Твердь посреди. Размышления о прошлом и современной истории Ямала | «Красный Север»
0°C

обновлено: 12:55, 07 февраля 2025

Культура

Твердь посреди. Размышления о прошлом и современной истории Ямала

Проект «Твердь посреди» появился благодаря продолжительному общению между автором этих строк, ямальской деятельницей культуры Зоей Худи, художницей Ганной Зубковой, куратором Сергеем Бабкиным и другими участниками команды программы «ГЭС‑2: Города». Наши с Зоей размышления о прошлом и современной истории региона отразились в картине, где Ямал — большая земля, на которой жизнь людей тесно переплетается с чем-то неизмеримо большим и при этом невидимым.

Время для чтения ~ 9 минут


Публичная программа в рамках выставки для жителей Салехарда строилась на трех сквозных темах: история 501‑й стройки, опыт адаптации коренных жителей к городской культуре и взаимодействие с природными явлениями.

Историю мегапроекта сталинских времен — сооружения трансполярной железнодорожной магистрали Чум — Салехард — Игарка, на котором работали заключенные, — отразила лекция старшего научного сотрудника МВК им. И. С. Шемановского Константина Карташова «Судьба 501-й стройки». Несмотря на то что железная дорога так и не была введена в эксплуатацию, проект сильно повлиял на развитие региона. Столица Ямала стала частью этого маршрута: на тот момент это был единственный город в регионе, поэтому он и стал опорным. За время строительства Салехард вырос: появились районы Ангальский Мыс, Мостострой и Второе отделение, а также более 400 зданий и сооружений, часть из которых сохранилась до наших дней.

Полотно, посвященное «мертвой дороге», создали из фрагментов на воркшопе «56+1 эпизод из истории Ямала», который провела художница Зоя Худи.

Зоя Худи. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Зоя Худи. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

– Меня впечатлили фотографии и очерки очевидцев 501-й стройки, то, какими силами ее создавали, — пояснила Зоя. — Я решила, что это строительство в сложных климатических условиях, повлиявшее на судьбы многих людей, нужно показать на большом холсте. Это было сложно сделать одномоментно со всеми, поэтому в обсуждениях пришли к железному полотну. Мы прикрепили к нему маленькие холсты. И в результате получилась огромная картина.

Личным опытом интеграции в городскую среду поделилась с участниками общественный деятель Неча Сэротэтто. На завершающей встрече обсудили исследовательскую поездку в Салехард художницы Ганны Зубковой. В общении с криологом Валентиной Паламарчук обнаружилась поэтическая связь науки и искусства.

Фото: предоставлено из архива Национальной библиотеки Ямала
Фото: предоставлено из архива Национальной библиотеки Ямала

– Полевые работы даются тяжело. Ты каждый день идешь с тяжелым рюкзаком много километров. Нужно быть начеку, чтобы не заблудиться, не забрести в трясину или болото. Однажды во время исследования наших водных источников я подошла к краю берега, упала, схватилась за какую-то палку и продолжила забивать точки в GPS. После полей я приезжаю вдохновленная увиденным, — призналась Валентина.

Наглядным итогом совместных исследований творческой группы проекта стала скульптура, созданная Ганной.

Ганна Зубкова. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Ганна Зубкова. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Инсталляция в Национальной библиотеке Ямала имитирует буровую установку: на каркасе из металлического профиля размещены LED-панели, фотографии, пластиковые элементы с визуализацией электротомографии грунта, кусок мерзлоты в эпоксидной смоле. С помощью видео, схем и найденных предметов работа рассказывает о различных событиях локальной истории. Многолетняя мерзлота выступает одновременно центром и основой каждого сюжета, будь то особенности сельского хозяйства в регионе, свидетельства о 501-й стройке или опыт коренных жителей в адаптации к городской жизни. Из этих локальных историй складывается образ многолетней мерзлоты как могущественной силы, имеющей значение для всей планеты.

Проект «Твердь посреди» проходил в рамках масштабной программы «ГЭС-2: Города», посвященной взаимодействию локальных сообществ и художников, выстраиванию профессионального диалога. Ямал стал четвертой географической точкой в программе дома культура «ГЭС-2» вместе с Костромой, Челябинском и Камчатским краем.

