В единственном экземпляре. Новый творческий период самой поэтичной ямальской художницы Гузель Сибагатуллиной | «Красный Север»
0°C

обновлено: 19:58, 17 января 2025

Культура

В единственном экземпляре. Новый творческий период самой поэтичной ямальской художницы Гузель Сибагатуллиной

Интерес к рисованию проснулся у Гузели в раннем детстве. Но родители желали дочери стабильного финансового будущего, которым нечасто могут похвастаться художники. И поэтому прятали бумагу и кисти. Но спустя годы тяга к искусству взяла свое. Всего одного года подготовки, пусть и чрезвычайно усиленной, хватило талантливой 18-летней девушке, чтобы поступить в художественный вуз.

Время для чтения ~ 10 минут


Благодарна родным бесконечно!

Сегодня Гузель Сибагатуллина — преподаватель новоуренгойской ДШИ № 2, глава Ямальского отделения Союза акварелистов России, почетный член Международной академии современного искусства. Недавнюю профессиональную победу — золотую медаль Международной премии в сфере искусства «Звезда виртуоза» — посвятила маме и папе.

– Я никогда не винила родителей в том, что пошла по пути искусства позже, чем могла бы. Все получилось вовремя: я встретила замечательного наставника Олесю Михайловну Бондаренко, она взяла меня под крыло и дала необходимое пространство для внутреннего излияния. Сейчас я преисполнена глубочайшей благодарности родным за воспитание и силы, которые они вложили в меня, привили трудолюбие, — признается Гузель.

«Северные волны». Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной
«Северные волны». Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной

«Важно, чтобы акварель не поняла, что ты ее ведешь. Ты не можешь полностью управлять процессом, можешь только направлять потоки краски, иногда очень стремительно несущиеся куда-то по плоскости листа».

Раньше художница была убеждена, что нужно идти только туда, где трудно. Поэтому освоила одну из самых сложных техник рисования — акварель по мокрому (представляет собой нанесение акварели или гуаши на обильно смоченную водой поверхность листа).

– Первые мысли были не о том, как поэтично растворяется пигмент, а о том, как здорово будет пройти через препятствия и доказать всем, что я это могу! — делится воспоминаниями Гузель. — Это очень кропотливая работа, связанная с эмоциональным напряжением, визуальной чувствительностью, ассоциациями, воспоминаниями. И вот когда все складывается воедино, ты наконец чувствуешь себя готовой поделиться этим с внешним миром.

Разговор с самой собой

Названия работ Гузели — отдельный вид искусства. Они очень поэтичные, отлично иллюстрируют и дополняют, иногда поясняют суть изображенного. Было время, когда художница думала посвятить себя писательскому делу. Часто находясь наедине с собой, вступая в сознательный внутренний диалог, Гузель научилась читать собственные мысли как книгу.

Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной
Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной

– В моих работах очень много символизма. Раньше я боялась высказываться, не умела этого делать — была очень замкнутым ребенком. Когда я больше не смогла удерживать в себе то неистовство образов, которое во мне накопилось, я и начала неотрывно работать – освобождаться от них. Множество деталей и витиеватых переходов как бы осеняли мою работу флером таинственности, намекали на сложность душевного мира. Думаю, у меня была потребность придать своей персоне загадочности, — улыбается Гузель.

Впервые зритель увидел работы Гузели в 2018 году. А четыре года спустя — в ноябре 2022 года — в Выставочном центре Окружного Дома ремесел состоялась первая персональная выставка художницы, имевшая огромный успех у аудитории самых разных возрастов.

«Багряный полдень». Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной
«Багряный полдень». Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной

– А я до сих пор считаю, что плохо рисую! Иной раз смотрю на свежую работу – вроде ничего получилось, позже взгляну – совсем не очень, — смеется собеседница.

Две картины Гузели прошли отбор на фестиваль-выставку идейного искусства «Время, вперед!» и будут экспонироваться в Новой Третьяковке с 16 января по 7 февраля 2025 года. Как и другие работы, они существуют в единственном экземпляре. Почему ямальская художница не делает копий, она объясняет так:

– Это чувство, выраженное в моменте, – я отдала частичку себя во внешний мир, ко мне она уже не вернется и воспроизвести ее еще раз невозможно.

«Сказание ветвей». Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной
«Сказание ветвей». Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной


Бесконечное желание рисовать

Сейчас у художницы новый творческий период. Гузель обрела внутренний баланс. Раньше ей было необходимо переливами цвета посеять ощущение таинства и недосказанности, теперь же хочется, чтобы все было четко и понятно.

