Культура
Дело тела: ямальские танцовщики застыли в «нетанце»
Молодые люди стоят на сцене и практически не двигаются. Демонстрируют «Нетанец». Зрители уходят с постановок в шоке. Но возвращаются опять и опять. «Добирают» эмоции. Любители балета с пуантами в руках кричат: это не искусство! Но он продолжает жить. Современный танец: любить или ненавидеть?
Время для чтения ~ 5 минут
В полутемном помещении «Поляриса» танцовщики больше не демонстрируют возможности тела — лежат, выдохлись. Больше недели идут репетиции по 12 часов в сутки. Это фестиваль экспериментального современного танца «Дело тела» в Салехарде. Сорок танцовщиков со всего Ямала ставят номера под руководством Евгения Венина — режиссера, хореографа, приглашенного преподавателя Университета Палацкого в Оломоуце (Чешская Республика), эксперта комиссии по присуждению званий хореографическим коллективам Москвы. Он считает, что у ямальских танцовщиков нет насмотренности в хорошем смысле слова. Решающую роль играет самобытность. Люди Севера не такие, как все. Более закрытые, тщательно перебирающие чувства. Большую часть времени «замораживают» эмоции. А нужно отпустить. Потому что современный танец — это про экспрессию.
– Для меня современный танец — это про чувства, эмоции, мысли. И про то, чтобы внутренне задеть зрителя. Обязательно. Знаете, какие самые лучшие отзывы на спектакли всегда? Это те, которые вам присылают дней через десять. Значит, спектакль «ходил» за зрителями десять дней. Они о нем непрерывно думали.
По мнению Евгения, хореография сегодня — это определенный взгляд на жизнь в принципе. Можно выйти на сцену, встать и не двигаться. Просто покачивать головой. Это так и называется «Нетанец». И направление, и вид искусства, имеющие право на жизнь.
Границ нет
Ямальских танцовщиков при постановке номера только направляют, не критикуют, дают огранку, но не ограничивают. Помогают искать в старых формах новые истины. Последнее слово всегда оставляя за автором.
Азалия Миннигалина из Надыма представляет номер в жанре крепостного балета:
– Его история началась во второй половине восемнадцатого века. Считался больше искусством для себя. Выступление сопровождалось очень сильной болью: крепостные этим заниматься не хотели, их принудительно держали на сцене и за любую ошибку жестоко наказывали. Это страшно и эмоционально одновременно. Поэтому для меня это — про современный танец.
Сейчас артистов не стращают, но просят проживать эмоции, свойственные героям того времени.
По-прежнему важен «танцевальный скелет», то есть физическая подготовка танцовщика и хореография, которую он уже отрабатывал. Как бусины на нитки, на тело «нанизывается» весь опыт. Он-то и формирует профессионала, который потом выбирает себе любимое танцевальное направление. Или смешивает полученные знания, вырабатывая свой стиль. И это — высший пилотаж.
Классика или эксперимент?
На фестивале, что называется, нет случайных людей. Дарья Гринёва переехала в окружную столицу из Муравленко. Учится в Ямальском многопрофильном колледже на хореографа. Рассуждает: быть креатором интереснее, чем исполнителем. Но меняться ролями, хотя бы периодически, профессионально необходимо.
Для смены танцевальных ролей идеально вписывается формат «лаборатория». Когда номер рождается в процессе сотворчества. Хореограф, танцовщики, эксперты — все равны.
– Для чего мы приезжаем на Ямал и собираем вокруг себя танцовщиков? — рассуждает Евгений Венин. — Хотелось бы, чтобы молодежь, которая здесь танцует, была действительно образована в области современного танца, потому что танец все время меняется. Он не стоит на месте, как классика, которая совершенно прекрасна, эталонный танец. А современный танец отражает то, что у нас сейчас есть. Веяния времени. То, что происходит вокруг. И танцевать эти изменения логичнее всего новому поколению. Ямальские танцовщики прекрасно с этим справляются.
Текст: Юлия Шнайдер
Журнал «Ямальский меридиан», № 6, 2025 г.