, которая во время сильных ветров издавала свистящий звук.

Старики рассказывают, что в давние годы люди рода Марьик начали умирать от неведомой болезни, не имеющей симптомов. За одну ночь погибала целая семья. Старейшины рода собрались и решили пойти к шаману. История не донесла до нас, о чем поведал шаман. Но оставшиеся в живых люди рода Марьик должны были «отдать в жены» хозяину сопки самую красивую девушку. Снарядили аргиш из лучших оленей. Нарядную юную северянку посадили в разукрашенную нарту. Родичи попрощались с ней, стегнули передового оленя, и аргиш скрылся в огромной свистящей дыре. Тут же опустился густой туман.

Инфографика: Наталья Колбина / «Ямал-Медиа»
Инфографика: Наталья Колбина / «Ямал-Медиа»

Позже на том месте был устроен жертвенник. Приходили сюда представители разных народностей и фамилий. Сейчас изредка здесь приносят в жертву оленей люди, каслающие в районе этого места. Молят духов о помощи, просят благополучия, здоровья для домочадцев.

Сюдарта Саля. Переводится как «свистящая сопка». Так ненцы называли Мамеев мыс.


Текст: Надежда Салиндер

Журнал «Ямальский меридиан», № 9, 2024 г.


1

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала, КМНС, Этносы, Традиции