Культура
Художница Лиана Бородецкая. Соприкоснуться с идеалом
В современном мире, где границы между профессиональным и любительским все больше размываются, творческие процессы художницы из Ноябрьска Лианы Бородецкой представляют собой редкий пример осознанной и глубоко философской позиции по отношению к искусству.
Время для чтения ~ 6 минут
Ее размышления о природе культуры, дисциплине и ответственности не просто раскрывают технические аспекты художественной практики, а формируют целостную философию творчества как образа жизни. Сегодня, когда творчество часто романтизируется как легкий и радостный процесс, взгляды нашей героини, напротив, подчеркивают его сложность, требовательность и одновременно незаменимую ценность для человеческого существования.
Наставником Лианы Бородецкой на пути искусства стал Александр Фёдорович Величко. Как отмечает художница, именно он заложил основу ее профессионального подхода:
– Его отношение к нашему делу – основа и база в моем понимании творчества, он транслировал не радостно-творческий и безответственно-счастливый, а педантичный и скрупулезный подход к созиданию.
Центральный элемент профессиональной философии Лианы Бородецкой — это ее отношение к дисциплине и систематичности работы. Многие романтизируют вдохновение и представляют его как некое внезапное озарение, что на самом деле свойственно любительской, но не профессиональной деятельности. В профессиональном подходе не может быть случайности: дает результат только дисциплина, когда ты каждый день мобилизуешься и идешь к цели, часто ограничивая себя в моментных удовольствиях.
Культура — это в определенном смысле усилие, вспахивание земли. Чтобы на земле что-то произросло, нужно обязательно проявлять волю, а это иногда тяжело и неприятно, но это нормальный и ответственный подход в отношении любой профессии.
Часто может казаться, что разговоры об искусстве носят уж слишком философский характер, однако основа любого творческого процесса — внимательный и ответственный подход художника к тому, что он в итоге выносит на суд зрителя. В этом случае процесс оказывается ценнее результата. Непрекращающееся движение к недостижимому совершенству мало кто способен выдержать, здесь часто сдается не столько дух, сколько физическое тело, требующее как минимум здоровый сон, о котором художники нередко забывают, углубляясь в творческий процесс. Результат зачастую вдумчивых художников радует редко, потому что если ровняешься с великими, то и требования к себе соответствующие.
– Ты счастлив в моменте движения к идеалу. Ты ощущаешь благодарность за полученное впечатление, чтобы создать впечатления новые, — говорит Лиана Бородецкая.
В этом отношении Лиана считает деятельность театральную куда более удовлетворяющей, потому что, когда завершается создание условной картины, она на этом отмирает и замыкается в себе, с театром же все иначе. Оформлять костюмную часть в профессиональных театрах страны художница начала уже в 2013 году. Через восемь лет, переехав на Ямал к мужу Игорю Сывороткину, главному режиссеру Ноябрьского городского театра, художница еще глубже вовлеклась в театральную деятельность, что привело не только к разработке театральных костюмов, но и к погружению в сценографию.
В работе над театральными костюмами, профессиональная философия Лианы проявляется ярко. Создавая персонажа, она изначально отталкивается от мимики лица и пластики фигуры. Одежда появляется в последнюю очередь, потому что наиболее важно ухватить именно органику актера, его определенную судьбу, биографию.
– Мне важно, чтобы в эскизе был отражен характер пластики персонажа. Актеры берут во внимание прочтение образа их героя, когда создают грим и ищут манеру существования героя на сцене, — рассказывает художница.
Каждый эскиз Лиана рассматривает как законченное графическое произведение, признаваясь: будь у нее возможность рисовать только костюмы и больше ничем в этой жизни не заниматься, она выбрала бы именно это, потому что бесконечно интересно:
– Вообще человек — это самое интересное, что можно исследовать и через что можно исследовать и себя, и окружающий мир.
Человек, связанный с творчеством, литературой, музыкой, изобразительным искусством, — это, безусловно, человек с золотым ключиком к дверям в счастье. Такой ключик может в любой момент открыть любую дверь. И что бы ни творилось вокруг, он всегда может сбежать в мир творчества, иллюзий, фантазий и сконструировать там идеальный мир. Такой подход раскрывает творчество не просто как профессию, но как образ жизни, позволяющий сохранять внутреннюю свободу и целостность в условиях внешних ограничений. При этом художница не идеализирует творческий процесс: «Несмотря на то, что это безусловная ответственность и труд, и не получается, и зависть... то есть многое, что, конечно, бередит сознание, тревожит душу у художника... Но это все равно бесконечное счастье от возможности хоть изредка, хоть иногда случайно, может быть, соприкоснуться с идеалом».
Текст: Ингрид Сафронова
Журнал «Ямальский меридиан», № 10, 2025 г.