Шёлковые следы предков ямальской художницы Александры Юхлымовой | «Красный Север»
0°C

Культура

Шёлковые следы предков ямальской художницы Александры Юхлымовой

Александра Юхлымова — ямальская художница по тканям, работающая в стиле этнофутуризма — сочетания традиционных приемов с современными художественными практиками. Ее батик — настоящая ткань времени.

Время для чтения ~ 8 минут


Для своих полотен Александра выбирает в основном шелк. В батике ткань расписывается с помощью особых резервирующих составов. Это непростая техника, требующая от художника терпения, внимательности и аккуратности.

Батики Александры — синтез архаичных образов и инновационных подходов в искусстве. Символы традиционной культуры становятся понятными даже для зрителя, который ничего о ней не знает. А для носителя они приобретают новое воплощение. Да, это и изящество, и красота, но больше переосмысление этнической идентичности в контексте нашего времени.

Композиции художницы отличаются сложными цветовыми переходами и динамичными линиями, создающими неповторимые образы северной природы. В ее работах оживают суровые пейзажи, птицы, животные, растения и, конечно же, сюжеты древних сказаний народов Ямала. Сама художница подчеркивает, что ее батики созданы «по следам предков», но с современным звучанием. Например, в серии «Легенды Ямала» архаичные образы оленей и духов природы предстают в динамичных композициях, напоминая о неразрывной связи человека и северного ландшафта.

Фрагмент батика Александры Юхлымовой. Фото: предоставлено из архива Окружного Дома ремёсел
Фрагмент батика Александры Юхлымовой. Фото: предоставлено из архива Окружного Дома ремёсел

– Сначала я хотела идти на кожу и мех, интересовалась ювелиркой. Но в итоге начала заниматься тканями. Мне всегда нравилось что-то мелкое, требующее скрупулезности. Роспись по ткани, как оказалось, самое то, — объясняет она.

Ткань времени

– В детстве даже не думала, что посвящу жизнь искусству. Папа замечал, что я хорошо рисую, разные конкурсы выигрывала, но не придавала этому значения, — рассказывает Александра.

В художественную школу девочка не ходила, но природа творца взяла свое: Саша решилась поступить в профильный вуз. Некоторые преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна сомневались, что абитуриентка потянет обучение — база отсутствовала. Но педагог Герман Желанный увидел в работах Александры к вступительному экзамену характер — это для художника главное — и убедил комиссию принять ее на отделение декоративно-прикладного искусства.

Фрагменты батика Александры Юхлымовой. Фото: предоставлено из архива Окружного Дома ремёсел
Фрагменты батика Александры Юхлымовой. Фото: предоставлено из архива Окружного Дома ремёсел

– Учиться было эмоционально сложно: я очень смущалась преподавателей, некоторых не сразу понимала. Был забавный случай: на занятии по росписи ткани у Галины Годиной я рисовала натюрморт. Галина Борисовна как крикнет из другого конца аудитории: «Саша, убери бутылку!», а я откуда знаю, как ее убрать, — взяла нож, чтобы ее вырезать, а преподавательница еще громче закричала: «Да ты что, закрась!» – смеется Александра. — Хоть я и побаивалась Галины Борисовны, но именно благодаря ей смогла достичь высокого уровня в росписи по ткани.

Обучение стало для нашей героини настоящим путем преодоления: ей даже говорили, что она не чувствует цвета. Но Александра очень старалась, впитывала каждое слово преподавателей и много-много практиковалась, копируя цветовые отношения с картин старых мастеров.

Рассказать чужакам

Образы традиционной культуры Севера интересовали художницу еще в самом начале творческого пути, ее дипломная работа называлась «Обско-угорские орнаменты». Александра проводила глубокие исследования родной культуры. Только преподаватели остерегали трогать сакральную тему. Традицией строго запрещено выносить ее на всеобщее обозрение, да и правила ритуалов у каждого народа — даже у отдельных семей — очень разные, легко что-то напутать.

– Я сама ханты, родилась и выросла в поселке Горки Шурышкарского района. В юности все пыталась выпытать у бабули разные секреты нашей древней культуры, но она говорила: «Нельзя, ты потом чужакам рассказывать будешь», а ведь я для себя хотела… Но бабушка не сдавалась, очень мудрая была, — вспоминает Александра.

Фрагмент батика Александры Юхлымовой. Фото: предоставлено из архива Окружного Дома ремёсел
Фрагмент батика Александры Юхлымовой. Фото: предоставлено из архива Окружного Дома ремёсел

Найти гармонию все-таки получилось: Александра занялась в своих работах художественным осмыслением и воплощением многообразных традиционных орнаментов. В первую очередь, чтобы они не забывались, не уходили в прошлое, а еще, чтобы с ними могли познакомиться люди, далекие от традиционной культуры. В руках художницы орнаменты, которые для обывателя ничего не значат, не становятся более понятными, но становятся живыми, вступают в диалог, а дальше зритель уже сам стремится больше разузнать, почитать, спросить экспертов.

Со временем Александра заинтересовалась мифологией и сказками коренных малочисленных народов Севера. Сочетая графику, цветовые контрасты и абстракции, ее мифологические батики оживляют традиционные сюжеты, делая их понятными и эмоционально близкими современному зрителю.

Коллекции по всему миру

– Когда я только начала работать в Окружном Доме ремесел, было сложно, но старшие коллеги поддерживали и направляли, — вспоминает Александра. – Сейчас иногда бывает непросто, но я стараюсь, работаю до тех пор, пока не получится идеально. Нужно найти свой материал и начать с ним резонировать — любой художник понимает, что это значит. Мне, например, натягивая ткань, нужно физически ощущать ее, стать ее частью в некотором роде. Требуется постоянно практиковаться, чтобы расти в мастерстве, – пробовать новые материалы, разбираться, как на них ложится краска. Сейчас мне нравится вискоза, она дает необычную текстуру. Надо по любой ткани работать, чтобы расширять свои возможности, совершенствоваться.

Фрагменты батика Александры Юхлымовой. Фото: предоставлено из архива Окружного Дома ремёсел
Фрагменты батика Александры Юхлымовой. Фото: предоставлено из архива Окружного Дома ремёсел

С тех пор как совсем юная художница, только выпустившаяся из университета, начала свой творческий путь, прошло много лет. Далеко позади первая персональная выставка и тревога, как земляки примут ее искусство, — теперь мы знаем, что приняли очень тепло. Сегодня работы Александры Юхлымовой хранятся в разных коллекциях по всему миру, а сама она вдохновляет новые поколения художников.

Впервые я увидела вживую батики Александры весной 2022 года в Окружном Доме ремесел. Отлично помню, как по какому-то важному делу заглянула в кабинет коллеги, а на столе, в ожидании худсовета, стоял батик с изображением буйно цветущего кипрея на фоне Обдорского острога, на него падал золотой луч закатного солнца. Я влюбилась в него, забыв, зачем зашла. Теперь этот батик занимает почетное место в моей скромной коллекции предметов искусства.


Текст: Ингрид Сафронова

Журнал «Ямальский меридиан», № 5, 2025 г.


0

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Культура, Творчество