Культура
Как злая ведьма Парнэ учит маленьких ямальцев уму-разуму
Волшебный мир мудрых ненецких сказок не только развлекает, но и многому учит маленького тундровика. Слушая бабушкины или дедушкины истории по вечерам, будущий кочевник анализирует плохие и хорошие поступки героев.
Время для чтения ~ 7 минут
В детстве мы с братьями и сестрами любили вечера за загадки, сказки. Их загадывала и рассказывала бабушка под треск дров в печке. Мы сидели тихо и внимательно слушали, представляя в своем воображении особый мир. В голове откладывались понятия о добре и зле, о бережном отношении к природе, о правильных и неправильных делах и их последствиях. Сказки стали для нас настоящими воспитателями.
Главные персонажи — всегда смелые, сильные и умные, пример для подражания. Но и их антиподы — великан Сюдбя, злой брат бога Нума — Нга, ведьма Парнэ — играют очень важную роль в этнопедагогике. Последняя внешне особенно выделяется: страшная женщина с черными нечесаными волосами и длинными черными когтями.
Злодейка Парнэ всегда стремится напакостить людям. Так она, сама не ведая, помогает им понять свои поступки, наставляет на путь добра.
В одной ненецкой сказке Парнэ крадет детей, забредших далеко в поисках ягод. Обнаружив пропажу малышей, их мама приходит к ведьме и просит вернуть родных. Та предлагает женщине разгадывать загадки — за каждый правильный ответ она будет отдавать по ребенку. Бедной матери предстоит ответить на три сложных замысловатых вопроса. Вместе с Парнэ она присаживается возле трухлявого пня, в котором та живет, и начинается игра.
В этой сказке злодейка преподает детям ценный жизненный урок, заключающийся в том, что нельзя уходить далеко от дома — где-то там могут поджидать разные опасности и люди со злыми намерениями.
В другой сказочной истории Парнэ предстает перед нами назойливой особой. Как-то, увидев на берегу реки рыбаков, тянущих сети, она влюбляется в красивого молодого человека. Не дает ему проходу: мешает работать, от ревности царапает его лицо. Когда рыбакам это надоедает, они разжигают большой костер и бросают ведьму в огонь. Сгорая, Парнэ проклинает всех. И в тот же миг из ее тела начинают вылетать искры и пепел, которые превращаются в комаров и мошек. Ведьма завещает насекомым, чтобы те в память о ней постоянно мучили людей и не давали спокойно жить. Вот и летают до сих пор эти назойливые кровопийцы, и нет от них покоя жителям тундры.
Порой в ненецких сказках метафоры непонятны читателю или слушателю, их надо разъяснять. Например, в последней истории зло не трансформировалось в добро, хотя Парнэ прошла очищение огнем. Зло умножилось, стало испытанием в жизни людей, при этом баланс с добром сохранился.
Урок для девочек и мальчиков
В ямальской тундре широко распространена сказка про то, как дети спасались от Парнэ с помощью оберегов. Убегая, они в качестве защиты использовали амулеты, которые достались от матери.
Первый оберег — костяной гребень. Бросив его на бегу, ребята увидели, что за ними вырос лес, в котором запуталась ведьма. Расческа — предмет гигиены, на ее зубьях остаются волосы, а это — энергетическая частица мамы, защита. Однако с помощью когтей Парнэ преодолевает преграду.
Тогда дети бросают точильный камень, который превращается в высокие горы. У ненцев это сакральный предмет. Его не передают из рук в руки. Подающий должен положить камень на землю, а принимающий поднять. Когда в чуме остается грудной ребенок, мать кладет в боковину колыбели свой точильный камень, чтобы защитить дитя от злых духов… Но ведьма проходит и это препятствие.
Третий оберег — трут, материал, которым раньше высекали огонь для очага. Маленькие тундровики бросают его, и тот превращается в огненную реку. Ее Парнэ переплыть не в силах.
Эта сказка учит детей почитать семейные обереги, ведь они защищают от зла.
Помимо сказок, про Парнэ сложено немало песен и небыличек. В одной поется, как она полюбила молодого оленевода из рода Пяк. Начала прихорашиваться, чтобы понравиться ему. Свои лохматые волосы, похожие на кедровые лапы, расчесала когтями, дыры на рваной ягушке завязала веревочкой, а гнилые рукавички сунула внутрь рукавов, чтобы их не было видно. Чем не повод для размышления девочке? Образ ведьмы в этой песне неряшлив, вызывает брезгливость. Так Парнэ преподает урок — какой не должна быть представительница прекрасного пола, будущая мать.
Вся мудрость народа
Устное народное творчество — одно из главных источников для искусства и неотъемлемая часть духовной культуры народов Ямала. Разнообразен и богат содержанием ненецкий фольклор, сохранившийся на широких просторах тундры. Одни только сказки делятся на несколько жанров. Тут и эпические песни, небылички, мифы и легенды, священные сказания и, конечно, сказки, или «вада лаханако», — самые распространенные в тундре. В них представлен весь мир: животный и растительный, духовный, рассказывающий о духах земли и небожителях.
Сказки можно слушать бесконечно. Развлекательные и поучительные, они — учебное пособие для подрастающего поколения на всех этапах формирования. Наше нематериальное культурное наследие. Главное — сберечь эту вековую мудрость.
Текст: Надежда Салиндер
Журнал «Ямальский меридиан», № 11, 2024 г.