Уренгойский художник Василий Краснобородкин: «Учитесь видеть красоту» | «Красный Север»
0°C

Культура

Уренгойский художник Василий Краснобородкин: «Учитесь видеть красоту»

Как рождаются картины? Кто превращает серый пейзаж за окном в написанный маслом шедевр или нежную акварель? Ямальский художник Василий Краснобородкин — один из тех, кто видит мир иным и показывает нам: «Какое чудо вы не замечаете!»

Время для чтения ~ 7 минут


Автор удивительных портретов и завораживающих ямальских пейзажей Василий Краснобородкин и не мечтал об искусстве. Он хотел посвятить свою жизнь большому спорту, но нелепая травма на гимнастических снарядах перевернула жизнь.

– Окончил Алма-Атинский университет (ныне Казахский национальный педагогический университет) и по распределению отправился преподавать в Нижневартовск, где только открылся художественно-графический факультет педагогического института. Но нужно самому очень хорошо делать то, чему учишь. Здесь я профессионально углубился в содержание предметов, и началась история моего становления как художника, — поведал Василий Петрович.

А так как на Севере почти всегда холодно, большая часть работ проводилась в мастерской. Редкие выезды на пленэр открыли для художника северный пейзаж. Ведь только кажется, что южную буйную природу рисовать приятнее, на самом деле Север завораживает.

Василий Краснобородкин. Фото: предоставлено из личного архива Василия Краснобородкина
Василий Краснобородкин. Фото: предоставлено из личного архива Василия Краснобородкина

– К нам приезжают художники из центральной части России, где, казалось бы, такое богатство красок и культурного наследия. Можно встать в любом месте и начать писать с натуры, — разводит руками мастер. — А они набрасываются на наши ямальские виды и не могут оторваться. Для них это восторг, экзотика! Даже какая-нибудь болотная кочка и на ней грибок или ягодка.

После двадцати лет нижневартовской эпопеи уже состоявшегося художника Краснобородкина пригласили возглавить Уренгойскую детскую художественную школу — одну из немногих сельских в России. К тому времени он уже получил дополнительное образование в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. За девять лет работы Василию Петровичу удалось создать крепкий профессиональный коллектив, с которым в 2023 году школа стала призером Общероссийского конкурса «Лучшая сельская ДШИ».

– Ямал очень разный — промышленный, урбанизированный и сельский, архаичный. Это удивительный контраст, — делится впечатлениями Василий Краснобородкин. — Для меня нет такого понятия «нравится, не нравится». Удивительно все, что нас окружает. Нужно уметь это увидеть и передать людям.

Художественная работа Василия Краснобородкина. Фото: предоставлено из личного архива Василия Краснобородкина
Художественная работа Василия Краснобородкина. Фото: предоставлено из личного архива Василия Краснобородкина

Например, в древнем сибирском Тобольске все приезжающие художники начинают писать храмы и дворец губернатора (того самого из сериала «Тобол»). А ямалец отошел в сторону.

– Потом местные спрашивают: «Ты где это увидел, где нашел?» Отвечаю, что все рядом, на виду. Но люди привыкли к этому, потому не замечают.

Как рождается сюжет? Вышел из дома, посмотрел налево, посмотрел направо — ничего интересного. Через дорогу заброшенная старая хибара, уже покосившаяся, да упавший забор. На берегу давно ржавеющие речные толкачи и полузатонувшие баржи. А на холсте появляется загадочный дом, уснувший в своей древней истории. Речная гладь блестит солнечными зайчиками. Полузатонувший катер вот-вот оживет и снова запляшет на обских волнах.

– Ничего сложного нет, — улыбается мастер. — Художника, пишущего с натуры, можно сравнить с рыбаком, который высматривает и подкарауливает. Как он готовится к рыбалке, берет удочки, снасти, наживку, так и художник собирается: включает наблюдательность, готовит холст и краски. Идешь на реку, значит, уже знаешь, что будешь писать реку. А какой она получится на холсте — зависит от времени года, погоды и настроения.

Вот почему один и тот же вид у художников разный до неузнаваемости — все дело в настроении! Потому и портреты писать сложнее, чем природу, — сосна стоит, только ветвями пошевеливает. А человек сейчас смотрит на художника задумчиво, через мгновение — весело, а тут вдруг что-то грустное вспомнил.

Художественная работа Василия Краснобородкина. Фото: предоставлено из личного архива Василия Краснобородкина
Художественная работа Василия Краснобородкина. Фото: предоставлено из личного архива Василия Краснобородкина

– И пейзаж, и портрет для меня одинаково ценны. У каждого художника есть свои секреты, свои любимые краски, способы и приемы, чтобы подчеркнуть выразительность, настроение. Ведь на холст переносится не просто натура, а эмоции художника, его видение. А это всегда неповторимо.

Сегодня Василий Петрович учит других видеть в окружающем красоту. Для этого нужно постоянно расти самому: чтобы заставить ученика перепрыгнуть через планку, нужно ее поднять. И здесь Краснобородкин снова окунулся в творчество, не удержавшись в устоявшихся педагогических шаблонах.

– В процессе преподавания возникла необходимость в теоретическом обосновании некоторых моих утверждений, наработанных с опытом. Поэтому я поступил в аспирантуру и защитил диссертацию. Теперь на практике реализую свои научные исследования.

Говорят, что успех учителя — в превосходстве над ним его учеников. Василий Петрович утверждает, что у него уже есть такие. Удачи им на долгом, трудном и таком увлекательном творческом пути. А мы пока будем восхищаться старой ненкой на стойбище и гадать, какими волшебными красками можно передать такое счастье.

– Я реалист, как любой художник, пишущий с натуры. Я повторяю и передаю состояние этого мира зрителю, — утверждает волшебник Краснобородкин.

Но почему-то на картинах Василия этот мир предстает более ярким и жизнерадостным.


Текст: Иван Бычков

Журнал «Ямальский меридиан», № 5, 2024 г.


0

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Культура, Творчество, уренгой, История Ямала