Инсталляция «Твердь посреди»

Инсталляция. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Инсталляция. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Верх. Ӈани я

«Ӈани я» с ненецкого языка переводится как «чужая земля», где «я» означает «земля». Объект — сувенирный брелок из кости мамонта как пример массового потребления культуры, переходящего из мира сакрального в мир коммерции. Орнамент на брелоке у народов ханты символизирует Солнце, которое дает жизнь человеку, животным и растениям.

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Электромагнитное поле

Электромагнитное поле в электротомографии создается токами, которые проникают в землю через металлические электроды — штыри — для изучения подземных структур. Электромагнитные свойства грунта позволяют сканировать землю и выявлять ее предполагаемый состав. Цветовая модель создается методом подбора, при котором из миллионов возможных вариантов выбираются наиболее точно соответствующие показателям сопротивления грунта. В инсталляции каждый слой размещен на отдельной пластине, что является попыткой отобразить слои земли. Однако полная картина формируется только под определенным углом зрения.

Опытное поле, Обдорск (ныне Салехард), 1929

Д. М. Чубынин, инженер-гидрометеоролог, испытывал это поле для вызревания урожая и доказал возможность выращивания культур в условиях Крайнего Севера. Копия фотографии из фондов Ямальской опытной сельскохозяйственной станции предоставлена Государственным архивом Ямало-Ненецкого автономного округа.

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Поле. Салехард

Опытное поле, Салехард (ранее Обдорск, Сале-Хард), 2024. Из документации электротомографического исследования структуры почв. Исследование показывает реальное состояние многолетней мерзлоты на территории города.

Твердь

Вечная мерзлота представляет собой среду, в которой вода может находиться одновременно в трех агрегатных состояниях — в виде льда, воды и пара. Будучи частью земной коры, она рассматривается как твердь, на которой возможно вести оседлый образ жизни. В инсталляции — фрагмент, извлеченный из скважины на Опытном поле.

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Поле зрения

Поле зрения (Field of View, FOV) в лидарных системах 3D-сканирования – это угол, под которым устройство видит объекты. Сканирование теплицы Опытной сельскохозяйственной станции позволило создать модель сооружения, которое когда-то использовалось для изучения полярного растениеводства, выведения сортов картофеля и садовых культур, адаптированных к условиям Арктической зоны. Сейчас от него остался лишь каркас, напоминающий скелет древнего существа.

Фото: предоставлено из личного архива Ганны Зубковой
Фото: предоставлено из личного архива Ганны Зубковой

Свайное поле

Свайное поле — участок, где сваи размещены с учетом распределения нагрузки на нестабильный грунт. Сваи позволяют переносить вес дома, минуя неустойчивый оттаявший слой многолетней мерзлоты и обеспечивая долговечность здания.

Обратная сторона зеркала воды

Зеркало воды — термин, обозначающий верхнюю границу подземного водоносного слоя, где вода находится в состоянии покоя. Эта граница является началом водоносного горизонта, а поверхность воды воспринимается как зеркало. Регулярное исследование воды позволяет отслеживать изменения в подземных водах, особенно в условиях сезонных колебаний. А измерения, проводимые в скважинах, помогают понять, как подземные воды могут влиять на слои вечной мерзлоты, и каким образом эти изменения могут влиять на инфраструктуру города.

Фото: предоставлено из личного архива Ганны Зубковой
Фото: предоставлено из личного архива Ганны Зубковой

Низ. Изоляция

Изоляционная или обсадная труба используется при бурении скважин. Она предназначена для защиты стенок отверстия и предохраняет глубинный источник от попадания в него жидкости, находящейся в верхних слоях.

Фото: предоставлено из личного архива Ганны Зубковой
Фото: предоставлено из личного архива Ганны Зубковой



Текст: Ефим Хороля

Журнал «Ямальский меридиан», № 2, 2025 г.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 12:55, 07 февраля 2025

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Культура, Творчество, История Ямала