Нить поколений не прервётся. Мудрость ямальских рукодельниц – в каждом стежке | «Красный Север»
0°C

КМНС

Нить поколений не прервётся. Мудрость ямальских рукодельниц – в каждом стежке

В национальном костюме каждый стежок хранит многовековые традиции. Руки мастериц превращают сукно и оленьи шкуры в произведения искусства, с помощью узоров рассказывая целые истории. Антонина Салиндер и Софья Сэротэтто шьют национальные костюмы с раннего детства.

Время для чтения ~ 8 минут


Глаза подскажут

Антонина Салиндер почти тридцать лет работает в сфере культуры. В Центре национальных культур Надыма выступает как исполнительница ненецких песен и уже два года трудится костюмером. Вспоминает, как девочкой первый раз шила традиционный женский наряд:

– Мама дала мне свою суконную ягушку и сказала внимательно рассмотреть и самой сделать выкройку, а глаза, говорит, сами подскажут.

Конечно, перед этим она показала дочке основы шитья, и та уже умела делать традиционные сумочки. Антонина выросла в тундре, была восьмым ребенком из девяти в семье рыбака Антико и его жены Марии. Как и любая начинающая мастерица, больше всего боялась испортить ткань, потому что сукна в то время было мало. Зимнюю ягушку — из оленьих шкур — оказалось шить намного сложнее.

Антонина Салиндер. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»
Антонина Салиндер. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»

– Первую мне помогла скроить сестра, а вторую я уже сделала полностью сама, — говорит художница.

Антонина признается, что учится чему-то новому всю жизнь. Мама всегда советовала ей не прятать свои работы, чтобы люди посмотрели и подсказали, что можно исправить и как в следующий раз сделать лучше. Даже сегодня у опытной швеи порой возникают сложности, а особенно ответственным этапом становится оформление капюшона, чтобы он и выглядел аккуратно, и был удобным.

Создание костюма: от замысла до воплощения

Антонина подходит к созданию костюма как истинный художник: сначала представляет образ мысленно. Если изделие сложное, создает эскиз на бумаге. Продумывает цветовую гамму, орнамент.

Откуда берутся идеи? Что-то приходит в голову на основе уже имеющегося опыта, а какие-то интересные элементы художница подмечает у других мастериц. Антонина всегда с интересом изучает чужие работы.

По словам надымской мастерицы, сложнее всего шить женскую ягушку. Там и клинья требуется сделать, и сложный подол. А у мужских костюмов (малиц) выкройка простая: перед, спинка, горловина, орнамент и подол. Впрочем, каждый наряд уникален, и работа всегда идет по-разному.

– У ненцев, например, часто встречаются узоры с оленьими рогами, чумиками или заячьими ушками. Но моя мама предпочитает простые полоски — в тундре, при постоянных кочевках, на сложные узоры времени не остается, — рассказывает Антонина Салиндер.

Орнамент — характер человека

Орнаменты на традиционных костюмах делают из полосок сукна, бисера или оленьих шкур. По этим узорам можно определить — откуда человек родом.

По наблюдению мастерицы, сейчас орнаменты на ненецких одеждах стали разнообразнее. Старшее поколение, впрочем, в силу привычки по-прежнему скептически относится к пышным узорам.

По словам Антонины, у ханты традиционно более широкие полосы орнамента, а узоры сложнее. Мастерица давно задумывается о том, чтобы сшить ненецкий костюм, но до сих пор не было удобного случая изучить их наряды, подержать в руках, посмотреть технику шитья.

Однажды коллега Антонины сделала интересное замечание по поводу орнамента на ненецких костюмах. Она отметила, что узоры, которые предпочитает человек, отражают его характер.

– Если орнамент сложный, скорее всего, и обладатель одежды непростой, — поясняет костюмер.

Работа Антонины Салиндер. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»
Работа Антонины Салиндер. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»

Приятно видеть свои работы

Антонина Салиндер практически каждый день — с иголкой и нитками в руках. На работе она шьет сценические костюмы, а дома — наряды для родных и на заказ.

– Чаще всего люди просят сшить нарядные костюмы для праздников. На заказ или для себя я шью вручную, а на работе использую машинку, чтобы быстрее получалось, — говорит мастерица.

По словам Антонины, на изготовление летней ягушки обычно уходит недели три, но при условии, что орнамент готов. Чтобы сшить зимний вариант — месяц, а то и полтора.

Не лежать на боку

Софье Сэротэтто — 84 года, но иголка в ее руках мелькает так же быстро, как и в былые времена. В чуме посреди Надымской тундры, где она живет с семьей младшего сына, по-прежнему слышен скрип нити, протягиваемой сквозь оленью шкуру. За последнее время она сшила уже две ягушки из телячьих шкурок, а третью собирает из остатков меха.

Софья Сэротэтто. Фото: предоставлено из личного архива Равиля Сафарбекова
Софья Сэротэтто. Фото: предоставлено из личного архива Равиля Сафарбекова

По словам мастерицы, чтобы вещь получилась красивой, приятной для глаз, нужно все продумать. Например, если шить ягушку из оленьих шкурок, важно подобрать их по цвету, по длине ворса и, конечно, украсить по шву.

Софья Нюмзивна рассказывает: на ягушку уходит четыре шкуры неблюя (теленка в летнем волосе), и еще столько же потребуется на подкладку. Полоски из бобровой шкурки украсят изделие. Процесс создания костюма долгий, но мастерица никуда и не торопится. Другое дело — в молодости, когда приходилось выкладываться полностью: помимо всех дел по хозяйству, успевать шить одежду и нюки для чума.

В былые годы, когда Софья с мужем только начинали разводить свое стадо, материала для шитья не хватало. Пестрых и белых оленей жалели, а потому шили из того, что было. Но даже сейчас мастерица старается делать так, чтобы ни одна шкурка не пропала. Поэтому работает зачастую по старинке – собирает узоры из того, что дает тундра.

Сейчас ее дети разъехались. Но на каникулах привозят внуков в тундру, чтобы не забывали корни и не отвыкали от кочевой жизни. И каждый раз они увозят с собой подарки от бабушки и ее ценные советы, в которых сокрыта мудрость предков.

Работа Софьи Сэротэтто. Фото: предоставлено из личного архива Равиля Сафарбекова
Работа Софьи Сэротэтто. Фото: предоставлено из личного архива Равиля Сафарбекова

– Шью, потом немного по дому что-то сделаю, потом опять шить сажусь. Этим я занимаюсь, чтобы не бездельничать, не лежать на боку. Если буду лежать, так ничего и не появится, — говорит Софья Нюмзивна.

Антонина Салиндер и Софья Сэротэтто — мастерицы, хранительницы культурного кода коренных народов Севера, воплощающие в своих работах историю тундры. И самое ценное в том, что нить поколений не обрывается, соединяя традиции и современность.


Текст: Дарья Кашкова, Тагна Романова, Лариса Окотэтто

Журнал «Ямальский меридиан», № 6, 2025 г.


0

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Традиции, Этносы, КМНС, Надым, Надымский район, История Ямала