Культура
Сувениры из Донецка: кузнец создаёт металлические изделия из остатков снарядов с передовой
Сергей Логвиненко дает металлу вторую жизнь. Каждая деталь в его работах — со своей историей. Станина, осколки мин, шрапнель, гильзы разного калибра — все это, и не только, мастер использует при создании композиций.
Время для чтения ~ 4 минуты
– Вот такую штуку мне ребята привезли — осколок хаймерса. Летает у нас, падает, — говорит он, показывая фрагмент крыла американской ракеты, который подобрали в Ленинском районе Донецка. — Ствол был в плохом виде. Получилось его обрезать.
Тут же, в кузнице, стоит часть пулемета. Его доставили бойцы из Авдеевки.
В прошлом Сергей был водителем. Но работа не приносила удовольствия. Все изменилось, когда хобби — обработка горячего металла — переросло в дело всей жизни. Теперь кузнец может сидеть сутками, не поднимая головы.
Правда, увлечение началось с очень печального повода.
– Когда погиб наш первый глава Александр Захарченко, ребята привезли куски мин, попросили сделать пепельницу на могилку. Говорят: «Что-нибудь придумай». Ночь посидел, покрутил-повинтил. Получилось.
Пока набивал руку, в утиль уходило 90 процентов изделий.
Новость об умельце из Донбасса быстро разнеслась по сарафанному радио. Начали обращаться люди. Сейчас одни из постоянных заказчиков — шахтеры.
– Вот шахтерская каска, перевернутая, — говорит Сергей. — Здесь был уголь, заливался эпоксидной смолой. Получилась подставочка. Были и вагонетки маленькие.
Сергей Логвиненко: «Приезжают ребята. То на «КамАЗе» что-то отвалилось, то на «буханке» болт слизало. Подварить нужно. Помогаю. Денег никогда с них не беру. Победу надо ковать каждому в своей ипостаси. Но прошу привозить что-нибудь ржавое, ненужное. Вдруг под ногами валяется».
Постепенно география заказов разрослась — звонят и пишут из разных уголков России. Так, в Грозный «уехали» двадцать настольных часов, которые кузнец изготавливает из танковых поддонов.
Есть у Сергея и, что называется, «попсовые» работы. Например, кованые розы.
– Но они из обычного металла. Потому что во всех гильзах идет специальный сплав, его немножко перегрел — и он отламывается.
А розы требуют постоянной доработки — там подвинтил, тут подкрутил. Доводить цветы до совершенства нужно еще дольше, чем другие изделия. Важно, чтобы их форма была близка к натуральной.
Кованые розы Логвиненко почти не отличаются от настоящих. А чтобы металл не ржавел, кузнец использует темную краску, лак и бронзу.
Работы Сергея знают и на Ямале. Во время визитов северян на подшефную территорию им обязательно рассказывают о кузнеце.
Текст: Анна Цепаева
Журнал «Ямальский меридиан», № 10, 2024 г.