«Река тревоги, подвига, Победы»: воспоминания жителей Салехарда о Великой Отечественной войне доверили музейным технологиям | «Красный Север»
0°C

Культура

«Река тревоги, подвига, Победы»: воспоминания жителей Салехарда о Великой Отечественной войне доверили музейным технологиям

Пока цифровое поколение торопится в будущее, музейщики используют современные технологии, чтобы нельзя было покинуть «прошлое». Иммерсивная выставка-спектакль в главном музее Ямала дает возможность пережить Великую Отечественную здесь и сейчас…

Время для чтения ~ 7 минут


Экспозиция «Река тревоги, подвига, Победы», которая будет идти до 10 августа, посвящена времени, которое, может, и хочется кому-то забыть, но нельзя. Слишком многим пожертвовали наши предки, чтобы мы избегали болезненных эмоций. Без них никак. Тогда в смертельной беде — одной на всех — оказалась огромная страна, каждая семья. Четыре года сражений до последней капли крови на фронте и в тылу. Горе, отчаяние, мучения. Как передать эти чувства современникам — искушенным визуалам?

Глаза обмануть труднее

Использовать иммерсивный подход решили в главном музее Ямала — МВК им. И. С. Шемановского. Воссоздать жизнь — воздействовать на три из пяти органов чувств. Дать возможность увидеть, услышать и прикоснуться к истории, которая задела всех людей.

– Все должно быть убедительно, — подчеркивает художник МВК Сергей Баранов. — Современный музей — очень сложная структура в том смысле, что он не демонстрирует артефакты, он создает впечатление. То есть нужны инсталляции, мультимедиа: свет, звук, чтобы воздействовать на все органы чувств. Тогда создастся цельная картина.

Сергей Баранов. Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»
Сергей Баранов. Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»

Чтобы посетители «увидели» боль поколения победителей, музейщики выстроили стену. Из шинелей. Они «уходят» в небо и, как в песне, превращаются в усталый клин журавлей. «Прошиты» строчкой светящихся отверстий — словно пулевых.

– Ценность экспонатов, покрытых пылью веков, в их подлинности. Здесь же шинели не с войны, но это такие же шинели, помогают добиться нужного впечатления, — объясняет художник.

На фронт ушел каждый пятый ямалец, каждый четвертый — не вернулся. Тогда на всем Ямале проживало около 40 тысяч человек, для сравнения: сейчас в одном только Салехарде на десять тысяч больше.

– В Пельвоже, например, 27 мужиков ушли, — приводит цифры Сергей. — Четверо вернулись, из них трое скоро умерли от ран. Для маленького поселка потери невосполнимые. Это беда, катастрофа.

Почему у манекенов пустые лица

Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»

Что еще важно знать о ямальцах, живших в те беспощадные военные годы? Труженики тыла отправили на фронт около 22 миллионов банок с рыбой. Перевыполнили план почти в полтора раза. Изначально должны были производить три с половиной миллиона банок в год, в 1941 году открыли цех пищевых концентратов, рыбоконсервный завод вышел на предел своих мощностей. А люди справились!..

В память об этом появилась вторая стена экспозиции. Из консервных банок. Их понадобилось около четырехсот.

Сергей Баранов: «Как показать человека, который провожает и, может быть, больше никогда не увидит брата, сына, отца… Вот как это изобразить? Сделали манекенам пустые лица. Они отражают другое состояние, перевернутое. На фронте — смерть, снаряды, пули. В далеком ямальском тылу — школьницы на рыбном заводе, все время стоя, все время в холоде, все время в воде. Или на песках — добывают эту самую рыбу. Совсем юные, еще дети».

Голоса фронта и тыла

Письма тех лет «звучат» в наушниках: 30 весточек с фронта и на фронт. Когда под ногами скрипят деревянные половицы, а в «ушах» голос ребенка — такой взрослый, уставший и беспомощный, стыдно пятиться назад.

Впереди будет пристань, с которой салехардцы провожают на фронт. В толпе манекенов рука сама тянется вверх, чтобы помахать уходящему пароходу. Будет растянутая рыболовная сеть, в которую вместе с «живым серебром» попали строчки из писем. Будут окопы, госпиталь, цех рыбоконсервного, класс, конюшня и маленькая кухня с иконой в углу. Будет ощущение холода и пустоты, страха и отчаяния… Значит, иммерсивность сработала, воспоминания о военном времени навсегда записаны на внутренний «жесткий» диск.

Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»

На службе — нейросети и тени

Чтобы воссоздать жизнь в тылу, визуализированы самые тяжелые моменты. ИТ-технологии помогли «оживить» архивное фото пристани тех лет, а тени — медсестричек.

– Самая удавшаяся, мне кажется, сцена именно с видео — в госпитале. Мы ее сделали очень просто, с помощью теней. Дизайнеры Лилия и Юля очень хорошо сыграли сценку, а мы записали тени и наложили на фотографию госпиталя, – раскрывает секреты Сергей Баранов.

Такая выставка могла бы открыться в любом большом городе, но ее с помощью питерских специалистов собрали в Салехарде — ямальской столице, получившей в январе 2025-го статус города трудовой доблести. В память о земляках, которые ушли на фронт, в память о людях, которые работали в тылу.

– Пусть молодые придумывают своими светлыми головами светлое будущее. Пусть они делают прекрасные изобретения, которые облегчат жизнь человека. Это важно. А такие выставки важно посещать и понимать, через что прошли бабушки и дедушки. Без психологов, с травмами на всю жизнь они воспитали детей, дали образование ценой невиданных усилий, жертв. Сумели сделать последующую, послевоенную жизнь лучше. И надо благодарить их за то, что мы получили в наследство, — резюмирует Сергей Баранов.


Текст: Екатерина Золотарёва

Журнал «Ямальский меридиан», № 5, 2025 г.


0

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала, Салехард, ВОВ, Память, Патриотизм, Музеи, Выставки