– Для художника очень важно постоянно находиться в поиске. Сомнения — базовая вещь, никогда не заглушаю их в себе. Только чтобы не утонуть в этих сомнениях, художникам, особенно начинающим, очень важно слышать конструктивную критику от коллег или наставников, – считает она.

Пленэр на полуострове Рыбачий (Мурманская область) с Ю. А. Ломковым. Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной
Пленэр на полуострове Рыбачий (Мурманская область) с Ю. А. Ломковым. Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной

«Для меня, как и для моих дочерей, — это просто бесконечное желание рисовать! Сложно сказать, откуда оно возникает. Но если подумать, это все про сильную внутреннюю потребность высказаться».

Однако в силу ряда исторических причин институт критики в нашей стране практически отсутствует. Во многом это связано с тем, что искусствоведы боятся спугнуть тех немногих художников, кто готов представить свои работы широкой аудитории.

– Давить на творческую личность нельзя, будет обратный эффект. Ребята, которые у меня занимаются, поражают своим упорством, порой я сама удивляюсь: откуда в них столько интереса к рисованию? По три раза в неделю приходят, по три часа беспрерывно рисуют! — говорит Гузель.

Бесконечное желание рисовать испытывает и сама преподавательница, и обе ее дочери:

– Знаете, когда маленькие дети еще не могут толком говорить, но очень хотят донести какую-то важную для них мысль, они начинают рисовать, изъясняться! Вот и у художника есть необходимость делиться с миром своими чувствами.

На занятиях у Гузели царит особая атмосфера: ученики сосредоточены, взгляд увлеченный, движения легкие, а на лице улыбка!

Ученицы Гузель Сибагатуллиной за работой. Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной
Ученицы Гузель Сибагатуллиной за работой. Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной


Сколько стоит искусство

Не каждый воспитанник ДШИ станет новым Репиным: пасовать могут все, а писать картины — нет. Хотя, размышляет педагог, проблема может крыться в том, что художникам просто не хватает помощников — менеджеров, продюсеров, как у музыкантов.

– Мы же продавать совсем не умеем, стесняемся говорить о цене, — признается Гузель. – С другой стороны, я отрываю от себя кусочек каждый раз, когда пишу картину, — как же можно продать ее дешево?

«Хозяйка очага». Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной
«Хозяйка очага». Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной

«Однажды выпускники сказали мне, что я стала для них поводом не бросать «художку»! Для меня это стало самой ценной благодарностью!»

Есть работы просто бесценные, расстаться с которыми авторы не в силах ни при каких обстоятельствах. Для Гузели такой стала картина под названием «Я слышу, как внутри меня бьется хрусталь» – самая дорогая сердцу художницы.

Сейчас Гузели очень хочется, чтобы на Ямале забурлила творческая жизнь, стало больше выставок, пленэров, профессиональных встреч, связанных с изобразительным искусством.

– Я позвонила Ольге Викторовне Петровой, президенту Союза акварелистов России, предложила открыть Ямальское отделение, и мне дали добро. Правда, сначала я испугалась, что взяла на себя слишком много, но сейчас все идет хорошо. По сути, это моя альтруистическая миссия — помогать людям там, где я могу и хочу это сделать. Открытие представительства Союза акварелистов на Ямале дает возможности для будущих проектов.

«Ты камень — я вода». Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной
«Ты камень — я вода». Фото: предоставлено из личного архива Гузели Сибагатуллиной

История Гузели — это история человека, который не пожертвовал своим призванием, смирившись с обстоятельствами. По меркам мира искусства наша героиня начала художественное обучение слишком поздно — в 18 лет. И пусть все детство родители запрещали рисовать, характер, который они в ней воспитали, помог очень быстро наверстать упущенное. Она не только успешно поступила в художественный вуз после всего одного года подготовки, пусть и чрезвычайно усиленной, но и достигла значительных высот на профессиональном поприще. Сегодня Гузель взращивает и вдохновляет новое поколение молодых художников и делает огромную работу по формированию профессионального художественного сообщества на Ямале — для себя, для людей и для истории.


Текст: Ингрид Сафронова

Журнал «Ямальский меридиан», № 1, 2025 г.


1

0

0

0

0

0



обновлено: 19:58, 17 января 2025

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Творчество, Культура, История Ямала