Традиции в картинках: комиксы о Ямале и людях | «Красный Север»
0°C

обновлено: 09:57, 11 февраля 2025

Культура

Традиции в картинках: комиксы о Ямале и людях

Повествование в изображениях знакомо человечеству с древнейших времен, например, фрески и мозаики, изображающие мифологические сцены или иллюстрации в средневековых часословах, представляли собой визуальное пояснение к текстам. Однако история появления комиксов, привычных современному зрителю, восходит к XIX веку. Поначалу это был скромный газетный жанр, который вышел на авансцену искусства во второй половине XX века. Основным жанром комиксов долгое время были приключения, боевики, детективы, ужасы, фантастика. Но, как и любое искусство, комиксы развиваются, став сегодня полноценным, глубоким, порой драматическим художественным направлением.

Время для чтения ~ 9 минут


Есть ли место комиксу в мире искусства, и в чем сложности стилизации образов культуры коренных народов Севера? Узнали мнение автора графических романов Юлии Никитиной и иллюстратора Алёны Герасимовой.

Идеальный заказчик

Идейная вдохновительница фестиваля «Ямальский комикс» и автор целого ряда графических романов, повествующих о жизни на Крайнем Севере, Юлия Никитина увлеклась комиксами в юности, коллекционируя японскую мангу. Свой первый — и сразу трехтомный — графический роман под названием «Путешествия чародея» Юлия издала более десяти лет назад. Всему училась в процессе.

Юлия Никитина. Фото: предоставлено из личного архива Юлии Никитиной
Юлия Никитина. Фото: предоставлено из личного архива Юлии Никитиной

– Поначалу было очень сложно, потому что я не знала нюансов. Комикс — это не то же самое, что иллюстрация. Требуется соблюдать единство изображения и текста, правильно выстраивать композицию страницы, ведь ее особенности влияют на повествование, необходима целостность. Именно она отвечает за ощущение времени, ритма и скорости событий повествования. Текст и изображение в комиксе – абсолютно равноправные части целого, например, линия, которая формирует лицо, по уровню важности ничем не отличается от линии, формирующей буквы, – рассказывает Юлия.

Молодая художница-иллюстратор из Салехарда Алёна Герасимова создает яркие, привлекающие внимание, стилизованные иллюстрации на тему сказок и быта народов Севера. Впервые попробовала себя в работе с комиксами недавно. В 2024 году, успешно пройдя конкурсный отбор, Алёна стала автором иллюстраций этнокомикса с дополненной реальностью «Ожившие легенды Севера». Считает эту работу одной из самых необычных и сложных за все время художественной практики.

Комикс «Ожившие легенды Севера». Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»
Комикс «Ожившие легенды Севера». Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»

– В создании комикса задействовали целую команду. Например, я создавала изображения не из головы, а по определенному сценарию. Иногда в сценарий нужно было вносить правки, чтобы соблюдать историко-культурную достоверность, тут мне очень помогли насмотренность и информированность о жизни коренных народов Севера, — отметила Алёна.

Теперь обе художницы убеждены, что для создания комиксов по узкой тематике необходимо привлекать мастера, вовлеченного в культурный контекст, чье образование, а еще лучше — чья личная жизнь непосредственно пересекается с бытом и культурой определенного народа.

Всем не угодишь

Контекст верхнего и нижнего миров, а также глубокие культурные особенности, лучше не затрагивать вообще никогда, уверена Алёна. В остальном при создании стилизованных изображений на тему культуры КМНС нужно быть очень внимательным к деталям, потому что даже внутри одного народа есть очень много территориальных нюансов: различные диалекты, орнаменты и тому подобное.

Алёна Герасимова. Фото: предоставлено из архива Окружного дома ремёсел
Алёна Герасимова. Фото: предоставлено из архива Окружного дома ремёсел

– Так что я стараюсь использовать универсальные орнаменты, такие как оленьи рога, заячьи уши, локоть лисицы, — отметила иллюстратор.

Чтобы избежать культурных спекуляций и конфликтных ситуаций, художники, работая с узкоспециальными темами, прибегают к стилизации.

– Из-за большого количества уникальных деталей в каждой ветке развития культуры определенного народа создать изображение, которое удовлетворило бы всех, невозможно. Поэтому и создается универсальный, но узнаваемый, образ представителя определенного народа и его мифологии.

Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»
Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»

– Чтобы все получилось, ты, по сути, работаешь намеками, но даже здесь всем не угодишь, — говорит Алёна.

Персонажи и правила

Нюансы, связанные с частными бытовыми предметами или культурными особенностями, можно разобрать не только с помощью консультантов, но и с помощью тематических научных книг, которые, правда, должны быть проверенными и актуальными. Также необходимо консультироваться у друзей и коллег из числа КМНС и прежде всего тренировать насмотренность.

Работа комиксиста требует огромных интеллектуальных и временных вложений, она объединяет в себе не только владение художественной техникой, но и исследование источников, умение видеть и слышать, грамотно обрабатывать информацию, вычленять основное, видеть целостную картину готового произведения заранее. Так что наивно думать, что комикс — низкое искусство, такой подход давно ушел в прошлое.

Фото: предоставлено из личного архива Алёны Герасимовой
Фото: предоставлено из личного архива Алёны Герасимовой

– Вот решу я, допустим, сделать открытку с мультяшным изображением северной девочки верхом на белом медведе. Казалось бы, что в этом такого. Но по сакральным правилам некоторых народов женщина никак не может оказаться рядом с этим животным! Для носителей культуры это будет оскорблением. Когда работаешь с традиционной культурой, нужно держать в голове очень много информации! И это помимо того, что каждому своему персонажу ты обязательно даришь частичку своего внутреннего мира, — рассказывает Алёна.

«Выбираем и обостряем»

Важно не путать стилизацию с банальным упрощением формы. Стилизация — выделение важного, отбор и последующее подчеркивание характерных черт реального объекта. Именно за счет подчеркивания основного зритель и получает эстетическое наслаждение от изображения, при этом легко считывая его тематику.

Фестиваль «Ямальский комикс». Фото: предоставлено из личного архива Юлии Никитиной
Фестиваль «Ямальский комикс». Фото: предоставлено из личного архива Юлии Никитиной

– Мы выбираем наиболее значимое и обостряем это максимально, намеренно отказываясь от остального. Так часто бывает в ситуации с орнаментами, когда остается только основа. Стилизация — это серьезный интеллектуальный процесс, требующий навыка, который, кстати, может развить в себе любой. Стилизация и ее восприятие хорошо отражает образ мысли и художника, и зрителя, — уверена Юлия Никитина.

ИИ, котики и романы

Занимаясь стилизацией образов, иногда возникает искушение обратиться к помощи искусственного интеллекта. И тут все зависит от уровня ответственности автора, ведь можно сгенерировать на скорую руку какую-нибудь ерунду в надежде на то, что заказчик ничего не заметит (и иногда действительно не замечает!).

По словам Алёны, некоторые иллюстраторы уже сталкиваются с проблемой конкуренции с ИИ.

– Тот, кто раньше рисовал условных котиков, уже страдает, — говорит она.

Фото: предоставлено из личного архива Алёны Герасимовой
Фото: предоставлено из личного архива Алёны Герасимовой

С простыми картинками ИИ справляется весьма успешно, продолжая с каждым днем совершенствоваться! Однако, чем сложнее и комплекснее задача, тем нужнее для ее решения человек: серийность, передача эмоций, придание образам личностных черт, отображение результатов деятельности сложных систем для ИИ пока недоступны.

Поэтому Юлия не боится нейроконкурента:

– Даже хорошо, что он есть, ведь теперь заказчики, которые просили нарисовать картинку за 500 рублей, больше не приходят ко мне: они за эти деньги могут обратиться к ИИ и без проблем получат то, что хотят. Но вряд ли в ближайшее время ИИ научится писать графические романы о личном опыте и переживаниях человека, выросшего на Крайнем Севере.


А вы спрашивали себя когда-нибудь, в чем состоит цель искусства?

Ответ у каждого будет свой, но наши герои сошлись во мнении, что искусство — эмоциональное и образное осмысление человеком окружающей его реальности, а еще это — рассказывание историй. Комикс объединяет в себе эти утверждения, представляя собой последовательное повествование через изображение, которое дарит читателям новый чувственный опыт.


Текст: Ингрид Сафронова

Журнал «Ямальский меридиан», № 2, 2025 г.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 09:57, 11 февраля 2025

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Творчество, Ямал, Этносы, История Ямала