Культура
Два века на одной сцене: Малый театр России празднует важный юбилей
Со дня открытия здания Малого театра на Театральной площади исполнилось 200 лет
Зданию Государственного академического Малого театра России 26 октября исполняется 200 лет. В этот день (14 октября по старому стилю) в 1824 году его открытие отметили на сцене первым представлением. «Красный Север» расскажет об истории одного из старейших театров страны и его современной жизни.
Время для чтения ~ 9 минут
История труппы и дома Малого театра
В 1756 году при Московском университете был создан студенческий театр, а через три года в его же ведении — русский публичный театр. Работал он недолго, но из его участников сформировалась постоянная труппа из актеров, певцов, танцоров и музыкантов. Несколько десятилетий деятельностью артистов руководили предприниматели. Один из антрепренеров — Михаил Медокс — построил для театра в 1780 году здание на Петровской площади. Огонь уничтожил строение в 1805 году, незадолго до того, как труппа стала частью системы императорских театров и перешла в ведение государства. После пожара представления проходили в приспособленных помещениях разных особняков.
Свой постоянный дом — Малый театр — драматические актеры Императорского Московского театра обрели только в 1824 году, когда для них был перестроен по проекту известного архитектора Осипа Бове особняк купца Варгина на Петровской площади.
Анонс о первом представлении был опубликован в газете «Московские ведомости». В нем говорилось: «14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н. Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...».
В конце 30-х годов XIX века за счет выкупа дополнительных участков земли здание Малого театра расширили до нынешних размеров. Занимавшийся достройкой архитектор Константин Тон максимально сохранил облик особняка и сделал перепланировку внутренних помещений.
Поначалу название «малый» было обусловлено его сравнением с расположенным поблизости зданием театра для оперных и балетных постановок. Со временем «Малый» и «Большой» стали именами собственными известных во всем мире театров. Их труппы в составе Императорского Московского театра какое-то время были объединены, и актеров могли задействовать в постановках на обеих сценах.
Репертуар Малого театра в XIX веке
Малый театр стал центром формирования отечественной актерской школы и театральных традиций. Его репертуар был разнообразным: от серьезных пьес — до мелодрам и водевилей. На сцене Малого ставили спектакли по произведениям выдающихся литераторов. Так, еще при жизни великого Пушкина с успехом шли спектакли по трем его поэмам: «Руслан и Людмила» (1825), «Бахчисарайский фонтан» (1827) и «Цыганы» (1832).
Важной вехой для театральной жизни стал в 1831 году показ без цензуры, в полной версии комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Роли Чацкого и Фамусова исполнили блистательные актеры Павел Мочалов и Михаил Щепкин. В 1836 году на сцене Малого театра прошел спектакль по комедии Николая Гоголя «Ревизор». Через несколько лет на сцене были сыграны другие произведения писателя — «Мертвые души», «Женитьба» и «Игроки». Специально для Малого театра Иван Тургенев написал свои пьесы «Холостяк» и «Нахлебник», играли здесь и водевили Антона Чехова. Из зарубежных авторов режиссеры выбирали для спектаклей произведения Шекспира и Шиллера.
Отдельный этап жизни Малого театра связан с именем Александра Островского. Специально для театра драматург создал 48 пьес. Он сам читал свои произведения актерам, участвовал в репетициях. Роли во многих постановках исполняли великолепные Пров Садовский, Иван Самарин, Мария Ермолова и другие мастера сцены.
Малый театр еще при жизни драматурга называли «Домом Островского». Спектакли по его пьесам до сих пор составляют значимую часть репертуара. «Бедность не порок», «Бесприданница», «Бешеные деньги» и многие другие постановки остаются актуальными и любимыми у зрителей.
Малый театр в советское время
Постреволюционные годы оказались непростыми для Малого театра. Власть рабочих и крестьян требовала отказа от всего старого, буржуазно-дворянского. Театр был спасен от закрытия благодаря вмешательству народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского. Неизбежным стало появление в репертуаре новых произведений в духе времени, но верность лучшим актерским традициям и классическим постановкам удалось сохранить.
В 1918 году при Малом театре для подготовки молодых кадров открыли театральную школу. В 1932 году ее преобразовали в техникум, в 1935 году — в театральное училище, а в 1943 году — в высшее театральное училище (институт). С 1932 года учебное заведение носит имя великого актера Михаила Щепкина.
Еще в конце XIX века у Малого театра хотели установить памятник Островскому, но удалось это сделать только через несколько десятков лет. Бронзовая фигура сидящего в кресле драматурга, изготовленная по проекту скульптора Николая Андреева, заняла свое место перед зданием в 1929 году.
В 1943 году у Малого театра появилось еще одно здание в Москве — на Большой Ордынке, 69, где открылся его филиал. Сейчас спектакли идут на обеих сценах. В 2019 году первый за пределами столицы филиал Государственного академического Малого театра России открылся в Когалыме (ХМАО-Югра).
Труппа Малого театра проводит со зрителями 269-й сезон
В течение 36 лет, до самой смерти (11 января 2024 года) художественным руководителем Малого театра был народный артист СССР Юрий Соломин. После него на должность главного режиссера театра был назначен актер, режиссер, педагог Высшего театрального училища имени Щепкина Алексей Дубровский. Полтора года он работал заместителем Соломина по творческим вопросам, досконально знает театр и его традиции. Должность директора Малого театра с декабря 2010 года занимает Тамара Михайлова.
В труппу Малого театра входят известные и любимые зрителями актеры, в том числе — народные артисты России Ирина Муравьева, Василий Бочкарев, Валерий Афанасьев, Людмила Полякова, Владимир Носик и многие другие.
В 2024 году 31 августа труппа Малого театра открыла свой 269-й сезон спектаклями «Ревизор» (на основной сцене) и «Тайны Мадридского двора» (в филиале на Большой Ордынке). В этом сезоне зрители смогут увидеть шесть новых постановок штатных и приглашенных режиссеров. В их числе — спектакли по пьесам Островского «Бесприданница» режиссера Александра Вельмакина и «Без вины виноватые» режиссера Владимира Бейлиса, по комедии Шекспира — «Сон в летнюю ночь» режиссера Алексея Франдетти.
К 200-летию здания Малого театра запланирована премьера спектакля по произведению Дмитрия Ленского «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» режиссера Алексея Дубровского. К юбилейной дате приурочено несколько событий: 26 октября состоится пресс-конференция руководства и актеров, а также презентация фильма и открытие выставки, рассказывающих об истории театра.
Интерес к постановкам Малого театра был большим во все времена. Несколько поколений актеров, выступавших на его знаменитой сцене, сохраняли лучшие традиции своих предшественников. Как и прежде, репертуар базируется на произведениях русской и мировой классики. Малый театр входит в список особо ценных культурных объектов страны, указом Президента России в 1991 году ему присвоен статус национального достояния.
Авторы
Темы
Театры, Искусство, Актеры