обновлено: 03:44, 12 августа 2022
Культура
Книжные прятки. Параллельный город, стеклянный мир и гости из прошлого
Можно сказать, что самые первые тексты, с которыми мы знакомимся, — фантастические. Сказки, мифы, народный эпос, стишки, в которых умывальник может расхаживать по дому, а лисички способы поджечь море — всё это нереалистичное разнообразие знакомит нас с законами мира. Вырастая, многие читатели отказываются от волшебства, магии и художественных допущений, но фантастика всё ещё остаётся одним из самых популярных жанров, надо же где-то людям прятаться от непростой реальности. Россия здесь не исключение. В сегодняшнем обзоре мы расскажем о трёх новых фантастических произведениях русскоязычных авторов.
Время для чтения ~ 8 минут
Алексей Сальников. «Оккульттрегер».
Алексей Сальников уже не требует особого представления, но мы всё же напомним, что он финалист премий «Большая книга» и «НОС» и лауреат премии «Национальный бестселлер». Его книги активно читают, обсуждают и уже начали экранизировать. Фильм по роману «Петровы в гриппе и вокруг него» в прошлом году представлял Россию на Каннском фестивале и получил премию Высшей технической комиссии за операторскую работу.
«Оккульттрегер» — новое произведение Сальникова, на этот раз автор работает в жанре городского фэнтези. Действия разворачиваются в обычном уральском городке в 2019 году, но наряду с привычным будничным миром россиян есть ещё одно измерение, существующее по своим законам.
Главная героиня Прасковья — оккульттрегер. Это сущности особого рода, они очень долго живут, правда, каждые четыре месяца должны перерождаться, связывают между собой мир людей, чертей и херувимов, а главное — всякую происходящую «муть» (это понятие автор проясняет в книге) преобразуют в тепло для города и его жителей. У каждого оккульттрегера есть гомункул — хранилище возможностей и потенциала, если гомункула выкрасть или изничтожить, оккульттрегер станет беспомощным.
Все эти демоны, херувимы, гомункулы и оккульттрегеры живут среди нас с вами (может, кто-то из них ваш сосед, кстати) и незаметно для глаз решают судьбы городов, центральных и не очень. Ангелы, конечно, беспробудно пьют, а черти выбиваются в топовые блогеры, чтобы провоцировать в людях зависть и недовольство собственной жизнью. Горожане то вдруг мучаются неизбывной тоской, то наполняются теплом и любовью — и к своему, так сказать, муниципалитету, и к живущим в нём сородичам.
Сальников так ловко вписал потусторонних героев в наши будни, что порой подозреваешь его в мистических откровениях, так стройно и логично автор объясняет связь между реальным и фэнтезийным и влияние одного на другое, что, кажется, другого объяснения происходящим событиям и быть не может.
«Оккульттрегер» — захватывающее городское фэнтези, после которого вы чуть иначе будете относиться к будням вашего городка.
2022 год
416 рублей
Тим Скоренко. «Стекло».
Тим Скоренко — научный журналист, музыкант и прозаик. Художественные произведения он пишет регулярно, но не очень часто, и читающей публике больше знаком своими книгами в жанре нон-фикшн («Сделано в СССР» и «Сделано в России»). Хотя прозаик Скоренко имеет своих поклонников и отмечен наградами в рамках жанра (например, автор стал лауреатом персональной премии Бориса Стругацкого «Бронзовая улитка»), популярность его художественных текстов не назовёшь постоянной. Предыдущий роман «Эверест» разобрали ещё на этапе предзаказа, а вот о последнем на сегодняшний день «Стекле» не встретишь ни одного отзыва у популярных книжных блогеров. Мы всё же рекомендуем обратить внимание на эту книгу...
«Стекло» маскируется под постапокалипсис, хотя ни мир, ни человечество ещё не уничтожены, всё это в процессе. Стекло — субстанция неизвестного происхождения, никто не понимает его природы, но ясно, что именно им природа и будет уничтожена. Любая органика, соприкасающаяся со Стеклом, превращается в Стекло. Читатели со стажем узнают в этом воннегутовский лёд-девять, но отличия, в том числе существенные, всё же имеются.
В общем, мир в опасности, найти способы противостоять Стеклу можно только там, где всё веками находится в недвижимом, застывшем состоянии — на дальнем-дальнем севере, в безлюдной ледяной пустыне. Туда и отправляются Проводник и двенадцать смельчаков его экспедиции. Если вам привиделась аллюзия на Спасителя и апостолов, это не зря. Скоренко в своём романе активно обращается и к Новому Завету, и к мифам, верованиям народов Крайнего Севера, и к светской этике, и к культуре востока. Но, как талантливый автор, не просто даёт читателю лобовую отсылку, а приглашает поразмышлять.
В «Стекле» — большое количество ярких персонажей, при этом мало кого из них назовёшь симпатичным, мало с кем захочешь дружить. Это люди с собственной системой ценностей, неоднократно нарушавшие уголовный кодекс и человеческий закон. Но именно они могут спасти мир от Стекла…
«Стекло» — фантастический роман, укомплектованный массой этических вопросов и неоднозначными героями.
2021 год
384 страницы
Шамиль Идиатуллин. «Возвращение «Пионера».
Шамиль Идиатуллин — современный русскоязычный автор, который, кажется, точно знает, что нужно читателю, но и от своей авторской позиции отказываться не готов. В каком бы поджанре фантастики Идиатуллин ни писал, получается всегда захватывающе и глубоко. Отсюда и многочисленные литературные премии, и читательская любовь. Мы неоднократно (здесь, здесь и здесь) рассказывали в своих обзорах о произведениях Идиатуллина и не видим причин изменять этой традиции.
«Возвращение «Пионера» — это небольшой роман, который уже окрестили ностальгической фантастикой, хотя она вполне себе социальная с элементами научной. Но обо всём по порядку.
В 1985 году по всему Союзу собирают сообразительных, крепких, активных подростков в самый обычный, казалось бы, пионерский лагерь. И ведут там себя дети, как им и полагается — дружат, влюбляются, временами хулиганят, верят в идеалы, песни поют, в игры играют. И, конечно, не догадываются, что в то же время участвуют в важном научном эксперименте, проходят отбор в экипаж ракеты. В результате троих подростков выбирают для Подвига. Они должны спасти человечество от смертельной угрозы, покорить Вселенную и по пути справиться с ещё парочкой несовместимых с человеческими возможностями задач. В общем, с рефреном «Всегда готов!» наши ребята начинают секретную космическую программу «Пионер», не пасуют перед лицом опасностей, выполняют Миссию и возвращаются домой. В 2021 год. Домом здесь и не пахнет — страны, которая отправляла отроков во Вселенную, больше нет, идеалы, которые все эти годы вели ребят сквозь звёзды, никем не поддерживаются, да и о самих космических путешественниках никто ничего не знает (программа-то была секретной).
Как справятся пионеры со столкновением с новой реальностью? Будут они в неё встраиваться или останутся верными клятвам, данным десятилетия назад?
«Возвращение «Пионера» — фантастика, возможно, и ностальгическая, но печалится она не о потерянной стране, а об ушедшей юности.
2022 год
352 страницы