Культура
«Душа тундры». Совмещать традиции с инновациями
Многоцветье Международного этнофестиваля «Душа тундры» — традиционный летний праздник Ямала. Яркие костюмы, народные орнаменты, фольклорная музыка, ремесленные мастер-классы, ярмарка — кажется, название фестиваля далеко не метафора. В чем же воплощается настоящая душа тундры и народного ремесла?
Время для чтения ~ 6 минут
На фестиваль съезжаются мастера с Ямала, из Коми, ХМАО и других регионов. Они выставляют свои удивительные работы. Шаманский бубен, народные сувениры, одежда – глядя на них, невольно задаешься вопросом: это все-таки искусство или ремесло? Критерии оценки будто противоречат друг другу: с одной стороны, надо соответствовать традициям, с другой — создавать эстетику. Однако в современном мире все более популярным становится термин «художественный промысел», объединяющий искусство и ремесло.
Если всмотреться, то ремесло служит фундаментом для искусства, предваряет его: чтобы создать любое произведение, нужно для начала овладеть технологией. И современные художественные промыслы сочетают в себе техническое мастерство с творческим замыслом.
Искусство
- Направлено на эмоциональное воздействие и выражение идеи: искусство уникально, потому что выстрадано, оно затрагивает душу и сердце зрителя.
- Подчеркивает индивидуальный почерк автора и формирует художественную ценность.
- Свободно экспериментирует с формами и материалами.
Ремесло
- Связано с созданием функциональных объектов (одежда, посуда, орудия труда и тому подобное).
- Имен мастеров старины мы зачастую не знаем, а само ремесло имеет утилитарный характер и может быть массовым и повторяемым.
- Строго следует канонам, ремесленные изделия должны соответствовать этнографическим нормам.
С развитием промышленности наша жизнь изменилась, но большинство ремесел живы, то есть люди продолжают заниматься, например, косторезным делом столетиями.
Развитие художественного мышления невозможно без глубокого понимания ремесленных основ. Фестиваль «Душа тундры» — это и популяризация традиционных ремесел, и понятная зрителю демонстрация символов традиционной культуры. Так, в конкурсной номинации «Сувенир с этническими элементами» воплощается сочетание ремесленного мастерства и художественного дизайна.
Конкурс народных ремесел включает номинации: «Женская меховая шапка (капор)», «Тканый ремень на женскую нарту», «Упряжь на передового оленя», «Берестяной короб», «Изделия из рыбьей кожи» и «Кукла в национальной одежде».
Любое ремесло для человека извне — это некое мистическое действо, история о том, что существовало очень давно, потом исчезло из повседневной жизни и теперь снова вернулось.
Не стоит бояться, что в погоне за популярностью ремесла потеряют смысловую нагрузку, — художники и мастера очень ответственно подходят к переосмыслению традиционного и к передаче из поколения в поколение исконных технологий. В этом им помогает семейная преемственность, а если таковой нет, то высшее образование. А нас с ремеслами знакомят как раз такие проекты, как этнофестиваль «Душа тундры». Он создает пространство для погружения в фольклор и традиции. Для молодежи это — возможность понять свое происхождение и осознать уникальность наследия своего народа.
Фестивали фольклора и ремесел, такие как «Душа тундры», если говорить глобально, отвечают на ключевые запросы современного общества: поиск идентичности, стремление к уникальности, желание быть частью сообщества и совмещать традиции с инновациями.
Дело в уникальности, в притягательности мысли о возможности научиться тому, что умеют лишь единицы.
Тренд на аутентичность
Косторез Иван Савицкий много лет участвует в конкурсах «Души тундры», в этом году он примет участие в конкурсной номинации на изготовление лучшего традиционного бубна:
– Косторезное дело мало представлено в «Душе тундры», для этого есть отдельный проект — «Душа Севера», который проходит раз в два года. В текущей «Душе тундры» изделия из кости могут быть представлены только в номинации «Сувенир с этническими элементами». С детства мне привили понимание того, что, обращаясь к промыслу, нужно уметь делать все, поэтому изготовить бубен я тоже могу.
Некоторые виды ремесел сейчас вымирают, другие же, напротив, процветают. Это зависит от многих факторов, например, визуальной эффектности изделия, возможности преобразовать его в соответствии с актуальными тенденциями дизайна, не теряя культурного кода, способности мастеров и художников к развитию личного бренда. Но суть остается одна: традиционные ремесла древние изначально — то, что изготавливали мастера, было частью быта, обычной человеческой жизни.
Сейчас наблюдается очень активный тренд на аутентичность, общее и одинаковое всем надоело. Посещая косторезные выставки и фестивали, я заметил, что возвращается в культурное поле так называемый «русский стиль». Детали старинной крестьянской или купеческой жизни осмысляются и осовремениваются мастерами, превращаясь в изделия интерьерного дизайна.
Конечно, часовой мастер-класс — для участников это, по сути, игра. Люди могут заинтересоваться и даже начать глубже изучать нюансы, нарабатывать механику. Кому-то быстро станет скучно, но по-настоящему заинтересованные пойдут дальше.
Текст: Ингрид Сафронова
Журнал «Ямальский меридиан», № 6, 2025 г.