обновлено: 13:16, 02 октября 2024
Культура
Союз глины и огня: какой след оставил в Лабытнанги фестиваль «Арктическая керамика»
В Салехарде и Лабытнанги растет число поклонников керамического искусства. Мастер-классы доступны и детям, и взрослым.
Время для чтения ~ 8 минут
В лабытнангской мастерской «Народные промыслы» очень уютно и атмосферно. Здесь начинающие керамисты под руководством мастеров изготавливают тарелки с природными фактурами, разные фигурки, кружки и многое другое.
– До сегодняшнего дня у меня не было никаких отношений с глиной. Только из пластилина в детстве лепила, — улыбается Светлана Хуснуллина.
Признается, что ей трудно контролировать материал на гончарном круге.
– Ощущения необычные: вроде что-то получается, но одно неловкое движение — и начинаешь все сначала, — говорит она. — Однако одну симпатичную маленькую тарелочку мне все-таки удалось сделать.
Мастерская керамики начала работать в городе Семи лиственниц в 2020 году на базе краеведческого музея. Полепить из глины здесь может любой желающий. Мастер-классы проводятся регулярно.
– К нам приходят и взрослые, и дети, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Всех их объединяет желание научиться чему-то новому, — говорит художник-скульптор Инна Форостяная. — Это своего рода арт-терапия. Процесс творчества успокаивает, накопившееся напряжение уходит. Поэтому некоторые люди, придя однажды, настолько увлекаются, что становятся постоянными посетителями, приводят знакомых.
Доступ к керамическому искусству есть и у жителей Салехарда. Для этого нужно лишь обратиться в инклюзивную творческую студию «Облако». Мастер-классы здесь проводят не только для детей, но и для взрослых.
– Желающих все больше. Мы даем людям возможность творить и «перезагружаться» после тяжелого рабочего дня, ведь глина забирает отрицательную энергию, расслабляет, — отмечает руководитель студии Надежда Узниченко. — Помню, у нас была девушка, которая готовилась представить проект в арт-резиденции «Полярис». Лепила виды города, вдохновлялась, отдыхала.
По словам керамистов, глина не боится экспериментов, она учит, воспитывает в человеке жесткий стержень, терпение: допустим, попал пузырек внутрь, срезаешь его, убираешь и начинаешь заново.
Приехал в горы — нашёл хобби
Ямальские мастера увлекают глиной не только северян, но и гостей округа.
Три года назад москвич Тимофей Заярнюк прилетел на Ямал, чтобы отправиться в туристический маршрут на Полярный Урал. Однако поход сорвался, и молодому человеку ничего не оставалось, кроме как прогуляться по Лабытнанги. Так и забрел перед отъездом в городской краеведческий музей.
– Познакомился там с ребятами, которые пригласили на первый фестиваль «Арктическая керамика», — вспоминает он. — В коллектив влился быстро. Меня сразу посадили за гончарный круг. Первая работа вышла на удивление удачной, хотя опыта с глиной до этого не было. И вот сейчас я периодически помогаю друзьям вести мастер-классы, общаюсь с посетителями.
Тимофей признается: сложностей с творчеством никогда не испытывал, уже работал по дереву, металлу и кости.
– Берешь материал в руки — и как-то само все получается, — смеется он. Основной же род его занятий — фотография.
Тот первый фестиваль по керамике так запал молодому человеку в душу, что теперь он посещает его. Признается, что ради такого события даже два раза увольнялся с работы.
Кстати, в горы Тимофею съездить удалось. Северная природа поразила москвича настолько, что в походы теперь старается ходить регулярно.
– Сейчас мечтаю организовать свой мастер-класс по работе с глиной для взрослых. Мне нравится геометрия, бионика и природные мотивы. Хочу развиваться на усложнение форм.
Объятые пламенем
Фестиваль «Арктическая керамика», несомненно, повлиял и на интерес ямальцев к данному виду искусства. Каждый раз он собирает все больше людей. В этом году были эксперты из Петрозаводска, Кургана, поселка Полетаево (Челябинская область), села Гжель (Московская область) и мастера из Лабытнанги, Ханымея, Аксарки и Салехарда.
На протяжении двух недель эксперты участвовали в лепке, делились секретами мастерства с северянами.
Двухметровые «огненные» скульптуры «прописались» в Лабытнанги. Они изготовлены из специального глиняного состава, в котором есть шамотная крошка.
– Для меня это очень ценно, ведь увлекаюсь лепкой с детства, — поделилась впечатлениями Алия Лысенко из Ханымея. — Новые техники и знания буду применять уже в своей студии.
Самым ярким событием мероприятия стало создание четырех двухметровых скульптур. Мастера обжигали их прямо на глазах у зрителей. Перед этим они тщательно сушили материал, иначе он мог лопнуть из-за высокой температуры.
Изготовление обожженных скульптур — настоящая наука. Чтобы все получилось, все отверстия в заготовках должны быть выполнены так, чтобы огонь полностью проходил через них и обдавал жаром каждый участок глины. Для этого керамисты сконструировали и изготовили специальные печи, основание которых выложили шамотным кирпичом. Внутрь железного кокона заложили огнеупорную вату, удерживающую жар. Печь растапливали березовыми дровами. Она раскалилась до 1300 градусов! Это выше температуры лавы при извержении вулкана.
Изделия ставили на огонь по частям, поскольку поднять целую скульптуру, не повредив ее, практически невозможно. Дальше от специалистов уже ничего не зависело.
Бывало и такое, что скульптуры ломались на последнем этапе работы. Огонь — дело непредсказуемое.
После десятичасового обжига, как раз к началу сумерек, коконы из огнеупорного материала раскрылись, словно лепестки цветка. К счастью, все скульптуры оказались целы, приобретя белый и бежевый оттенок.
– Искрящиеся раскаленные статуи — зрелище фееричное, вдохновляющее, — отметила руководитель фестиваля Ингрид Сафронова.
Сейчас работы украшают этнокомплекс «Коми-деревня», где и проходил фестиваль. Каждая из них уникальна по своей тематике. Например, одного из экспертов вдохновил фильм «Книга моря», снятый по северной легенде о женщине, вырастившей китенка. Другие создавали из глины образы могущественных духов, зверей и птиц.
Мастера уехали, а их печи остались на Ямале. Местные керамисты надеются, что создадут с их помощью еще не одну грандиозную скульптуру, которая украсит не только «Коми-деревню», но и сам город. Популяризация керамического искусства в регионе продолжится.
В следующем году в Лабытнанги планируют устроить конкурс гончаров.
Новичкам — от керамистов
- Выбирайте правильный для работы материал и учитесь центровать глину на гончарном круге.
- Не бойтесь экспериментировать. Это приведет к формированию своего стиля.
- Керамика учит разочаровываться и начинать с нуля. Не опускайте руки и не жалейте свои первые изделия.
Текст: Анна Пашкова
Журнал «Ямальский меридиан», № 10, 2024 г.