Культура
Шёлковые следы предков ямальской художницы Александры Юхлымовой
Александра Юхлымова — ямальская художница по тканям, работающая в стиле этнофутуризма — сочетания традиционных приемов с современными художественными практиками. Ее батик — настоящая ткань времени.
Время для чтения ~ 8 минут
Для своих полотен Александра выбирает в основном шелк. В батике ткань расписывается с помощью особых резервирующих составов. Это непростая техника, требующая от художника терпения, внимательности и аккуратности.
Батики Александры — синтез архаичных образов и инновационных подходов в искусстве. Символы традиционной культуры становятся понятными даже для зрителя, который ничего о ней не знает. А для носителя они приобретают новое воплощение. Да, это и изящество, и красота, но больше переосмысление этнической идентичности в контексте нашего времени.
Композиции художницы отличаются сложными цветовыми переходами и динамичными линиями, создающими неповторимые образы северной природы. В ее работах оживают суровые пейзажи, птицы, животные, растения и, конечно же, сюжеты древних сказаний народов Ямала. Сама художница подчеркивает, что ее батики созданы «по следам предков», но с современным звучанием. Например, в серии «Легенды Ямала» архаичные образы оленей и духов природы предстают в динамичных композициях, напоминая о неразрывной связи человека и северного ландшафта.
– Сначала я хотела идти на кожу и мех, интересовалась ювелиркой. Но в итоге начала заниматься тканями. Мне всегда нравилось что-то мелкое, требующее скрупулезности. Роспись по ткани, как оказалось, самое то, — объясняет она.
Ткань времени
– В детстве даже не думала, что посвящу жизнь искусству. Папа замечал, что я хорошо рисую, разные конкурсы выигрывала, но не придавала этому значения, — рассказывает Александра.
В художественную школу девочка не ходила, но природа творца взяла свое: Саша решилась поступить в профильный вуз. Некоторые преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна сомневались, что абитуриентка потянет обучение — база отсутствовала. Но педагог Герман Желанный увидел в работах Александры к вступительному экзамену характер — это для художника главное — и убедил комиссию принять ее на отделение декоративно-прикладного искусства.
– Учиться было эмоционально сложно: я очень смущалась преподавателей, некоторых не сразу понимала. Был забавный случай: на занятии по росписи ткани у Галины Годиной я рисовала натюрморт. Галина Борисовна как крикнет из другого конца аудитории: «Саша, убери бутылку!», а я откуда знаю, как ее убрать, — взяла нож, чтобы ее вырезать, а преподавательница еще громче закричала: «Да ты что, закрась!» – смеется Александра. — Хоть я и побаивалась Галины Борисовны, но именно благодаря ей смогла достичь высокого уровня в росписи по ткани.
Обучение стало для нашей героини настоящим путем преодоления: ей даже говорили, что она не чувствует цвета. Но Александра очень старалась, впитывала каждое слово преподавателей и много-много практиковалась, копируя цветовые отношения с картин старых мастеров.
Рассказать чужакам
Образы традиционной культуры Севера интересовали художницу еще в самом начале творческого пути, ее дипломная работа называлась «Обско-угорские орнаменты». Александра проводила глубокие исследования родной культуры. Только преподаватели остерегали трогать сакральную тему. Традицией строго запрещено выносить ее на всеобщее обозрение, да и правила ритуалов у каждого народа — даже у отдельных семей — очень разные, легко что-то напутать.
– Я сама ханты, родилась и выросла в поселке Горки Шурышкарского района. В юности все пыталась выпытать у бабули разные секреты нашей древней культуры, но она говорила: «Нельзя, ты потом чужакам рассказывать будешь», а ведь я для себя хотела… Но бабушка не сдавалась, очень мудрая была, — вспоминает Александра.
Найти гармонию все-таки получилось: Александра занялась в своих работах художественным осмыслением и воплощением многообразных традиционных орнаментов. В первую очередь, чтобы они не забывались, не уходили в прошлое, а еще, чтобы с ними могли познакомиться люди, далекие от традиционной культуры. В руках художницы орнаменты, которые для обывателя ничего не значат, не становятся более понятными, но становятся живыми, вступают в диалог, а дальше зритель уже сам стремится больше разузнать, почитать, спросить экспертов.
Со временем Александра заинтересовалась мифологией и сказками коренных малочисленных народов Севера. Сочетая графику, цветовые контрасты и абстракции, ее мифологические батики оживляют традиционные сюжеты, делая их понятными и эмоционально близкими современному зрителю.
Коллекции по всему миру
– Когда я только начала работать в Окружном Доме ремесел, было сложно, но старшие коллеги поддерживали и направляли, — вспоминает Александра. – Сейчас иногда бывает непросто, но я стараюсь, работаю до тех пор, пока не получится идеально. Нужно найти свой материал и начать с ним резонировать — любой художник понимает, что это значит. Мне, например, натягивая ткань, нужно физически ощущать ее, стать ее частью в некотором роде. Требуется постоянно практиковаться, чтобы расти в мастерстве, – пробовать новые материалы, разбираться, как на них ложится краска. Сейчас мне нравится вискоза, она дает необычную текстуру. Надо по любой ткани работать, чтобы расширять свои возможности, совершенствоваться.
С тех пор как совсем юная художница, только выпустившаяся из университета, начала свой творческий путь, прошло много лет. Далеко позади первая персональная выставка и тревога, как земляки примут ее искусство, — теперь мы знаем, что приняли очень тепло. Сегодня работы Александры Юхлымовой хранятся в разных коллекциях по всему миру, а сама она вдохновляет новые поколения художников.
Впервые я увидела вживую батики Александры весной 2022 года в Окружном Доме ремесел. Отлично помню, как по какому-то важному делу заглянула в кабинет коллеги, а на столе, в ожидании худсовета, стоял батик с изображением буйно цветущего кипрея на фоне Обдорского острога, на него падал золотой луч закатного солнца. Я влюбилась в него, забыв, зачем зашла. Теперь этот батик занимает почетное место в моей скромной коллекции предметов искусства.
Текст: Ингрид Сафронова
Журнал «Ямальский меридиан», № 5, 2025 г.